Алла Азовцева с детства любила животных, а когда узнала про дельфинов — влюбилась и чтобы быть к ним поближе, устроилась работать поваром в дельфинарий под Анапой. В СССР дрессуре никто не учил, поэтому девушка обучалась сама. Ее старания заметили, и Аллу сделали тренером.
Ее первым дельфином был белуха Егор. Азовцева начала дрессировать его в Крыму, а потом переехала в Москву: в течение 16 лет Егор выступал на шоу в столичном дельфинарии на «Семеновской». Годы работы на «Семеновской» в 1990-х Алла считает пиком своей карьеры. Морской биолог Сергей Кожемякин, которого она тогда учила, называет Азовцеву «человеком-легендой».
«Тогда [в индустрии] процветал сексизм, — вспоминает он. — Но как бы над ней ни издевались, она смогла доказать, что заслуживает этого. Один трюк за другим, которых никто никогда не делал, полная свобода и уверенность в животном [выходы с Егором в открытое море]».
Позже Анна вместе с мужем и детьми переехала в Крым. Муж обещал, что они откроют дельфинарий в Севастополе, где Азовская сможет обустроить вольеры открытого типа, чтобы животные свободно уходили в море и возвращались.
Но всё пошло не по плану: Азовцева настаивала, чтобы дельфинов было четверо, а команда хотела больше животных, ведь они «будут погибать». После ссоры с партнерами по бизнесу Алла ушла и работала тренером в дельфинарии в Коктебеле, приглашала ученых-гидроакустиков, чтобы те изучали афалин.
Там Алла встретилась с черноморской афалиной Зойкой: она называет ее самым значимым дельфином в судьбе. Она приглашала к Зойке ученых, думая, что их задачи развлекут животное, но видела, что интеллект дельфина этим не удовлетворить. «И я поняла: как бы я ни старалась, она меня не полюбит, я не смогу быть для нее интересной. Дельфину все равно, кто перед ним стоит, я их надсмотрщик и тюремщик».
Сейчас Алла вместе с детьми и внучкой живет в Дахабе, занимается бытом, воспитанием внучки, а иногда они всей семьей отправляются на риф, где встречаются с дельфинами в открытом море.
«Я всегда считала, что, раз я безумно люблю этих животных, они автоматически будут счастливы, — рассуждает Алла. — А нужна ли им моя любовь? Высшая любовь в том, чтобы оставить их на свободе и наслаждаться этим ощущением. Чтобы любить, необязательно ловить и сажать в клетку».
Подробнее историю Аллы Азовцевой читайте в материале «Таких дел».
💚 «Вдох. Выдох» — это проект «Бумаги» о главных новостях и вдохновляющих людях. Подписывайтесь на наш канал, чтобы каждый день замечать хорошее вокруг: