Инженерное сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска через препятствие разных видов транспортных средств, пешеходов, водотоков, селей и коммуникаций различного назначения (мосты, путепроводы, пешеходные мосты, виадуки, эстакады, акведуки, селедуки); часто подменяется термином «мост».
Мостовое сооружение – это искусственное инженерное сооружение для пропуска транспорта и пешеходов, а также в отдельных случаях водотока, коммуникаций различного назначения [1]. Мостовые сооружения (рис. 1.1) используются для пропуска дороги над водными препятствиями, ущельями, оврагами и другими дорогами.
Собственно мост служит для пропуска дороги над каким-либо водным препятствием. Это сооружение, в котором движение осуществляется по его конструкции, в отличие от трубы, где езда осуществляется по земляному полотну.
Путепровод – мостовое сооружение, которое служит для пропуска одной дороги над другой в разных уровнях. Устраивается на развязках и пересечениях дорог.
Виадук – мостовое сооружение на переходе через глубокий овраг, ущелье, суходол с высоким расположением проезда над дном препятствия. Виадуки имеют опоры весьма большой высоты.
Акведук – мостовое сооружение для пропуска водовода через реку, овраг, ущелье, суходол или дорогу.
Эстакады – мостовые сооружения для пропуска дороги на некоторой высоте над естественной поверхностью местности. Их применяют для пропуска скоростных автомагистралей над городской застройкой, в развязках в несколько уровней. Эстакады возводят также вместо насыпей для пропуска дороги над долинами рек, болотистыми участками местности, на подходах к мостам и путепроводам.
Тоннели применяют для пропуска дороги сквозь горные массивы или под крупными реками, морскими заливами и проливами. В городах – для пропуска автотранспорта и пешеходов под городской застройкой, а также метрополитена.
Мостовые сооружения можно классифицировать по следующим признакам:
1. По расположению уровня проезда: – с ездой поверху; – ездой понизу; – ездой посередине.
2. По материалу: – постоянные; – временные. К постоянным относятся мосты с большим сроком службы (100 лет): – каменные; – металлические; – бетонные; – железобетонные; – клееные деревянные. К временным – остальные деревянные со сроком службы (≤ 25 лет).
3. По роду обращающейся нагрузки: – автодорожные; – железнодорожные;– совмещенные; – городские; – пешеходные; – специального назначения (для пропуска коммуникаций – газа, канализации).
4. По особенностям и условиям службы: – высоководные; – низководные; – разводные; – наплавные; – трансбордеры (мостовые паромы); – путепроводы; – эстакады; – виадуки; – акведуки.
5. По статическим схемам: – балочные (разрезные, неразрезные, консольные); – рамные; – арочные; – комбинированные; – висячие: – с кабелем или цепью; – с балкой жесткости, поддерживаемой вантами; – с вантовыми фермами.
6. По характеру пересечения препятствия: – прямые, – косые – криволинейные. 7. По длине: – малые длиной (≤ 25 м), – средние (25–100 м); – большие (>100 м); – внеклассные (≥ 500 м). Мосты длиной < 100 м, но с одним из пролетов более 60 м, относятся к большим.
ТРЕБОВАНИЯ К МОСТОВЫМ СООРУЖЕНИЯМ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ И ГОРОДСКИХ ДОРОГАХ
К мостовым сооружениям предъявляются эксплуатационные, экономические, экологические, архитектурные и расчетно-конструктивные требования .
Эксплуатационные требования являются основными и сводятся к тому, чтобы сооружение в течение заданного срока эксплуатации имело заданную грузоподъемность, обеспечивало безопасность и комфортность пропуска по нему пешеходов и транспорта без снижения скорости. Для этого сооружение должно: 1) иметь достаточную жесткость, чтобы деформации и перемещения при движении нагрузки были допустимыми; 2) иметь необходимую ширину проезжей части и тротуаров в зависимости от его назначения с учетом перспективы; 3) иметь требуемый для безопасности движения поперечный и продольный профиль; 4) быть долговечным; 5) обеспечивать безопасный пропуск паводков и ледохода, удовлетворять требованиям судоходства; 6) обеспечивать возможность осмотра, ремонта и реконструкции.
Экономические требования определяют, чтобы полная стоимость строительства, содержания, ремонта и возможной реконструкции была минимальной. Полная стоимость снижается при использовании конструкций индивидуального изготовления, механизированном возведении при высоком темпе и хорошем качестве работ.
Экологические требования определяются охраной окружающей среды. Должен соблюдаться принцип наименьшего вмешательства в природу при проектировании искусственных сооружений.
Архитектурные требования сводятся к тому, чтобы сооружение гармонично вписывалось в окружающую среду, отвечало эстетическим требованиям. Эти требования особенно важны для городских мостов. Расчетно-конструктивные требования связаны с тем, чтобы сооружение в целом и отдельные его элементы были прочными, устойчивыми и жесткими.
🔥 Подписывайтесь на канал – это лучший способ поддержать!
👍 Поддержите статью лайком, если было интересно.
💬 Не забывайте делиться своим мнением в комментариях!