Иногда меня поражает то, как люди крепко держатся за то, что они не выбирали. И как рьяно они отстаивают свои права быть теми, кем они стали не по своему собственному выбору. Именно это является одной из причин, порождающей все войны на планете.
Например, национальность.
Конечно, у всего есть своя градация. Национальное самоотождествление в своём лучшем проявлении играет важнейшую роль в сохранении культурного наследия отдельного этноса, в том числе и как части мировой культуры в целом. Но в худшем - порождает ту самую противную доминантность, которая диктует проявлять ксенофобию и более радикальные формы борьбы за «то, что мы не выбирали».
Чем больше я изучаю историю и культуру разных народов, тем больше вижу иллюзорность подобного отождествления. Если оно не несёт идей, связанных с прекрасным (искусство, культурные традиции), то рано или поздно благодаря такому отождествлению, люди начнут испытывать неприязнь по отношению к другим народам.
У каждого этноса есть своя примерная и очень условная точка начала развития. Этногенез - дело мутное. Никто не может сказать наверняка, где и когда "родился" тот или иной этнос. Помимо этого есть одна или несколько условных точек, в которых формируется менталитет и основные ценности каждого конкретного народа. И есть также период его полного уничтожения. Рано или поздно эта участь ждёт всех. И дело тут не просто в человеческих смертях.
Народы гибнут в результате ассимиляции, войн, геноцида, стихийных бедствий и иных, порой весьма загадочных причин. Мы до сих пор точно не знаем, куда делись хетты, египтяне, вавилоняне, майя, арии и другие представители высокоразвитых цивилизаций. Версий много - истина сокрыта под покровом времени.
Рождаясь в материальном мире, душа получает набор «исходных данных» в виде формы тела, места рождения, семьи и национальности. Это те параметры, которые УЖЕ нам присущи изначально вместе с рождением. Это данность, которую мы не выбирали (не будем вдаваться в хитросплетения кармы), но которая определяет наше дальнейшее развитие. Эта наша точка А.
Мы не можем обвинять или как-либо оценивать друг друга по всем этим признакам, потому что это не более, чем набор исходных данных в нашей точке входа (точке А) на планету Земля.
Так вот, изучая культуру человечества в целом, мне всё больше и больше ощущается, что каждый этнос подобен уровню (или типу) сознания, но без права разделения по вертикали на высшие и низшие, а с единственной характеристикой «иной» или «другой». То есть одинакового качества, но разные «на вкус».
Такой подход объясняет многое. Например то, почему в век высоких технологий существуют народы, которых мы почему-то называем «тумба-юмба» из-за того, что они носят набедренные повязки, едят людей и не желают принимать Библию. Да они это не выбирали, чёрт побери! Менталитет - это те самые исходные данные, которые практически невозможно или очень сложно поменять, будучи в сознательном возрасте, и даже полностью сменив культуру и религию. Я могу «объиндуситься» живя в Индии и «отурчаниться» живя в Турции, я могу хоть иудаизм принять, но мой русский ментал полностью уже никогда не улетучится. Это моя данность. И я её не выбирала.
Те самые тумба-юмба живут в несколько ином измерении и по-другому видят мир. По-разному видят мир чеченцы и испанцы, эскимосы и беларусы, амхарцы и британцы, индийцы и арабы. И так далее. Ежу понятно, что каждый из нас индивидуален, и не все арабы одинаковые. Речь сейчас не об индивидуумах, а об этносах и их объединяющих чертах.
Мы, европейцы, априори считаем тумба-юмба ниже нас по уровню развития. Но даже если предположить линейность времени и антропологическую периодизацию (в которую я, к слову, не верю), разве можно находясь в 11 классе, обвинять первоклассника в том, что он первоклассник?! Это его исходные данные, его точка входа в этот мир, которая просто случилась в другое время и при других обстоятельствах, но он это НЕ ВЫБИРАЛ.
История человечества - это не линейная эволюция, ибо десятки тысяч лет назад существовали цивилизации, до которых нам с нашим интернетом и ядерным оружием ещё очень и очень далеко. И их следы существуют по всему миру. Но от нас многое скрывают. Сразу скажу, что я не сторонник конспирологии. Я делаю выводы лишь на основе своего личного опыта и опыта тех исследователей, которым я полностью доверяю.
В этой связи я хочу сравнить турецкую и египетскую археологию. Почему именно их? Потому что, во-первых, я наблюдала это всё своими глазами, а во-вторых, за последние десятилетия на территориях этих стран исследователи продолжают обнаруживать потрясающие вещи.
Что происходит в Турции?
Там очень много копают. Я посетила бесчисленное количество руин древних городов по всей стране и в большинстве из них, несмотря на то, что они давным давно открыты для посещения туристов, продолжают копать, реставрировать, исследовать. Честно говоря, я восхищаюсь тем, как тщательно они над всем этим работают (неважно по каким мотивам), учитывая и тот факт, что абсолютно всё найденное (не беря период Средневековья) не имеет никакого отношения к собственно турецкому народу и культуре! Я восхищаюсь тем как искусно они сохраняют, реставрируют и воссоздают ЧУЖОЕ культурное наследие. И я не думаю, что их единственным мотивом является привлечение туристов. Ведь это огромный труд и огромные деньги. Да и большинство регионов страны - совершенно неинтересны среднестатистическому иностранному туристу. А сами простые жители Турции, как это ни странно, не особо путешествуют даже в рамках своей страны, не то что по миру...
И ещё один факт, чтоб вы понимали. В Турции существует система muze kart (музейных карт), которая позволяет всем без исключения гражданам страны и владельцам ВНЖ (у меня он был 3 года) бесплатно посещать 99,99% музеев и руин древних городов по всей стране. Музейная карта покупается на год и стоит всего 60 турецких лир! Шестьдесят лир, Карл! Это примерно 250 рублей, за которые ты можешь посетить все эти грандиозные объекты неограниченное количество раз!
Вот, взгляните на Кибиру! Про неё мало кто знает. Там не то что иностранных туристов почти не бывает, туда и местные-то редко ездят. А в Кибире находится один из мировых шедевров - великолепная античная мозаика, изображающая Медузу Горгону. Её открывают только в теплый период, примерно с мая по конец октября. В остальное время её укрывают пленкой и засыпают толстенным слоем грунта.
Так что нельзя сказать, что они много зарабатывают на входных билетах, если речь идет не про туристические провинции. И опять же: для местных и ВНЖэшников - везде без оплаты.
И ещё один факт, от осознания которого у меня наворачиваются слёзы трепета. В курортном городе Фетхие (территория древней Ликии) есть городской музей. Он очень маленький и вход туда бесплатный для всех, даже без muze kart. А между тем там хранится артефакт, после нахождения и исследования которого город Ксанфос (бывшую столицу Ликии) вместе с Летооном (где был найден артефакт) занесли под охрану ЮНЕСКО. Этот артефакт - трёхязычная стелла с надписью на арамейском, древнегреческом и ликийском языках, благодаря которой собственно ликийский язык к концу 20 века был, наконец, дешифрован.
А с ним долго мучались из-за его внешнего сходства (письменности) с древнегреческим. Но оказалось, что это один из автохтонных анатолийских языков, не имеющих к греческому никакого отношения. И как вы догадываетесь, любая дешифровка языка - это грандиозное событие в научном мире. Ведь чтение и понимание надписей даёт нам представление об истории и культуре народа и региона его обитания. Понимаете, к чему я? Это уникальное культурное наследие, благодаря которому был совершён научный прорыв, и оно совершенно бесплатно доступно абсолютно всем! Но есть и печальный момент: это, увы, почти никому не интересно…
Также в Турции есть частные некоммерческие организации, такие как, например, Cultural Route Society, которые занимаются разработкой, прокладыванием и популяризацией культурно-туристических маршрутов в стране. Сейчас этих маршрутов уже больше 20: пеших, велосипедных и даже конных. Самые знаменитые - Ликийская тропа (540 км), Путь Святого Павла (350 км), Карийская тропа (больше 600 км) и т.д. Все они имеют международную красно-белую разметку. Благодаря этим маршрутам люди знакомятся с богатейшим культурным наследием регионов и народов, их населявших.
При этом, на территории современной Турции проживало немалое количество народов, культура которых не имела аналогов в мире. Они были настолько аутентичны, что даже владея небольшими территориями непродолжительное время, они успели оставить уникальные культурные объекты. Я говорю о ликийцах, фригийцах, карийцах, лувийцах, хеттах и прочих этносах, населявших эти земли в разные исторические периоды. Были там также и интересные самобытные царства, состоящие из разных народов, например, Коммагена или Урарту, а также историко-географические области, которые в силу своего необычного природного ландшафта тоже принесли нам прекрасное культурное наследие. Как, например, Каппадокия.
В Турции находят очень много всего, что отодвигает исторические периоды развития человечества вглубь тысячелетий. Например, раньше думали, что неолит начался 12-13 тысяч назад, а потом откопали какое-нибудь древнее городище и поняли, что этот переход случился на 2-3 тысячи лет раньше. Либо они находят нечто такое, что расширяет представление о культуре конкретного народа или региона. Например, буквально на прошлой неделе в знаменитом Гёбекли-тепе была откопана статуя кабана, на которой впервые были обнаружены следы красящих пигментов. Гёбекли-тепе - старейший в мире храмовый комплекс, возрастом более 14 тысяч лет. И учёные предполагают, что возможно, это вообще первая раскрашенная скульптура того периода. К слову, когда я в прошлом году увидела археологические находки в Гёбекли-тепе своими глазами, у меня захватило дух! Потому что ничего подобного в мире больше нет!
Однако, всё, что было найдено в Турции, поражает именно своей культурной самобытностью, но не технологиями. Исключения (которые мне известны) составляют лишь фригийские дороги в провинции Афьонкарахисар и полигональная кладка у врат сфинкса в Аладжахёюке, идентичная кладке в Саксайуамане в Перу. Кто, когда и как это сделал - учёные до сих пор не знают.
И подводя итог турецкой археологии, я посоветую вам три музея в Турции, которые перевернут ваши представления об этой стране.
- Самый крупный археологический музей в Турции в городе Шанлыурфа
- Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре
- Музей Урарту в городе Ван
А теперь подадимся в Египет.
Там совсем другая история. Во-первых, в Египте категорически запрещены нелицензированные гиды и любые гиды, которые не являются египетскими гражданами. В Турции по закону тоже нужна лицензия, но там за этим так жёстко не следят, как здесь. Во-вторых, египетских гидов обучают рассказывать туристам строго регламентированную информацию и не выходить за её рамки. Почему? Да потому что археологический материал, найденный в Египте, не просто сдвигает официальную историю человечества назад, а ставит под вопрос вообще саму её объективность. В Египте тоже очень много копают, но не спешат показывать это публике. А ещё там очень много фальсификаций, созданных с целью отвлечения внимания от действительно сенсационных объектов и как раз-таки с целью заработка денег.
В Долине Царей вам будут рассказывать про значение изображений на стенах гробниц и про то, где какой фараон покоился, но никто и никогда не расскажет, как эти гробницы были сделаны.
В Карнакском храме вам расскажут что-то про богов и про Рамзеса II (куда ж без него) и обязательно поведут к скарабею, чтоб вы 4 раза обошли вокруг него, загадав желание. И пообещают, что сбудется. Но ни один чёртов гид не заострит ваше внимание на том, что у всех перед глазами - так называемый "карнакский пропил".
Это след, оставленный неким инструментом в граните. Его толщина составляет меньше 1 мм, а поверхность внутри пропила - идеально отшлифована. В нашем современном мире НЕТ ТЕХНОЛОГИЙ, позволяющих сделать подобную работу. Но разве это интересно рядовому туристу? Нет, уж лучше обойти вокруг скарабея.
Про великие пирамиды Гизы вам расскажут, что это склепы фараонов, а между тем ни в одном саркофаге не было найдено останков тел и даже намёков на их нахождение там. Но в сознании абсолютного большинства людей саркофаг = гроб. Поэтому эту идею внушить очень легко. Им и в голову не приходит то, что у этих предметов могло быть совсем иное назначение. Любому человеку всегда проще полагаться на чужие интерпретации объектов, принимая чью-либо точку зрения, вместо того, чтобы на основе увиденного попытаться создать её самому.
А про Серапиум наверняка многие туристы даже не знают. А там находится то, что просто взрывает мозг! Потому что никто не может объяснить каким образом ЭТО было создано в сопутствующих условиях.
Да что тут говорить: даже в рядовом Каирском музее есть артефакты, которые вызывают у понимающего человека шок. И они находятся в совершенно открытом доступе. Но ни один гид просто не сфокусирует на этом внимание.
А вот саркофаг и надписи на его дне. Казалось бы, что особенного? Но даже официальная история датирует сам саркофаг более поздним периодом, чем надписи на него дне! Как это объяснят гиды ? Никак.
И подобного добра там немало. А ещё в кулуарах музея есть находки, которые не выставляют в общую экспозицию. Но если «договориться» с нужным человеком, можно увидеть то, что скрыто от посетителей музея. Ниже на фото один из таких артефактов. Я думаю, вы понимаете, почему сейчас это недоступно для глаз обывателей.
А гранитная облицовка пирамиды Микерина? Неужели она была сделана вручную с помощью песка и медных орудий?
А базальтовый пол недалеко от пирамиды Джосера со следами механической и термообработки? Как это было сделано?
И одно из самых абсурдных - это Асуанские каменоломни.
Там специально в буквальном смысле слова «разложили» диоритовые шары и рассказывают байки о том, что ручными усилиями рабочих с помощью этих шаров вытачивались гигантские гранитные обелиски, которые мы видим в древнеегипетских храмах.
Когда пытаешься объяснить гиду, что это технически невозможно, он либо злится, либо переводит тему, либо выдаёт стандартный ответ: «Ну это, друзья мои, загадки Древнего Египта». И нервно посмеивается. Но правда и в том, что лишь 0,0001% туристов задаются подобными вопросами.
Я могу рассказывать про это очень долго. У меня есть много фото, видео и заметок из нашей научно-исследовательской египетской экспедиции 2023 года. Важно понять одно: у абсолютного большинства историков, египтологов, археологов и гидов - нет высшего технического образования (а у очень многих местных гидов, к слову, нет даже и археологического - просто стандартные курсы). А потому они не задумываются о технологиях строительства и у них не вызывают вопросов местные байки про ручной труд рабов и прочая ересь. Не задумываются об этом и сами экскурсанты. Тем более «в школе тоже так учили».
Да и правительство Египта очень строго следит за тем, чтобы всё было в рамках официальной истории. По моей личной версии это связано со страхом и незащищённостью страны. Если выставить напоказ нечто незаурядное, какое-то реальное «сокровище» или артефакт, теоретически претендующий на «неизвестное науке» происхождение - это привлечёт внимание сильных мира сего и они непременно захотят этим завладеть и использовать своих целях...
Подводя итоги про Египет, поясню, к чему это я? К тому, с чего начала рассказ про археологию. Артефакты, найденные в Египте (и их непрерывно продолжают находить и по сей день), полностью и уже научно ставят под вопрос общепринятую официальную историческую версию развития человечества от примитивного к более сложному. От обезьяноподобных предков к хомо сапиенсу. От тумбы-юмбы с бубном к чувачку в модных очках, играющему с ИИ.
Учёные находят человеческие скелеты с черепами разных форм, обсидиановые орудия, глиняные горшочки и т.п., датируют их и говорят нам: "эти люди жили столько-то тыщ лет назад и вели такой-то образ жизни". Подразумевая, что "эти люди" - это мы, то есть человечество, и заключая, что всё человечество на планете плюс минус развивалось примерно по одному сценарию. От примитивного к развитому. От простого к сложному.
Но почему они не допускают, что если в наше время на планете одновременно существуют высокоразвитые в техническом плане народы и страны, типа японцев, и совершенно примитивные жители каких-нибудь островов Океании, которые до сих пор бегают голышом, вспарывают себе брюхо, жрут себе подобных и стучат их костями по булыжникам, пытаясь вызвать дождь; то почему такого сожительства не могло быть тысячи и десятки тысяч лет назад?!
Почему они допускают существование в далёком прошлом огромных ящеров, которых никто никогда не видел, не находил их изображений и даже не находил ни одного целого скелета, но не допускают существования существ (простите за тавтологию), имеющих подобное человеку тело и голову шакала или сокола? При том, что изображений этих существ и описаний их деятельности просто до хрена! Но нет, чёрт возьми! Этого не может быть! Это всё мифология! А вот динозавры - это история, это реальность. А всё потому, что косточку ящера нашли, а косточку Анубиса не нашли… Потому и не допускают.
А возможно и допускают. Но нам не говорят. Потому что это снова противоречит официальной истории и заставляет людей задумываться о других вещах, которые современной правящей верхушке общества совершенно не выгодны. Ибо тупым стадом проще управлять. Но дабы меня не обвинили в конспирологии, не буду вдаваться дальше в эту тему.
Ведь я начинала эту статью о другом. О тех вещах, за которые мы пытаемся так усердно держаться, но которые при этом не были нашим осознанным выбором. И я привела в пример национальность и её осознавание (национальное самоотождествление).
И ещё раз повторюсь. Если национальная самоидентификация не связана с сохранением культурных и традиционных ценностей, не несёт созидания и не способствует здоровью и процветанию самой нации, рано или поздно она приведёт к разрушению. Либо в процессе ассимиляции, либо в результате физической гибели на фоне неизбежной вражды с другими народами. Это давно известный принцип: «Разделяй и властвуй». Чем больше различий мы будем видеть друг в друге, тем больше мы будем друг от друга обособляться и тем сильнее будет расти наша ксенофобия. А это - прямой путь к войне. Очень легко сталкивать людей на фоне национальных различий. Потому что они - очевидны и неоспоримы. Ибо это наш набор «исходных данных», которые у нас не отнять.
Заключение
История и само существование человечества - это единая Лила (Большая Игра), огромный ассортимент из разных наборов «исходных данных», созданный Творцом для того, чтобы каждый мог поиграть в ту жизнь, которую он не выбирал. Как квест в компьютерной игре. Зачем? Это уже другой вопрос, ища ответ на который, человечество разделяется уже по другому условному признаку - религиозному. И снова начинает вечную борьбу за то, что оно выбирало/не выбирало (зачеркнуть лишнее)…
Обсудим?
Читайте также другие мои статьи про египетский храм Мандулиса и про урартскую крепость Эребуни в Армении