Найти тему
Дракула исторический

Была пленницей – стала княгиней. Как красавица Мария заставила жениться князя Штефана Великого

Последней женой молдавского князя Штефана Великого стала племянница Влада Цепеша, исторического Дракулы. Однако подробности этой истории часто замалчиваются или искажаются. Не принято упоминать, что Штефан поначалу не думал жениться. Племянница Дракулы досталась ему как военный трофей, поэтому ей предназначалась роль любовницы, а не жены. К счастью, эта девушка унаследовала твёрдый характер своего дяди, поэтому смогла выйти победительницей даже из такого положения.

Хорошо, уговорила, женюсь! (Авторский коллаж на основе фрески из монастыря Воронец)
Хорошо, уговорила, женюсь! (Авторский коллаж на основе фрески из монастыря Воронец)

Красавица Мария

Племянницу Дракулы, о которой идёт речь, звали Мария Войкица. Её отцом стал младший брат Дракулы – валашский (румынский) князь Раду по прозвищу Красивый. О самой Марии исторические источники тоже говорят как о красавице.

Почему Марию называют Войкица, никто объяснить не может. Вероятно, крёстной матерью для новорождённой Марии была боярыня по имени Войка, а Войкица – что-то вроде отчества, но на женский лад.

Родилась девочка не ранее лета 1463 года. Осенью 1462-го её отец получил власть в Валахии (Румынской Стране) и тогда же женился на Марии Деспине. (Деспина – титул дочери правителя в государствах, расположенных на территории бывшей Византийской империи.)

Дочь, названная в честь матери, родилась в положенный срок после свадьбы, хотя можно встретить утверждение, что маленькая Мария появилась на свет во второй половине 1450-х годов. Это утверждение служит одной цели – задним числом подправить историю отношений дочери Раду с молдавским князем Штефаном, где Штефан выглядит не очень красиво.

Той же цели служит утверждение, что Раду якобы плохо обращался со своей женой и дочерью, а Штефан защитил обиженных. Однако факты говорят о том, что Раду заключил со своей женой договорной брак, где супруги хоть и не любят друг друга, но уважают, так что обращение было ровное.

Ещё в то время, когда Раду жил при турецком дворе, великий визирь Махмуд-паша подыскал ему невесту – Марию Деспину, девушку из знатной албанской либо сербской семьи. Осенью 1462 года, когда Раду вместо своего брата Дракулы стал князем, невеста приехала в Валахию.

Почти сразу состоялась свадьба, после чего у супругов родилась дочь. Возможно, что Раду относился к дочери так же ровно, как к жене, а возможно, что гораздо теплее.

Жена Раду Красивого с дочерью (Рисунок нейросети)
Жена Раду Красивого с дочерью (Рисунок нейросети)

Как известно, Раду Красивый состоял в особых отношениях с турецким султаном Мехмедом, и это даёт повод думать, что Раду не любил женщин и относился к ним неприязненно. Однако Раду с 1464 года в своих грамотах упоминает, что его трон может унаследовать его «сердечный плод». Эта формулировка означала, что у Раду родились сыновья.

Нигде кроме грамот Раду эти сыновья не упоминаются, то есть никто из этих «сердечных плодов» не дожил до взрослого возраста. Однако сыновья несомненно были. И возможно, что не только от жены.

В общем, ещё не известно, куда на самом деле стремилось сердце Раду Красивого. Вероятно, что в отношения с султаном он вступил под давлением обстоятельств и ради политической выгоды, а как только перебрался из Турции в Валахию, то стал вести себя иначе.

Раду Красивый при турецком дворе (Рисунок нейросети)
Раду Красивый при турецком дворе (Рисунок нейросети)

Может, он не любил свою жену, но детей наверняка любил, а особенно – свою красавицу-дочь Марию.

Штефан начинает войну

Правление Раду Красивого и жизнь его семьи протекали спокойно вплоть до начала 1470-х годов, когда молдавский князь Штефан начал совершать походы в валашские (румынские) земли.

Раду Красивый был союзником турок, а Штефан хотел свергнуть его и заменить своим ставленником, чтобы Валахия оказалась вырвана из-под турецкого влияния и заключила союз с Молдавией.

Осенью 1473 года стало известно, что молдавский князь снова собирается в поход, поэтому Раду Красивый собрал войско и двинулся навстречу Штефану.

В ночь с 20 на 21 ноября 1473 года войско Раду потерпело сокрушительное поражение от Штефана. Это случилось на границе с Молдавией, на берегу быстрой горной реки недалеко от города Фокшани.

Раду с остатками войска еле спасся и поспешил в свою столицу в Бухарест, где находились его жена Мария Деспина, 10-летняя дочь Мария Войкица, а также княжеская казна и прочие ценности. Раду приказал запереть все ворота городской крепости и приготовиться к осаде.

Бухарест в XVII веке, но крепостные стены вокруг города всё ещё видны (Старинная гравюра)
Бухарест в XVII веке, но крепостные стены вокруг города всё ещё видны (Старинная гравюра)

Штефан появился под стенами Бухареста уже 23 ноября, однако за такой короткий срок не мог подтянуть туда всё своё войско и окружить город. Раду, оценив положение, решил, что надо, пока есть лазейка, попросить подмоги у турок. В ночь на 24 ноября Раду тайком уезжает из Бухареста, уверив жену и дочь, что им бояться нечего и что он скоро вернётся.

Однако судьба решила иначе. Днём 24 ноября Штефан сумел сломать ворота одной из башен и ворваться в город. Его добычей стали не только семья Раду Красивого, а также казна, богатые княжеские одежды, драгоценная утварь и вооружение.

Летопись говорит, что после этого Штефан три дня «веселился» в городе, то есть Бухарест согласно военному обычаю был отдан молдавским войскам на трёхдневное разграбление.

28 ноября Раду вернулся, но привёл с собой не слишком много людей. Он рассчитывал ударить молдаванам в тыл, чтобы заставить снять осаду города, и не ожидал, что за четыре дня всё так сильно поменяется. Теперь нападать пришлось не с тыла, а в лоб, и надежды на успех почти не осталось, но Раду всё же напал, желая освободить жену и дочь.

Конечно, нападение окончилось неудачей. Раду снова вынужден был спасаться, а Штефан со всей своей добычей вернулся в Молдавию, на прощанье устроив под стенами Бухареста казнь.

Летопись говорит, что Штефан казнил 2300 пленных воинов из войска Раду, но даже если в 10 раз меньше, это всё равно выглядело страшно.

Молдавский плен

Все ужасы войны вынужденно наблюдала дочь Раду – Мария Войкица, но до конца не верила, что это происходит на самом деле. Ведь отец обещал, что столицу не возьмут. Он обещал, что вернётся и прогонит молдаван. Почему же всё случилось не так, как сказал отец?

И вот Мария Войкица вместе с матерью едет в обозе чужого войска туда, куда совсем не хочет ехать – в молдавскую столицу Сучаву, а там обеим «гостьям» не рады. На знатных пленниц косо смотрит молодая жена князя Штефана – Мария Мангупская. Она почему-то думает, что они угрожают её благополучию.

Мария Мангупская (Кадр из румынского фильма "Штефан Великий – 1475 год")
Мария Мангупская (Кадр из румынского фильма "Штефан Великий – 1475 год")

Заодно с женой Штефана косо смотрит и вся женская половина дворца, а пленницы не могут объяснить, что хотели бы уехать, но никто их не отпустит.

В румынском фильме «Штефан Великий – 1475 год» всё это представлено так, будто Мария Войкица и её мать Мария Деспина нашли при дворе Штефана убежище и защиту от притеснений Раду Красивого. Но это неправда.

Если бы Раду плохо обращался со своей женой, она не прожила бы с ним в браке более 10 лет, а уехала бы к родителям или другим родственникам. Князь Штефан не был ей родственником, поэтому пребывание жены и дочери Раду Красивого в Молдавии считалось позором.

Жене Раду Красивого на момент пленения было 26-29 лет. Злые языки спрашивали: «Что молодая жена князя Раду делает при дворе другого мужчины? А что там делает её почти взрослая дочь?»

Молдавский князь Штефан (Кадр из румынского фильма "Штефан Великий – 1475 год")
Молдавский князь Штефан (Кадр из румынского фильма "Штефан Великий – 1475 год")

Меж тем военные действия продолжались. В 1474 году Штефан ещё два раза (весной и осенью) приходил в Валахию, пытаясь посадить своего ставленника на валашский трон. Достичь цели Штефану не удалось, но Раду больше беспокоился о том, что молдавский князь не вёл никаких переговоров о том, что хочет получить выкуп за своих пленниц.

Сколько стоила свобода

Пленение знатных людей и освобождение за выкуп – обычное дело в те времена.

Известен случай, когда сербский князь Георгий Бранкович попал в плен к венгерскому магнату Михаю Силадьи и обещал заплатить за свою свободу 100 тысяч серебром. Магнат согласился, и князь поехал собирать деньги, а в залог оставил жену. Князь Бранкович действительно собирался её выкупить, но в дело вмешался венгерский король, который велел, чтобы княжескую жену отпустили бесплатно.

Другой венгерский король, племянник того самого Михая Силадьи, в юности оказался в плену у чехов, и теперь уже сам Михай собирал выкуп за племянника – 60 тысяч золотом.

Суммы очень солидные, и такую же сумму мог потребовать Штефан, но ничего не требовал. Молдавский князь почему-то решил оставить пленниц у себя. А Раду не мог всё так оставить, потому что это было позорно не только для его жены и дочери, но для него самого – как для мужа и отца.

Последняя надежда на освобождение

Раду не мог снарядить новое войско, поэтому решил идти проторенным путём и обратиться за помощью к турецкому султану Мехмеду. Султан помогал ему не раз, так пусть поможет снова!

Раду Красивый что-то задумал (Рисунок нейросети)
Раду Красивый что-то задумал (Рисунок нейросети)

Когда в декабре 1474 года в Молдавию пришла огромная турецкая армия, это во многом случилось стараниями Раду, однако сам Раду уже не участвовал в походе. Он умер.

Причина этой смерти остаётся загадкой до сих пор. Возможно, Раду нежданно впал в немилость и был казнён, а возможно, что причиной смерти стала тяжёлая болезнь.

В письме от 10 августа 1474 года Раду сообщает, что минувшей весной был серьёзно болен – так сильно, что не мог сесть на коня и сражаться против Штефана, но «по воле Божьей выздоровел».

То самое письмо Раду Красивого от 10 августа 1474 года (Фото из личного архива автора статьи)
То самое письмо Раду Красивого от 10 августа 1474 года (Фото из личного архива автора статьи)

Возможно, зимой 1474 года болезнь вернулась и добила Раду, но это был точно не сифилис. Первые случаи заболевания этой болезнью в Европе относятся к 1490-м годам, а Раду скончался заметно раньше.

Конечно, жена и дочь поначалу ничего не знали о его смерти. Они думали, что турецкий поход в Молдавию – их надежда на освобождение. Если турецкая армия одержит победу, то важным условием мира, конечно же, будет возвращение в Валахию знатных пленниц.

10 января 1475 года в Молдавии состоялась знаменитая битва близ Васлуя. Это одна из самых блестящих побед князя Штефана. Его войско, которое насчитывало менее 50 тысяч, разгромило 120-тысячную турецкую армию.

Битва при Васлуе (Рисунок из открытых источников)
Битва при Васлуе (Рисунок из открытых источников)

Штефан тоже не знал, что Раду Красивый умер, и потому для молдавского князя казалось особенно важным выиграть эту битву. Штефан опасался, что в случае проигрыша будет вынужден вернуть валашских пленниц, но молдавский князь уже давно для себя решил, что не отдаст их.

Вернее, Марию Деспину князь легко согласился бы вернуть, а вот её дочь Марию Войкицу – ни за что. Битву при Васлуе он выиграл в первую очередь ради того, чтобы никому эту пленницу не отдавать.

Что если дядя вмешается?

Ближе к весне 1475 года до Молдавии и её столицы Сучавы дошла весть о смерти Раду Красивого.

Пленницы опечалились, а особенно – Мария Войкица. Смерть отца – событие само по себе печальное, но оно также означало, что свободы теперь не видать. Никто не поможет. Никто не вступится. Разве что дядя, старший отцов брат, которого в Валахии зовут Дракул, а в Венгрии – Дракула.

Мария Войкица, конечно, слышала, что её дядя по характеру суров. Но ведь Штефан ещё суровее! Разве не видела Мария Войкица, как Штефан грабил Бухарест? Разве не видела, как через несколько дней после того грабежа он сотнями казнил отцовых воинов возле города?

А разве не видела она большую казнь в молдавской столице весной 1474 года? Штефан тогда вернулся из нового похода в Валахию, привёл с собой много пленных, но лишь затем, чтобы повесить их возле городской крепости. Говорят, их было 700 человек, но Мария Войкица не считала. Так неужели дядя более суров, чем Штефан?

Вот так при князе Штефане выглядела крепость в Сучаве (Рисунок-реконструкция художника Раду Олтяна)
Вот так при князе Штефане выглядела крепость в Сучаве (Рисунок-реконструкция художника Раду Олтяна)

Мария Войкица знала, что дядя её был со Штефаном очень дружен. В 1462 году дядя оказался в венгерском плену, а Штефан не раз просил венгерского короля, чтобы отпустил пленника.

Весной 1475 года король послушал, пошли разговоры, что Дракулу вот-вот освободят, а Мария Войкица думала: «Может, дядя по такому случаю приедет в Сучаву к своему старому другу Штефану? Штефан не посмеет прятать меня от моего родича».

Вот тогда-то Мария Войкица хотела упасть дяде в ноги и слёзно просить: «Забери меня, дядюшка, с собой. Нет сил здесь жить. Ты сам знаешь, как в плену тяжело. А я здесь пленница. И матушка моя – тоже. Держит нас здесь твой друг, а зачем держит – сама не знаю».

Летом 1475 года дядя Марии Войкицы, тот самый Дракула, был освобождён. Осенью 1476 года он не без помощи Штефана занял валашский трон. Однако в Сучаву так и не приехал, а в декабре 1476 года погиб.

Как Мария заставила Штефана жениться

Тем временем Марии Войкице исполнилось 13 лет, и вот тогда выяснилось, зачем Штефан привёз её в молдавскую столицу, поселил в своём дворце и не хотел отпускать, даже выкупа не хотел.

Подросшая Мария Войкица (Рисунок нейросети)
Подросшая Мария Войкица (Рисунок нейросети)

Штефан начал юную Марию обхаживать и сам признался, что понравилась она ему ещё три года назад, когда ей было 10 лет. Ведь уже тогда было понятно, что красавицей вырастет, а сейчас, когда ей исполнилось 13, оправдались его самые смелые надежды: красавица редкая!

– Я ещё тогда решил, что будешь ты моей и больше ничьей, – сказал Штефан. И по всему получалось, что должна она его полюбить, потому что выхода у неё другого нет, хотя предлагают ей позорную роль – роль любовницы.

Мария Войкица оказалась в почти таком же положении, как её отец – Раду Красивый. Когда-то ему тоже было 13 лет. Он находился в плену у султана Мехмеда и не надеялся на освобождение, потому что остался круглым сиротой. Некого было просить о помощи, а султан начал требовать, чтобы Раду исполнял позорную роль «мальчика». И Раду сломался, уступил, надеясь извлечь из своего положения выгоды.

Зато дочь не сломалась. Потому что характер у неё оказался не отцовский, а дядин. Мария Войкица стала выдвигать Штефану условия, а ведь находилась не в том положении, чтобы требовать.

– Я – княжеская дочь и позорить себя не стану. Либо буду твоей женой, либо не буду твоей вовсе. Попробуешь силой взять – скорее умру, но не дамся.

– Как же я на тебе женюсь, если у меня есть жена? – спросил Штефан. – К тому же я женат третий раз. В четвёртый раз жениться православная церковь запрещает.

– Это не моя забота. Я своё слово сказала.

Мать, Мария Деспина, такое упорство одобрила и тоже пообещала скорее умереть, чем позволить, чтобы Штефан жил с её дочерью «во грехе».

Страшная сказка о любви

Мария Войкица поступила так же, как красавица из сказки – хочет отказать, но прямо этого сделать не может и потому придумывает отговорки.

Юная Мария думала, что условия поставила невыполнимые, ведь не такого мужа она себе хотела. Ей 13 лет, а Штефану – 43. Он потрёпан жизнью, мучается подагрой, на левой щиколотке – незаживающая гнойная рана, полученная ещё в 1462 году. С тех пор Штефан хромал, да и запах от ноги исходил неприятный.

Однако не знала юная красавица, насколько упорным может быть Штефан в достижении цели. Не прошло и года, как умерла жена Штефана – Мария Мангупская. Она скончалась в декабре 1477 года. Было ей около 27 лет, а отчего она умерла, никто не знает.

Фрагмент нагробного покрывала Марии Мангупской, где изображена она сама. За сотни лет ткань вытерлась, поэтому кажется, что Мария плачет кровавыми слезами (Фото из личного архива автора статьи)
Фрагмент нагробного покрывала Марии Мангупской, где изображена она сама. За сотни лет ткань вытерлась, поэтому кажется, что Мария плачет кровавыми слезами (Фото из личного архива автора статьи)

Странная это оказалась смерть, но ещё подозрительнее было то, что Штефан о жене не горевал. Предыдущая его супруга Евдокия тоже умерла молодой, но он горевал сильно и вновь женился лишь спустя 5 лет, а тут только-только 40 дней прошло, а Штефан уже объявил о новой свадьбе – с 14-летней невестой, которую продолжал держать в плену.

Молдавский митрополит, напуганный угрозами и задобренный подарками, дал разрешение князю жениться в четвёртый раз.

Князь Штефан и молдавский митрополит. Восковые фигуры из Исторического музея в Сучаве (Фото из открытых источников)
Князь Штефан и молдавский митрополит. Восковые фигуры из Исторического музея в Сучаве (Фото из открытых источников)

– Выполню я твои условия, красавица, – сказал Штефан, и пришлось Марии Войкице сдержать своё слово, хоть и догадывалась она, что будущий муж по характеру не только суров, но и страшен – ни перед чем не остановится ради цели.

Неправильная биография

В 1992 году Румынская православная церковь причислила молдавского князя Штефана Великого к лику святых.

Современная икона с изображением Штефана Великого (Фото из личного архива автора статьи)
Современная икона с изображением Штефана Великого (Фото из личного архива автора статьи)

С тех пор некоторые авторы пытаются исправить ему биографию. Пишут, что Марии Войкице, когда на ней женился 44-летний Штефан, было лет 20, а вовсе не 14. Пишут, что было у него всего три жены, а не четыре.

Конечно, это не согласуется с тем, что сказано у более ранних авторов. И даже фольклор восстаёт против подмены.

В одном из древних монастырей Молдавии – в Цыповском монастыре – до сих пор рассказывают легенду, как туда приезжал Штефан, чтобы обвенчаться с Марией Войкицей. Дескать, столичное духовенство отказывалось совершать обряд, потому что в четвёртый раз не положено.

Согласно той же легенде, настоящая могила Марии Войкицы находится именно в Цыповском монастыре, а не в монастыре Путна. Однако в 1478 году, когда Мария выходила замуж, до могилы ей было ещё очень далеко. Впереди оставалось ещё 33 года жизни.

В итоге Мария Войкица прожила дольше всех жён Штефана, похоронила мужа, и именно её сын стал новым князем Молдавии.

Автор статьи: Светлана Лыжина