Найти тему
📺CinemaTravel🌍

"1993": Новый фильм о гибели российской демократии и народе, уставшем от вранья

30 лет назад Россия была на пороге гражданской войны и едва не погрузилась в пучину хаоса. Печальные события осени 1993 года стали мрачным фоном для нового художественного фильма, премьера которого состоялась 28 сентября.

Нажмите на кнопку, чтобы читать под песню из фильма!

— Чем закончится перестройка?
— Перестрелкой.
Кадр из фильма 1993. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма 1993. Источник: kinopoisk.ru

Богатая российская история может "похвастаться" множеством потрясений. И если попытаться экранизировать все эти невероятные сюжеты, то не хватит не только кинопленки, но и места на самом вместительном жестком диске. Да все и не нужно. Достаточно тех сюжетов, у которых есть литературная основа. Вот и режиссер Александр Велединский предпочитает снимать фильмы по книгам. Несколько лет назад он выдал экранизацию романа "Географ глобус пропил", а теперь решил взяться за творение писателя Сергея Шаргунова "1993. Семейный портрет на фоне горящего дома". Из названия очевидно, что речь тут пойдет о вооруженных столкновениях на заре ельцинской эпохи.

Сценарий нового фильма Велединский писал под чутким руководством Шаргунова. На главные роли были приглашены Евгений Цыганов и Екатерина Вилкова. Компанию им составили Максим Лагашкин, Сергей Баталов, Александра Ребенок и вездесущий Александр Робак.

— Ты за "красных" или за "белых"?
— Я наблюдаю.
Кадр из фильма 1993. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма 1993. Источник: kinopoisk.ru

Лето 1993 года. Виктор Брянцев - ученый и бывший работник конструкторского бюро, занимавшегося строительством луноходов, ныне вынужден трудиться в аварийной службе. Он сутками носится по Москве, ковыряется в трубах и коричневой жиже, а в свободное время пьет водку и ругается с дочерью-подростком. Жена Виктора, Елена, мечтает об открытии собственного бизнеса, но не знает, какого именно. Пока же супруги продают городскую квартиру и селятся в загородном доме, поближе к природе и особняку еврея-ресторатора Янса, мечтающего побыстрее переехать в Израиль.

Вокруг кипят политические страсти. Даже во время работы Виктор то и дело сталкивается с отголосками идейной борьбы. Порой, все это выливается в споры с коллегами и драки с милицией. И без того непростая жизнь российского народа еще больше усложняется с приходом осени. Обращение президента не сулит ничего хорошего, и в октябре конфликт властных кругов разрастается до вооруженных столкновений. К тому времени разочаровавшийся во всем Виктор поддерживает защитников Белого дома, а его жена Лена находится по другую сторону баррикад...

— Ты зачем их впустил?
— Ну, они жертвы.
— Это они сейчас жертвы. А дорвутся до власти, станут такими же уродами.
Кадр из фильма 1993. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма 1993. Источник: kinopoisk.ru

Сразу нужно оговориться: драма "1993" - весьма вольная экранизация романа Сергея Шаргунова, поэтому слабонервным пуристам от литературы лучшее ее не смотреть. Текст первоисточника был изменен в угоду зрелищности и кинематографичности, дабы фильм казался еще увлекательнее. Но можно ли считать данное решение правильным? Не имеет значения, ведь "1993" - это самостоятельное произведение, и оценивать его нужно вне литературного контекста. Основной контекст здесь - исторический.

Как и многие другие художественные фильмы, "1993" не углубляется в детали и причины зарождения конфликта, а просто повествует о событиях. Главный герой "плывет" по зловонному течению канализации, без надежды на свет в конце тоннеля. Да и откуда взяться свету, если вокруг криминальный беспредел и экономический коллапс? Только и остается выживать, стиснув зубы, да иногда задавать бесполезные вопросы в пустоту. В итоге на переполненную незначительными событиями экспозицию у режиссера уходит более 60 минут экранного времени. И на момент кульминации зритель знает о персонажах все и даже больше, чем нужно.

Кадр из фильма 1993. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма 1993. Источник: kinopoisk.ru

Велединский не стесняется разбавлять нестабильную атмосферу комичными деталями, иногда переходящими в откровенный фарс. Бригада аварийной службы внезапно примеряет на себя роли черепашек-ниндзя, а Виктор Брянцев косплеит Майкла Джексона, танцуя на поверхности Луны. Но подобным эффектным приемам есть и очевидное объяснение. Эмоциональная палитра актера Евгения Цыганова буйством красок не отличается, поэтому режиссеру приходится расширять границы повествования. Получается не только эффектно, но и эффективно. Чего только стоит Константин Циолковский за рулем такси!

Нельзя не отметить в "1993" и неплохо прописанные диалоги, что в современном российском кино встречается не так часто. Персонажей интересно слушать, а это уже немало. И смотреть на них тоже интересно: костюмерам и художникам удалось достоверное воссоздать дух эпохи. А музыкальное споровождение и вовсе приятно удивляет: Янка Дягилева, Егор Летов, Наталья Ветлицкая, "Ноль", "Монгол Шуудан" и другие важные для того времени фигуры прочно вписаны в сюжет. А нетленная "Кукушка" группы "Кино" (настоящая, а не современный суррогат) выступает в роли яркой метафоры, звучащей в устах обеих сторон конфликта. Впечатляет? Безусловно. Российская демократия умирала в 1993 году под хорошую музыку.

Оценка CinemaTravel: 7/10

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!