23 августа 1939 года между СССР и Германией был заключен Пакт о ненападении — один из самых спорных документов в истории. Власти современной Украины любят восклицать о том, как плохо было при СССР, но не помнят, какую пользу извлекла из пакта сама Украина. Не будь этого документа, на политической карте Евразии могли бы быть изображены совершенно другие границы стран.
«Подарок» для Украинской ССР
В двадцатом столетии Украинская Советская Социалистическая Республика волею судеб оказалась самым «экспансионистским» государственным образованием. Ее территория неизменно росла. В 1922 году Украина стала равноправной республикой СССР, а в 1930-40-х годах году значительно увеличилась в размерах благодаря присоединению Галиции, Северной Буковины и Закарпатья. Все земли, которые принято считать украинскими (за исключением некоторых анклавов в восточной Польше и Словакии), объединились в одной советской республике. Наконец, в 1954 году к очередному юбилею воссоединения Украины с Россией Н.С. Хрущев распорядился передать УССР Крымский полуостров.
Согласно положениям пакта Молотова-Риббентропа 4 декабря 1939 года в состав Украинской ССР вошли Львовская, Волынская, Ровенская, Тернопольская и Станиславская (с 1962 года она носит название «Ивано-Франковская») области. Летом 1940 года к ним добавились Черновицкая и Аккерманская. Последнюю уже в годы хрущевской «оттепели» объединили с Одесской областью. Обращаясь к цифрам, можно увидеть, что всего к УССР отошло 20 495 кв. км новых земель. Это почти три с половиной процента территории современной Украины. Кроме того, после Великой Отечественной войны республику ждало новое приобретение в виде Закарпатской области. Она занимала площадь 12 777 кв. км, что составляет 2,11% Украины в наши дни.
Спорные земли
Самым важным в истории с пактом о ненападении для Украины стало возвращение ее западных областей. На третьей Внеочередной сессии Верховного Совета УССР 14 ноября 1939 года было решено: «Принять Западную Украину в состав Украинской Советской Социалистической Республики и воссоединить тем самым украинский народ в едином Украинском государстве». Если бы не договор между СССР и Германией, эти земли должны были остаться частью Польши. Таким образом, вся западная граница Украины является «порождением» пакта Молотова-Риббентропа, хотя украинские власти в наши дни осуждают заключение данного договора и отказываются признавать себя правопреемниками Советов. Фактически, Польше теперь ничего не мешает вновь заявить о своих правах на утерянные земли и потребовать их обратно у страны-соседки. К тому же территории Западной Украины (в первую очередь, Галиция) на протяжении целых семи столетий не имели ни малейшего отношения к русским или украинским землям. Начиная с так называемого удельного периода и вплоть до осени 1939 года Галиция была владением то Польши/Речи Посполитой, то Австро-Венгрии. Если допустить, что пакт Молотова-Риббентропа был и остается неправомерным, то Украина должна вернуть не только Галицию, но и ряд других территорий. Среди них Северная Буковина, Южная Бессарабия и Закарпатье – земли, от которых она едва ли захочет отказаться.