Должна предупредить: в статье будут жестокие моменты. Кто не хочет пораниться, лучше не читайте.
Инклюзивное образование – утопическая идея соединить здоровых детишек и нездоровых в одном социуме. В теории она хорошая и миролюбивая, но теория довольно часто расходится с циничной жизненной практикой.
Поделиться решила после этой статьи, где мы говорили о тяжёлом ученике. Темы перекликаются.
Сначала расскажу о знакомстве с инклюзивным мальчиком.
Колясик
– Можно он с нами посидит, пожалуйста?! Увязался по дороге, мы ему говорили – не ходи за нами! А он пошёл! А то мы его обратно поведём, он же потеряться может, и урок пропустим. У нас контрольная завтра! Коляська тихий, вы его не бойтесь! Ну пожалуйста!
– Так, идите наверх. Готовьтесь к уроку. Мы пока познакомимся.
На моём крыльце стоит блаженный. Из классической литературы. Лицо светлое, улыбка младенца. Глазки немного косые. Вертит кистями рук, переступает с ноги на ногу. Волнуется.
– Муха. Муха.
Указывает пальцем на муху. Та сидит на окне, только проснулась от зимнего сна. Умывается.
– Муха. Хлопнешь?
И показывает, как он хлопает муху. Ладошками. Испуганное насекомое перемещается подальше, обиженно жужжа.
– Нет. Не хлопну. Она мне не мешает.
Говорю чётко, медленно. Сопровождаю слова спокойными жестами, качаю головой.
Мальчик оживляется ещё больше.
– Паук! Паук! Хлопнешь?!
– Нет. Не буду паука хлопать. Он полезный и тоже мне не мешает.
Прыгает на месте и громко смеётся. Радуется. Потом аккуратно достаёт из кармана коробочку. В ней сидит паучок. Колясик садится на корточки, наклоняет коробочку и спрашивает:
– Да?
– Конечно. Да. Пусть идёт домой.
Торжественно проводив паука, заходим в дом и поднимаемся наверх, на второй этаж. Сажаю чудо на диван. Начинаю урок. Он сначала тихонько собрал с окон мух, а потом сел на место и ушёл в себя. Только один раз включился, когда мы считали вслух. Называл ответы устно. Гораздо быстрее, чем две семиклассницы.
Подготовились к контрольной. Решали, считали, писали. Готовы. Комар завтра носа не подточит. Точно.
Девочки выходят, а мальчик берёт меня за руку и кладёт в ладонь глиняный кубик. Видно, что сам слепил.
– Добрая. От зла. От зла.
Зажимаю подарок в руке. Тронута до слёз, но показывать нельзя.
– Спасибо. Красивый. Спасибо.
Неровным бегом Колясик догоняет одноклассниц.
Никогда его больше не видела.
***
А теперь короткая история мальчика. Собрала информацию и расскажу, почему ребёнок пробыл в классе одной из поселковых школ всего лишь один месяц.
Я предупреждала. Будет жёстко.
Парень необычный. Любит всё живое. Общается с растениями, спасает насекомых, дружит с бродячими собаками. С собой всегда коробочка. В ней – спасённые.
Однажды на уроке коробочка выпала. Из неё полезла живность, которую он насобирал по школе, чтобы выпустить. Девочки испугались. Мальчишки поступили соответственно. И на глазах у Колясика быстро перехлопали всех.
Со слов очевидцев: "... он сначала тихо плакал, учительница ничего не говорила. Потом рыдал в голос. Она его вывела из класса. А он там упал и трясся. Повели в амбулаторию".
Ничего. Обошлось. Вернулся в школу через какое-то время. Улыбчивый, тихий, добрый, нездоровый.
А мальчишки, обычные, здоровые, придумали игру. Как увидят на перемене Колясика – ну хлопать кого-нибудь. Правда же смешно?! И чтобы он обязательно увидел.
В один из таких эпизодов у бедолаги случился сильный приступ.
С тех пор его в школу не приводили. А его семья в очередной раз переехала. Наверное, в поисках места, где Колясику будет... не больно.
***
Вопрос: инклюзивное образование – добро? Человек родился блаженным, если воспринимать помощь всему живому на планете, как отклонение от нормы. Интегрировать его в общество, в наше, в обычное, где зло присутствует постоянно, – добро?!
Зло в чистом виде.
Талисманы, глиняные кубики, есть у классной руководительницы, у некоторых девочек и у меня. Он нас пометил. Своей благодатью.
И если я вдруг запутаюсь и утеряю способность отличать добро от зла, просто подержу кубик в ладони. И всё наладится.