Найти в Дзене
Звездный Фарватер

Мистика и реальность золотой богини Урала

Золотая баба по представлениям XVI-го века.
Золотая баба по представлениям XVI-го века.

Вот уже не одну сотню лет вогульский идол Сорни Эква, что в переводе с языка манси означает Золотая баба, не дает покоя кладоискателям. За ней охотились русские казаки, пленные шведы и даже советские геологи, но тщетно. Древние волхвы так запрятали свою священную реликвию от алчных глаз, что многие археологи стали видеть в ней просто красивую легенду. Между тем, подтвержденные документами, исторические факты говорят совсем иное.

Таинственный покровитель таежного народа

За минувшие столетия сведений о Золотой бабе накопилось немало. Однако доподлинно известно лишь то, что некогда на землях Перми Великой стоял идол, изображавший собой женщину. Отлит он был из чистого золота, и ему поклонялись предки современных хантов и мансей.

Первые упоминания о загадочном изваянии из благородного металла попадаются в скандинавских сагах IX-го – X-го веков, живописующих грабительские рейды в царство Бьярмаланд, то есть Пермь Великую. Правда, авторы саг никаких сколько-нибудь точных сведений о драгоценном истукане сообщить не могут. Основной упор они делают на описание якобы разложенного вокруг него злата, серебра и самоцветов, «которые лучами своими освещали всю окрестность».

Конечно, в том, что авторы этих эпических произведений недостаток информации с лихвой компенсировали своим богатым воображением ничего удивительного нет. Время написания саг - эпоха морских походов викингов. Перед поэтами стояла конкретная задача: преувеличить захваченную в результате набегов добычу и тем самым создать миф о сказочных богатствах заморских стран. Клюнув на который, местные удальцы охотнее бы покидали свои нищие и перенаселенные деревушки, отправляясь за призрачными сокровищами в дальние края.

Скальд Снорри Стурлуссон, живший в XI-м веке, в своих песнях прославил подвиги знаменитого викинга Торира. В 1023 году тот со своей дружиной совершил дерзкий набег на царство Бьярмаланд, то есть Пермь Великую. Торир и его войны, якобы, видели золотого идола собственными глазами в храме на Северной Двине. Разбойники ограбили его сокровищницу, но унести главный трофей им оказалось не под силу.

После скандинавов с Золотой бабой столкнулись миссионеры русской православной церкви. Так, в летописном своде, датируемом 1398 годом и посвященном кончине «нового апостола» - Стефана Великопермского написано: «…се бо блаженный епископ Стефан, божий человек, живяще среди неверных человек: ни бога знающих, ни законов ведящих, молящихся идолам, огню, и воде, и камню, и Златой бабе, и кудесникам, и волхвам, и древью…» Кое-какие сведения о ней можно почерпнуть из русских подорожников, си речь путеводителей, XV-го века.

К XVI-му столетию легендарная «баба» приобретает широкую известность и среди западноевропейских путешественников и географов. Например, о ней неплохо осведомлен не раз посещавший Россию барон Герберштейн. В своей книге «Записки о Московии», изданной в 1549 году, он попытался указать ее относительные координаты. Однако с «живой» Золотой бабой столкнулись только казаки-первопроходцы.

Охота за золотым идолом

В 1583 году отряд под командой атамана Богдана Брязги осадил Демьянский городок. Взять укрепление с ходу не удалось. Ханты, обычно не отличающиеся воинственностью, на сей раз дрались отчаянно. Упорство жителей, согласно летописному сказанию, объяснил некий чуваш, служивший у казаков обозным. По его словам, в осажденном городке должен храниться сделанный из золота идол.

Этот же чуваш предложил, притворившись перебежчиком, проникнуть туда и выкрасть божка. Брязга его отпустил, но утром тот вернулся с пустыми руками. Приблизиться к истукану оказалось невозможным, поскольку его всю ночь окружали гадающие вожди хантов. Очевидно, результаты ворожбы привели их в отчаяние, и они готовились сложить оружие. После взятия городка казаки бросились искать его, но безрезультатно.

Между тем попытки отыскать святыню аборигенов на этом не прекратились. Покорив городок Самарово, Брязга произвел разведку устья Иртыша и нижней Оби, по которой дошел до Белогорья. Там, указывали проводники, среди холмов у хантов находилось главное капище. Увы, везде казаков-первопроходцев ждали покинутые жилища, выяснить конкретное место святилища было не у кого. Золотая баба исчезла бесследно. Однако воспоминания о ней сохранились в народной памяти вплоть до наших дней.

Античные корни загадочного божества

Естественно, разгадать тайну Сорни Эквы пытались многие историки. Сообщения о Золотой бабе, по их мнению, хотя и необычны, но основываются все-таки на вполне реальных событиях. Неясным оставался один вопрос. Что это - творение самих вогулов или произведение искусства какой-то неведомой цивилизации, случайно оказавшееся у них и ставшее, впоследствии, главной святыней?

Объяснить, откуда в таежной глуши появилось столь удивительное божество, удалось археологу Михаилу Калинееву. Он проанализировал сведения из летописных источников и, сопоставив их с древними легендами и рассказами стариков-манси, пришел к неожиданному выводу. Сорни Эква есть не что иное, как отлитая из золота большая статуя… египетской богини Исиды с младенцем Гором на руках. Мысль на первый взгляд невероятная, но, отметим, не столь уж и новая.

Еще историк Лев Теплов предполагал, что Юмалу (одно из названий божества), которой «была золотая античная статуя», унесли из разграбленного Рима варвары. При этом он ссылался на итальянского гуманиста эпохи Возрождения Помпония Лета. Действительно, тот в своих «Комментариях к флоре» писал, что в войске Аллариха, взявшего Рим в 410 году, находились отряды югров. Впоследствии, часть из них осела в Панонии, а остальные вернулись назад… к Ледовитому океану. И там, сообщает Лет, они «до сих пор имеют какие-то медные статуи, принесенные из Италии, которым поклоняется как божествам».

Правда, в своей гипотезе Лев Теплов не учел несколько немаловажных обстоятельств. Во-первых, в древнем Риме не ваяли золотых статуй (как, впрочем, и медных). Золото даже в эпоху расцвета являлось дефицитным материалом. Вместо него использовался мрамор, бронза или ценные породы дерева, инкрустированного слоновой костью. Во-вторых, в V-м веке в Римской империи уже фактически повсеместно победило христианство. Языческие храмы в большинстве своем оказались разрушенными, либо переделанными под базилики. И в-третьих, мало вероятно, что бы какая-то часть югров отважилась возвращаться в родное Приуралье. Слишком далек и опасен, особенно в то время, путь.

Сорни Эква родом из Египта

Михаил Калинеев подошел к разрешению загадки с несколько иной стороны. В начале он детально ознакомился с античным пантеоном Египта, Вавилона, Ближнего Востока, Греции и Рима. И стал прикидывать: на кого из множества давно позабытых богов могла походить Золотая баба?

Ведь, если на протяжении столь долго времени разные племена называли ее «бабой», стало быть, богиня имела какой-то очевидный признак своего пола и статуса. Иначе говоря, у любого зрителя она ассоциировалась исключительно с образом женщины-матери. Согласитесь, человеку, увидевшему вдруг, например, Афину Палладу и абсолютно не знакомому с греческой мифологией, едва ли придет в голову, что под боевыми доспехами скрывается не суровый воин, а хрупкая женщина. Единственное отличие женщины-матери от прочих людей - наличие грудного ребенка.

Предположение Михаила Калинеева подтвердила та самая летопись, которая повествовала о походе уже знакомого нам атамана Брязги. В ней он обнаружил весьма интересную подробность описания, находившегося в Белогорье «мольбища большого богине древней нагой, с сыном на стуле сидящей, приемлющей дары от своих…» Кстати, многие источники заостряют внимание на том, что «баба» была изящна и красива. И этим она резко контрастировала с неприглядными «изваяниями» местных божеств.

Теперь оставалось лишь выяснить, кто из сонма античных небожителей имел такие приметы. Им соответствовала только одна египетская богиня Исида, держащая на руках младенца Гора. Заметим, ее статуя вполне могла быть из золота. Что, совсем, не удивительно, ведь промышленная добыча этого металла в стране фараонов велась уже на заре античности. И местные мастера широко применяли его в качестве поделочного материала. Кроме того, египтяне любили «снабжать» своих богов хитроумными механизмами, издававшими звуки, а иногда и телодвижения. Очевидно, он и породил слухи, будто Золотая баба не то говорила, не то кричала.

Скифская «полонянка»

Итак, родина Золотой бабы определена, это - древний Египет. Однако каким образом она попала с берегов Нила в глухие таежные урочища? Чтобы проследить ее маршрут, нам придется совершить небольшой исторический экскурс. Отправимся в VIII-й век до н.э. В то время на землях между Дунаем и Волгой раскинулась огромная держава скифов. Основной удар скифской экспансии пришелся на Закавказье и Малую Азию. Там, на завоеванных землях даже возникло самостоятельное скифское государство, которое в союзе, то с одним царством, то с другим успешно громило соседей.

Доходили они и до долины Нила. Так, античные источники сообщают, что скифские отряды вторгались в пределы Египта при фараоне Псаметихе I. Тот, не имея сил для военного отпора, нередко откупался золотом. Сейчас не так уж и существенно, в каком качестве золотая Исида попала в руки скифов. Возможно, она стала добычей, захваченной при разграблении храмов северного Египта (предположительно Саисского храма Исиды). А может быть, ею просто откупились от очередного набега.

Важно другое. Именно с этого момента начинается ее необычное путешествие на Урал. Разумеется, оказалась она в таежной глуши не сразу. Поначалу статуя находилась в сокровищнице Малоазиатского царства. Затем, после его разгрома в VI-м веке до н.э., уцелевшие скифы, по всей видимости, вывезли ее в свою метрополию. Во II-м веке до н.э. под ударами сарматов пала и сама скифская империя. Известно, что часть скифских родов переселилась в более спокойные северные районы Средней Волги и Камы.

То, что расставаться с боевыми трофеями предков, ставших к тому временем культовыми реликвиями, они не захотели, подтвердили археологические находки. Не очень давно на стрелке рек Камы и Чусовой во время раскопок, между прочим, была обнаружена золотая статуэтка египетского бога Амона. Несомненно, что свой путь, по крайней мере, до этих мест, он совершил в «компании» с Золотой бабой - Исидой.

Где же искать золотую «египтянку»?

Открытым до недавнего времени оставался вопрос: где сегодня искать легендарную Сорни Экву? Разумеется, на протяжении более чем двух десятков столетий Золотая баба не стояла на одном месте. Ее святилище по разным причинам кочевало с места на место. А по мере приближения алчных захватчиков, волхвы переносили его все дальше и дальше на Урал. Однако уже в конце XVI-го века ее хранителям стало ясно, что рано или поздно до их драгоценного кумира все-таки доберутся жадные до желтого металла переселенцы.

Выход оставался один: схоронить его подальше от чужих глаз, как говорится, до лучшей поры. Но куда? Конечно, в тайге сделать это немудрено. Между тем по поверьям хантов и мансей, божеству необходимо было подыскать надежное убежище. В котором оно могло бы в полной безопасности переждать нашествие лихих людей. Иначе, какой смысл таскать его за тридевять земель, утопили бы в реке и дело с концом. В самом деле, легенды не двусмысленно говорят, что старики, спрятав ее, убили себя, дабы никто не смог выведать тайника. Получается, место, где ее схоронили, вполне доступно, в противном случае, какая необходимость в столь жестких мерах предосторожности.

В наши дни некоторые исследователи предлагали искать Золотую бабу в районе реки Таз, а наиболее отчаянные даже на Таймыре. Действительно, местные старожилы охотно рассказывают предания, из которых следует, что служители богини унесли ее куда-то в том направлении. Но едва ли поиски в тех краях приведут к заветной цели. Легенды же, уверен Михаил Калинеев, - простая дезинформация. По мнению археолога, ее последним прибежищем может быть только Приполярный Урал. Этот район и сегодня остается таким же глухим и безлюдным, как сотни лет назад. Там, в невысоких горах имеется множество пещер и пещерок, в которых несложно упрятать не одну Золотую бабу.

Сорни Эква «встречается» с охотником

Очень долго гипотеза Михаила Калинеева вызывала бурные научные споры. Бушевали они до тех пор, пока не нашелся человек, подтвердивший верность его догадки. Им оказался старый охотник-манси Савва Игичев. Его неожиданная встреча с таинственным идолом перевернула все представления о нем.

Случилось это в 1963 году. Тогда, будучи еще молодым, Савва отправился на промысел пушного зверя в поросшие тайгой предгорья Северного Урала. На обратном пути его внезапно застала снежная буря. Соорудить убежище он не успел и укрылся от непогоды в небольшой пещерке. Входя в нее, Савва почувствовал, как под ногами что-то захрустело. Когда охотник зажег огонь, он оторопел от ужаса. На полу лежало несколько человеческих скелетов в истлевшей одежде.

Между тем менять пристанище было уже поздно, и через некоторое время пещеру осветил огонек маленького костерка. Вдруг в ее глубине охотник заметил странный блеск. Савва подошел поближе и вздрогнул от неожиданности. Из полумрака на него смотрела, отсвечивая тусклой желтизной, почти двухметровая фигура человека. Он вынул из костра горящую ветку и поднес к ней. Колыхающийся огонек факела целиком осветил удивительную находку.

На невысокой тумбе сидела красивая женщина с маленьким ребенком на руках. Полунагая, с ниспадающими до плеч волосами, она отбрасывала на каменные стены яркие блики, играющие золотом. Ее голову венчала необычная корона в виде большого диска, заключенного между двух круто изогнутых рогов. Взгляд богини словно гипнотизировал.

Глядя на ее слепящую красоту, Савве пришли на память дедовские рассказы о древней святыне своего народа. Сомнений не было, перед ним стояла Золотая баба. На утро, как только буран утих, Савва отправился дальше. О своей встрече он никому не сказал, а мимо той пещеры больше никогда не ходил. Кто знает, чем отплатит Сорни Эква, если привести к ней людей, - с опаской думал суеверный охотник.

* * *

Лишь впоследствии, через много лет, Савва Игичев отважился раскрыть тайну, «доверенную» ему еще в молодости Золотой бабой. Однако любопытство ученых относительно ее местонахождения он, по вполне понятным причинам, увы, удовлетворить не мог. Впрочем, это не так уж и существенно.

Ведь исследования, проведенные археологом Михаилом Калинеевым, дали исчерпывающий ответ практически на все вопросы, связанные с исчезнувшим идолом. Безусловно, одну из многовековых загадок истории - тайну Золотой бабы можно считать разгаданной. Теперь остается разве, что запастись терпением и ждать - ждать пока какой-нибудь отчаянный смельчак, путешествуя по безлюдным просторам уральских отрогов, волей господина Случая не наткнется на ее последнее прибежище. И тогда шедевр безымянных мастеров станет достоянием всего человечества.

Евгений ИВАНОВ