Турецкий остросюжетный телесериал «Великолепный век» в разы поднял интерес к истории Османской империи. Правда, художественного вымысла там на порядок больше, чем самой истории.
Это одна из трех великих империй, владения которых в свое время располагались аж на трех континентах. Государство, которое объявило себя империей со дня захвата Константинополя, ведет свой отсчет с 1299 года. А сама, собственно, империя просуществовала более 4 веков, с 1453 по 1922 год.
И как всегда, под завесой внешнего благополучия османов, были и у них свои секреты, которые они старались не показывать постороннему глазу. Что же это за «темные» секреты?
Девширме или «кровная дань» практиковалась у османов в период их раннего владычества. Еще эту дань называли «налогом на мальчиков», причем платили его не все подданные империи, а только иноверцы.
Иноверцами у османов считались христианские семьи. В основном это была Греция и балканские регионы, находящиеся под контролем Оттоманской империи.
Не иначе, как жертвоприношением, такой налог и не назовешь. 40 христианских семей были обязаны выбирать среди всех мальчиков самого сильного и симпатичного, которого потом отдавали османам. Как правило, это были юноши 12—14 лет.
По прибытию в столицу они принимали ислам. Если сопротивлялись, то их насильственно обращали. Большинство из них зачислялось в особый корпус. Янычары — «пушечное мясо» османской армии, так как в основном этих солдат использовали в первой линии.
Особо смышленых могли оставить при дворе. Некоторые из них даже достигали высоких постов в империи. Как, например, известный Ибрагим в том же сериале «Великолепный век». Имя конечно вымышленное, но в остальном все верно. Мальчик из христианской греческой семьи начинал свою карьеру во дворце наследника. Смышленый. Начитанный. Хорошо играл на скрипке. В итоге именно он занял пост главного визиря.
Взимание этого налога постепенно сошло на нет в начале XVIII века. Элитными солдатами империи становились уже дети янычар, которым тогда позволили вступать в корпус.
Кстати, этой практикой комплектования армии воспользовался Петр I. В начале XVII века каждая крестьянская община должны была поставить в русскую армию определенное количество рекрутов, чья служба была пожизненной.
Султан Мехмед II по прозвищу «Завоеватель» был седьмым по счету правителем Оттоманского государства. И до него конечно шла кровавая конкуренция за место под турецким солнцем.
Закона о престолонаследии у турок не было. Любой наследник мог занять место почившего монарха. Вот и грызлись между собой родственнички. Кто-то исподтишка совершал козни, а кто-то выступал в открытую, подчас используя для этого злейших врагов османов.
Когда в начале 1453 года Мехмед II осадил Константинополь, то выяснилось, что в рядах его защитников присутствуют его родственники, возглавляемые его родным дядей.
После взятия византийской столицы султан приказал казнить всех своих родственников по мужской линии. Чуть ли не лично задушил в люльке своего брата-младенца, издав вдобавок закон, которым предписывал своему сыну, занявшему его место на троне, умертвить всех своих братьев.
Мехмед III, чье правление приходилось на конец XVI — начало XVII в., был вынужден убить 18 своих братьев. Говорят, что когда его младший брат просил о пощаде, то Мехмед вырвал свою бороду от горя, но решения своего не отменил.
Что лучше для преступника — смертная казнь или пожизненное заключение? Пожалуй, только он сможет ответить на этот вопрос.
Вот и в империи проявили гуманность. В 1617 году, когда умер Ахмед I и на престол взошел Мустафа I, он не стал следовать жестокому закону своего предка.
Чтобы не прослыть братоубийцей, он приказал всех потенциальных наследников поместить в специальные помещения, которые находились во дворце Топкапы.
Это было похоже на пожизненное заключение. Правда, наследникам ни в чем не отказывали. Они жили в роскоши. Но многие из сидельцев вскоре сходили с ума или становились развратниками-пьяницами. И это понятно. По распоряжению султана их могли задушить в любое время. Прямо там, в их золотой клетке, не вынимая серебряной ложки изо рта.
Правящие султаны нет-нет, да и устраивали чистки во дворце. Отрубленные головы выставляли на всеобщее обозрение на двух специально предназначенных для этих случаев колоннах.
Рассказывают, что в укромном уголке дворцового сада был специальный фонтанчик, в котором палач отмывал свои окровавленные руки. Кстати, палачей в штате дворца не было. Их роль выполняли садовники. Этакие здоровенные детины, которые днем ухаживали за цветами и подстригали живые изгороди, а по ночам они душили неугодных или отрубали головы провинившихся.
Приговоренным из султанской династии головы не отрубали. Проливать «голубую» кровь было запрещено. Их душили. Поэтому и садовники были физически хорошо сложены. Ну, чтобы жертва долго не мучилась.
Кстати, очередная ошибка в сериале «Великолепный век». Ибрагим никак не мог быть задушен. Он хоть и был великим визирем, но не из династии султанов. Смерть он должен был принять от ятагана палача.
Султан Мустафа III то ли был очень гуманный правитель, то ли любил забавляться. Он отменил казни провинившихся визирей, придумав вместо одного зрелища другое.
Представьте себе огромный дворцовый сад. Тенистые кипарисы и ряды прекрасных ухоженных цветов. Вдоль них бежит визирь, а за ним садовник с шелковым шнуром. Понятно, что этот тот самый садовник, который палачом по совместительству работал.
Обычай заключался в следующем. Визирь, которого осудили на смерть, направлялся к главному садовнику, то есть к палачу. Тот показывал ему замороженный шербет. Так вот, если сладости были белого цвета, то бедняге предоставляли отсрочку, а если красного — устраивали гонки на выживание.
Осужденный чиновник должен добежать до противоположного конца сада к воротам, которые в этот момент были открыты. Успел добежать — живи. А уж если тебя догнали, то не взыщи. Мало кому удавалось убежать. Садовники, как правило были моложе и сильнее.
Хотя, некоторым визирям все-таки удавалось сбежать. Как например, визирю Хачи-Салих-паше. На нем, кстати, и закончились эти игры.
Известно, что численность наложниц султана иногда достигала таких размеров, что порой некоторые из них так и доживали в гареме свои последние дни, ни разу не попавши на глаза правителю. Размер гарема зависел от размеров казны и от жизненной энергии монарха.
Как правило, эти женщины были захвачены в военных походах, или их преподносили султану в качестве подарка. Управлял гаремом главный евнух, власть которого была просто огромной.
Нередко евнух лишался головы, если по его недосмотру посторонний человек увидел жену или наложницу султана. Этого постороннего человека, естественно, тоже обезглавливали. Если повезет, то просто отрезали язык, чтобы не смог никому рассказать об увиденном.
Были в истории империи и наложницы, которые активно вмешивались в государственные дела. Например, та же Роксолана, любимая наложница, а затем и жена Сулеймана Великолепного. Женщине так понравилось управлять империей, что Сулейману приходилось ее постоянно одергивать.
Был период так называемого Женского султаната (1541—1687 гг.), когда Османская империя фактически оказалась в руках матерей султанов (валиде). Кесем, мать султанов Мурада IV и Ибрагима I, фактически управляла государством с 1590 по 1651 год.
Даже своих дочерей она специально выдавала замуж за нужных и преданных ей чиновников. Зятья помогали ей сохранить и приумножить собственную власть и благосостояние.
Оттоманская империя довольно лояльно относилась к покоренным народам. Известно, что они способствовали распространению ислама среди народов Балкан.
Но вот что удивительно. Турки не насаждали свою веру насильно. Те же греки, находясь под османским игом четыре столетия, не утратили свою православную веру.
Более того, греки зачастую управляли империей. Так велика была их численность среди чиновников.
Те же евреи, когда их изгнали в конце XV века из Испании, были с радушием приняты турецкими властями. И никто тогда не покушался на их веру.
А вот когда османам по-настоящему грозила опасность, то в этом случае они поступали самым жесточайшим образом.
Официальной религией Османской империи был суннитский ислам. Когда проживающие на востоке государства шииты начали волноваться, отрицая при этом авторитет султана как защитника исламской веры, Селим Грозный сравнял их поселения с землей. Тогда от рук янычаров погибло не меньше 40 тысяч шиитов.
Когда понтийские греки стали добиваться независимости, то в их городах и селах прошли страшные погромы. В этом случае турки все сделали руками албанских партизан.