Найти в Дзене
Luxintercom

Начальник VS Руководитель VS Лидер VS Элита VS Аристократ

Бизнес-Клуб в Whisky Rooms (Москва)
Бизнес-Клуб в Whisky Rooms (Москва)

Автор: Роман Залунин Телефон: +79262029825; БИЗНЕС АЗБУКА

Если поставить баранов во главе львов, то львы баранеют,

а наоборот - то даже баран будет иметь львиное сердце.

Н. Бонапарт

Благодаря параду различных свобод, в России, с 1990-х годов, наряду с начальниками, появились различные менеджеры, боссы, шефы, князья, маги, нумерологи и т.д.

Чтобы не путаться в лавине различных наименований должностей и титулов, в том числе фантазийных, пришлось их систематизировать в соответствии с моим пониманием их сути, основанном на собственном образовании и опыте работы.

В данной статье предлагаю для дискуссии следующие наименования должностей и титулов, активно и навязчиво используемых на разных уровнях как государственной власти, так и в бизнесе: Начальник, Руководитель, Лидер, Элита, Аристократ.

Начальник может быть в одном лице и Руководителем, и Лидером, и Элитой.

Руководитель может не быть Начальником (Руководитель проекта), но может быть и Лидером, и Элитой.

Лидер может не быть Начальником, не быть Руководителем (неформальный Лидер), но может быть Элитой.

Элита может не быть Начальником, не быть Руководителем, не быть Лидером.

НАЧАЛЬНИК

Начальник (в Компании) - это должность.

По своему функционалу Начальник – это администратор.

Начальник (администратор) – это официальное должностное лицо, которое:

- наделено полномочиями;

- имеет в подчинении штат работников;

- занимается административно-управленческой деятельностью (заполняет служебную документацию;

- отвечает на все вопросы как клиентов, так и остальных работников.

Начальник, с целью реализации своих личных амбиций, связанных с удовлетворением необоснованной потребности управления людьми:

- концентрирует в своих руках как можно больше власти;

- занимает максимально высокие руководящие позиции;

- избегает ответственности (перекладывает ее на других);

- нуждается в демонстрационном поклонении и заискивании.

Начальник может только влиять на правила, но не изменять их.

РУКОВОДИТЕЛЬ

Руководитель (в Компании) - это роль.

По своему функционалу Руководитель – это директор (командир), который:

- хорошо понимает рынок и видит возможности для развития бизнеса;

- инициативно предлагает идеи и ведет подчиненных за собой;

- принимает решения (что делать и как делать);

- несет ответственность за принятое решение;

- планирует, четко ставит задачу, обеспечивает необходимыми ресурсами, организует работу и взаимодействие, делегирует полномочия, мотивирует, управляет, мониторит и контролирует, разрабатывает критерий выполненной работы (результат);

- организует эффективность, оптимизацию и независимость бизнес-процессов от «человеческого фактора»;

- создает Кадровый резерв, в том числе готовит себе приемника;

- разрабатывает критерии оценки подчиненных;

- занимается систематическим профессиональным развитием подчиненных для делегирования задач любой сложности.

Руководитель ОБЯЗТЕЛЬНО несет личную (персональную) ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

- за жизнь и здоровье подчиненных;

- за благосостояние подчиненных;

- за работоспособность производства, эффективность Компании, отдела, бизнес-процессов и т.д.;

- за результат работы всей команды.

Руководитель отличается:

- коммуникабельностью, требовательностью, объективностью самооценки;

- целеустремленностью, активностью и решительностью;

- желанием брать на себя ответственность;

- многозадачностью и критическим мышлением;

- свободой реализации.

Цель Руководителя: систематическое развитие Компании.

Основные задачи Руководителя:

- убедить или заставить подчиненного видеть в достижении интересов Компании решение своих собственных личных задач;

- создавать благоприятные условия для успешной работы;

- управлять людьми;

- добиваться от подчиненных высокой производительности.

Личный результат Руководителя - это результат работы всей команды.

Руководитель может и влиять на правила и изменять их.

ЛИДЕР

Лидер (в Компании) – это человек, который:

- играет ключевую (центральную) роль в организации совместной деятельности и регулирует взаимоотношения в группе последователей;

- является для последователей признанным авторитетом;

- оценивает последствия принимаемых решений на будущее;

- обладает влиянием, которое проявляется как управленческие действия;

- берет на себя ответственность за свое решение;

- вдохновляет и воодушевляет последователей на достижение общих целей и определяет вектор движения для решения возникших задач;

- способен повести последователей за собой.

Лидер возникает исключительно по запросу группы, на основе создаваемых определенной группой ожиданий. Особенно когда группа стоит на распутье и непонятно что делать. Лидер проявляет инициативу и придает смысл в работе (деятельности). Поэтому люди сами идут за Лидером.

Лидера отличает:

- высокий уровень внутренней уверенности, личной мотивации и вовлеченности;

- стремление делать что-то свое и по-своему;

- самостоятельное принятие решений без оглядки на правила и нормы, принятые в бизнесе и обществе;

ЭЛИТА

Элита - это наиболее ценный и важный сегмент общества, обладающий выдающимися качествами, высокими способностями и показателями в наиболее важных сферах деятельности.

Элита:

- имеет высокий уровень внутренней свободы;

- создает смыслы;

- занимает господствующее положение в обществе, поскольку она является наиболее продуктивной и инициативной частью общества;

- зависит от изменений ценностных ориентаций в обществе;

- оказывает влияние на формирование общественного мнения.

Задачи Элиты:

- опережающими темпами развивать и менять мышление общества;

- научить концептуальному мышлению;

- заложить ценностную базу и психоисторические смыслы.

Формирование элиты - это естественный отбор обществом наиболее ценных представителей.

Для Элиты не столь важно рождение, сколько воспитание (кто был наставником, определил правила поведения и мышления).

Игравший в долгую учитель Аристотель, которому было любопытно, что там в Индии, так выучил и подготовил своего ученика Александра Македонского, что тот захотел создать империи, дойти до Индии и … удовлетворить любопытство своего учителя.

Элита (в Компании) – это лучшие представители Компании, которые:

- вносят объективно максимальный вклад в развитие Компании и/или имеющие для этого реальный потенциал;

- воплощают естественную, созидающую, творческую энергию и коллективный дух (совокупность моральных и психологических качеств).

Истинная Элита Компании:

- это люди долгой воли;

- объединяет в себе объективно лучших, пассионарных представителей;

- признается таковой руководством и работниками Компании;

- не нуждается в атрибутах успеха;

- поддерживает культурный канон и единство;

- подспудно устанавливает свои правила (проводит невидимую корректировку развития Компании, изменение психоисторических смыслов целей и задач Компании);

- преодолевает ограничения, готова жертвовать собой;

- идет дорогой намерений, а не возможностей.

Численность Истинной Элиты в Компании - доли процента. Но, если Истинной Элите не мешать, ее влияние и вклад в развитие Компании – поистине гигантские.

Подражательная Элита Компании:

- формируется на базе представлений и навязанных стереотипов большинства;

- нуждается в атрибутах успеха, в статусном названии должностей с непонятным функционалом и отсутствием обязанностей (директор по управлению/развитию талантами и т.д.);

- занимается имитационной и демонстративной деятельностью;

- не вносит никакого объективного вклада в развитие Компании;

- искренне считает себя субъектом, вынужденным снизойти до необходимости работать;

- по сути является лишь яркой и нефункциональной коллективной оберткой Компании.

АРИСТОКРАТ

Тема Аристократизма фундаментальна для русской культуры, которая всегда была основана на императиве преображения человека, то есть его восхождения от низших уровней бытия к высшим.

Понимание сущности Аристократии заключено в самом этом слове. Оно означает не просто «власть лучших», но в более исходном, глубинном смысле – власть лучшего над худшим в самом человеке.

Аристократизм, как тип мировоззрения и отношения к жизни, могут формироваться у людей независимо от их положения в обществе (народный аристократизм).

Существует два типа Аристократизма: внешний и внутренний.

Внешний Аристократизм (манеры и поведение):

- требует соблюдения сложного и строгого этикета;

- настаивает на утонченности (отточенность и соблюдение мелочей), сдержанности, минимализме в проявлении эмоций.

Внутренний Аристократизм:

- соответствующий образ мыслей;

- уровень внутренней свободы;

- готовность жертвовать собой (пассионарность);

- повышенные требования к самому себе;

- проявлении лучших личностных качеств;

- умение передать данный стиль поведения/ мышления следующим поколениям.

В постсоветском обществе сформировалась устойчивая деструктивная тенденция, при которой так называемые Аристократы формируются (за редкими исключениями) из людей с качествами, прямо противоположными Аристократическим.

Те, которые особенно дорожат своими Аристократическими привилегиями и противопоставляют их другим, менее всего бывают Аристократичны по своему душевному типу.

Аристократизм в современной России как на госслужбе, так и в бизнесе проявляется весьма причудливыми формами и:

- формируется на базе низменных чувств, необоснованно завышенной самооценки, принадлежности к закрытым группам, сообществам и организациям;

- нуждается в атрибутах успеха;

- нуждается в создании завесы необоснованной тайны и секретности;

- нуждается в демонстрации собственной важности и снисходительной нужности;

- не утруждает себя конкретной работой, избегает любой ответственности, пассивны, избегают конфликтов и разногласий;

- стремится к статусной должности;

- необоснованно присваивает фантазийные титулы и специальности;

занимается имитационной и демонстративной деятельностью своей важности и нужности;

- не вносит никакого объективного вклада в развитие Компании или госучреждения;

- искренне считает себя субъектом, вынужденным иногда приходить на работу;

- по сути является лишь ярким и нефункциональным объектом внимания.