В некоторых музеях за фотографию картины на память может взиматься дополнительная плата. Однако, даже если это разрешено, использование вспышки при съемке произведений искусства обычно запрещено сотрудниками музея. Обоснование этого ограничения заключается в том, что яркая вспышка камеры потенциально может повредить цветам и уникальным свойствам краски. Действительно ли это так или это просто маркетинговая стратегия? Давайте рассмотрим некоторые объективные причины.
Очевидно, что никому не нравится быть окруженным шквалом мигающих огней под разными углами. Это может быть особенно неприятно, поскольку мешает в полной мере оценить древние картины и другие культурные ценности. Кроме того, эти вспышки могут мешать как посетителям, так и персоналу музея. Чрезмерная яркость может привести к переэкспонированию изображений на камерах наблюдения, что может отвлекать охранников и негативно влиять на их работу.
С другой стороны, музеи часто предоставляют отдельные каталоги, специально предназначенные для желающих сделать качественные фотографии картин на сувениры. В этих каталогах подробно представлены все произведения искусства, выставленные в галереях. Фотографии в этих каталогах сделаны с соблюдением точных правил, обеспечивающих точную передачу цветов и тонких мазков. Понятно, что сотрудники музеев стремятся к успеху этих каталогов, поскольку с ними связан коммерческий интерес. И это вполне приемлемо.
Учитывая вышеперечисленные факторы, введение запрета на фотосъемку со вспышкой кажется оправданным. Однако почему сотрудники музея утверждают, что такие действия в первую очередь вредят картинам?
Действительно ли вспышки безвредны? Широко известно, что ультрафиолетовое излучение, присутствующее в солнечном свете, способствует выгоранию цветных вещей. Могут ли вспышки фотокамер оказывать такое же воздействие на картины?
Как мы знаем, импульс света, генерируемый современными камерами, длится невероятно короткую 1/12000 секунды. Чтобы объект потускнел, его необходимо подвергнуть воздействию солнечного света в течение как минимум часа. Следовательно, картина получит аналогичный ущерб только в том случае, если ее сфотографируют минимум 7,2 миллиона раз в течение часа. На самом деле картины в музеях фотографируются гораздо реже, даже при значительном количестве посетителей.
Так почему же сотрудники музея по-прежнему обеспокоены?
Оказывается, вспышки фотоаппаратов бывают разных форм. Например, светодиодная вспышка, установленная в большинстве смартфонов, совершенно безвредна для произведений искусства. Однако этого нельзя сказать о вспышках ксеноновых ламп, которые вызывают старение поверхностей. Ксеноновые лампы используются в лабораториях для проверки долговечности материалов.
Хотя продолжительность вспышки невероятно коротка, ее интенсивность довольно высока. Этот тип излучения может быть особенно вредным для произведений искусства, которым более ста лет. В некоторых случаях мгновенная вспышка света может оказать более сильное воздействие, чем длительное воздействие. Это утверждение подтверждается многочисленными примерами, на которые влияет не только сила и природа излучения, но и химический состав поражаемого объекта.
Учитывая, что значительная часть картин в галереях создана старыми мастерами с использованием органических пигментов, они менее устойчивы к факторам окружающей среды по сравнению с современными синтетическими пигментами. Даже кратковременное, но интенсивное воздействие радиации может нанести вред этим картинам. Поэтому сохранение таких произведений искусства требует деликатного обращения.