В народной памяти массовые репрессии 1937-1938 годов сохранились под названием «ежовщина». В то время наркомом госбезопасности был Николай Ежов. Нынешние историки считают тот период в истории страны – «большим террором».
Предвоенное десятилетие стало для населения СССР катастрофой, заявляет кандидат исторических наук Кирилл Александров. За этот период с 1930-го по 1940-й годы жертвам социальной политики стали более 8,5 млн. человек, из них:
- около 800 тысяч были расстреляны за «контрреволюционные преступления»,
- около миллиона раскулаченных умерли на этапах раскулачивания и в спецпоселениях,
- около полумиллиона заключённых скончались в ГУЛАГе,
- 6,5 миллионов человек умерли во время голодомора 1933 года, который стал следствием «насильственной коллективизации сельского хозяйства», считают в Государственной Думе России.
В 1935-1936 годах из мест заключений и ссылок возвращались крестьяне, осуждённые в начале 1930-х годов. Основную долю, около 60 процентов, расстрелянных во время «ежовщины» были колхозники, единоличники, бывшие раскулаченные.
Историки утверждают, что самые большие потери среди населения пришлись на период с 1930-го по 1933-й годы – 7 миллионов человек. При этом в военное время с 1941 – 1944 годы демографы оценивали убитых до 4,5 миллионов человек. «Политических» с 1930 по 1940 годы расстреляли более 760 тысяч человек, из них более 680 тысяч при Ежове.
Справочные данные МВД СССР 1953 года дают такую статистику по жертвам репрессий 1 млн 575 тыс. 259 чел. были арестованы органами НКВД в 1937-1938 гг., из них 1 млн 372 тыс. 382 чел. осуждены за «контрреволюционные преступления», это 87,1 процента от общего числа, и еще 681 692 человека были расстреляны.
Приговорённых к высшей мере наказания расстреливали в Москве. В Вологодском УНКВД исполнители с ведома начальника, майора госбезопасности Сергея Жупахина рубили головы топором. В Куйбышевском УНКВД из двух тысяч осуждённых удушили верёвками около 600 человек. В Барнаульском ведомстве убивали ломами. На Алтае и Новосибирской области известны случаи, когда перед расстрелом женщин насиловали. В Новосибирской тюрьме НКВД сотрудники соревновались между собой, кто с одного удара в пах убьёт заключенного.
Историки заявляют, что диктатура руководства страны под руководством Ленина и Сталина возникла благодаря Октябрьской революции и победы большевиков в гражданской войне.
Историк Кирилл Александров считает, что главной задачей Ленина и Сталина, а также их соратников было удержание любой ценой захваченной власти. Потеря грозила политическими и личными рисками десяткам тысяч большевиков. Другой историк Олег Хлевнюк называет главным мотивом Сталина – устранение потенциально недовольных и классово чужды людей в преддверии грядущей войны.
К началу 1930 года в СССР крестьяне - основная масса населения – более 80 процентов. После сытых годов НЭПа, который продлился с 1923 по 1925 годы, деревенские жители преумножили «свои капиталы» из-за спроса на товары. А вот промтоваров на рынке не хватало, поэтому власть искусственно ограничивала частную инициативу для того, чтобы не вырос и не начал оказывать влияние «капиталистический элемент».
В результате дефицитные промтовары стали расти в цене, а крестьяне стали поднимать отпускные цены на продовольствие. Государство отказалось покупать хлеб по рыночным ценам. Поэтому к 1927-1928 годам стали возникать кризисы, и в руководстве страны было решено вернуться к старой практике насильственных хлебозаготовок. По словам Молотова, «подкачать хлеб» им удалось, но в городах сохранялась угроза массовых волнений на почве проблем со снабжением.
Поэтому в 1928 году Сталин открыто выступил против крестьянства, назвав его «классом, который выделяет из своей среды, порождает и питает капиталистов, кулаков и вообще разного рода эксплуататоров». Так возникли колхозы и совхозы, в которых крестьянам платили символическую плату за их коллективный труд. При этом в стране объявили знаменитую коллективизацию, объяснив её необходимостью интересам индустриализации страны.
За несколько лет было «раскулачено» около одного миллиона крестьянских хозяйств. Сельчане взбунтовались. По данным ОГПУ, в 1930 году в СССР прошли 13 453 массовых крестьянских выступлений, из них 176 – повстанческих и 56 вооружённых восстаний. Около четырёх миллионов выслали или депортировали из родных мест. В итоге в крестьянских выступлениях участвовали почти 2,5 миллиона человек – это в 3 раза больше участников Белого движения во время гражданской войны.
Историки утверждают, что целью «ежовщины» в канун большой войны было подавить протестные настроения против коллективизации и колхозной системы. Но попутно уничтожали ещё и других «врагов народа».
Особенно жестоко расправились с православной русской церковью. Если к 1917 году в России числились 146 тысяч православных священников и монашествующих, было 56 тысяч приходов, более 67 тысяч церквей и часовен, то к 1939 году насчитывалось только 20 тысяч священнослужителей, до 300 приходов, и не более 350 храмов. За эти годы власти удалось практически полностью уничтожить самую крупную поместную Православную Церковь в мире.
Однако жертвами террора стали и сами палачи потому, что в сталинской системе исполнители массовых преступлений были обречены – и ликвидировали как ненужных соучастников. Среди расстрелянных были и упомянутый в начале статьи майор госбезопасности Сергей Жупахин и генеральный комиссар госбезопасности Николай Ежов.
Правда, «зачистка» коснулась немногих сотрудников НКВД – из 25 тысяч к середине августа 1938 года было арестовано 2 273 человека. В 1939 году уволены 7 372 сотрудника, из них арестованы лишь 937 чекистов, служивших при Ежове, которого сменил Лаврентий Берия.
Он прекратил массовые аресты, а некоторых заключённых даже выпустил на свободу. «Оттепель» возникла из-за двух причин – многие устали от двухгодовой кровавой «ежовщины» и осенью 1938 года изменилась международная обстановка. В Германии Гитлер вел себя на политической арене амбициозно и мог спровоцировать войну между Германией и западными демократическими странами. Сталин из этого столкновения хотел извлечь максимальную выгоду.
Однако «бериевская оттепель» не отказалась полностью от репрессий. В СССР в 1939-1940 годах осуждены за «контрреволюционные преступления» 135 695 человек, из них 4 201 расстреляны.
Из-за гигантских репрессий тяжелые потери возникли у учёных, военных, хозяйственников, деятелей культуры и искусства… это ослабило общество и страну. Погибли в этой «адской машине» комдив Александр Свечин, учёный советской космической программы Георгий Лангемак, поэт Осип Мандельштам, физик Лев Шубников, митрополит Кирилл Смирнов.
В советском обществе «ежовщина» только усилила протестные и злобные настроения. К марту 1941 года на оперативном учёте в органах госбезопасности состояли более 1 миллиона 200 тысяч человек, против 300 тысяч «потенциальных врагов» 1924 года. А в военное время – к осени 1941 года, 3,5 миллиона военнопленных и примерно 200 тысяч перебежчиков к фашистам, сотрудничество части населения с противником во время оккупации – это закономерный результат коллективизации, навязанного колхозного строя, системы принудительного труда.
#репрессии #Сталин #Ленин #Ежов #Берия #коллективизация #Рыбинск #Рыбинскийрайон #Ярославскаяобласть #СССР