Сейчас это направление очень популярно. «Подготовка к школе» есть в каждом детском центре во дворе, организована платно в школах и детских садах. Часто ее ведут учителя начальных классов и они обучают ребенка программе первого класса. Они погружают ребенка в атмосферу школы и говорят, что так ребенку будет легче в первом классе. Не будет! Почему? Давайте разбираться.
Учителя начальных классов заточены под детей возраста 7-12 лет. Основная деятельность детей это возраста смещается к обучению. Первоклассники в сравнении с дошколятами уже обладают самоконтролем, рефлексией, могу сидеть и держать внимание дольше.
В первую очередь поэтому школьный формат не подходит дошкольникам. Погружение ребенка в среду, к которой он не готов физиологически, приводит к стрессу, ребёнок закрывается и отстраняется от процесса. Целью одного ребенка становится просто дождаться окончания и вернуться домой к маме, а другой сопротивляясь процессу начинает себя плохо вести. Но и те и другие воспринимают школу как что-то негативное и уже на этом этапе не хотят учиться.
Подготовка к школе в самой школе может быть успешной, если соблюдаются следующие условия:
1. педагог, который умеет адаптировать свою работу под дошкольный возраст, так как основной вид их деятельности – игра. Обучение должно быть сказочным приключением для ребенка, в процессе которого он получит все необходимые знания для школы, а что важнее, будет развивать свои когнитивные функции.
2. ребенок, который готов пойти в школу и имеет необходимый уровень развития, находится на этапе перехода от игровой деятельности к учебной.
Если не соблюдается первый пункт, то ваш ребенок сможет адаптироваться, он сможет привыкнуть и даже чему-то научиться. То во втором случае у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы.
Так какой должна быть подготовка к школе, чтобы она действительно подготовила ребенка?
Подготовка ребенка к школе – это не только про умение писать, читать и считать. Готовность ребенка включает:
- физиологический аспект
- психологический аспект
- познавательный аспект
И каждый из аспектов включает еще целый ряд составляющих. Все виды должны гармонично сочетаться, если что-то проседает, это приведет к какой-то проблеме в обучении или в построении отношений с учителем или одноклассниками.
Я не буду писать в этой статье каким должен быть первоклассник, что он должен знать и уметь, что должно быть сформировано. Об этом мы еще поговорим и не раз.
В этой статье я про то, что дошкольник должен наиграться. Он должен пройти эту ступень. В свободной игре формируются все необходимые функции, навыки и умения.
Чтобы ребенок мог сидеть, хорошо себя везти, не выкрикивать с места, держать себя в руках, привыкнуть к тому, что он не первый, он должен играть в командные подвижные игры, в любые, только в них должны быть правила. Он научится подчиняться, следовать инструкции, ждать, быть терпеливым и т.д.
Для того чтобы хорошо писать у ребенка должна быть развита кисть для этого он должен лазить по лесенкам, ходить по рукоходам, развивать мелкую моторику и потом уже писать крючки и палочки.
Любое конструирование поможет развить логику, мышление, воображение, научит составу числа.
Игра с мячом поможет развить координацию, внимание, ловкость, глазомер.
Я часто слышу от родителей дошкольников: «С ними со всем не занимаются в саду!». Но обучение ребенка 5-6 лет счету, письму, чтению это не первостепенное.
Хорошо развитый ребенок в процессе игры научится считать и даже читать. С таким ребенком не нужно заниматься, с ним не нужно долбить часами: "Это "А"! Это "Бэ"!, а потом учить соединять буквы в слоги, затем в слова, и каждый раз спрашивать: "Что ты прочитал?". А он будет смотреть на тебя с непонимающими глазами и мечтать о мяче или конструкторе.
Гармонично развитый ребенок 5-6 лет быстро запомнит буквы, начнет собирать их в слова. И вы сами не заметите, как он будет читать вам все вывески, а потом и детские книжки с полки. То же касается и других школьных навыков.
Так для чего ребенку курсы "Подготовка к школе", если он сам всему может научится?
Вы замечали за своими детьми, что любой стресс или очень радостное событие они проигрывают и не один раз.
Например, помню, как первый раз мы попали на прием к лору, Варя очень плакала, вернулись домой, вечером я заметила, что она играет в доктора и проверяет уши у зверюшек. Далее за несколько дней до приема любого врача мы играли с ней в доктора и она легче переносила прием. После записи в сад, мы играли в воспитательницу месяц точно. Первый полет, первое путешествие на поезде, первый туристический поход, яркое театральное представление и так далее, все начинается и заканчивается игрой, ребенок проживает, изучает все через игру.
Вот и здесь. Это должна быть игра в школу! Ребенку должно быть интересно! Родители должны найти такое место, где ребенок сможет поиграть в школу, где ему объяснят и научат правилам этой игры, помогут развить его и помогут пройти переход от игровой деятельности к учебной без лишнего стресса.
НО! Если ребенок не умеет играть, если он не может следовать правилам игры, если его когнитивные навыки не развиты. К тому же у ребенка есть серьезные логопедические, неврологические проблемы. "Подготовка к школе" не поможет. Лучше отложить поступление в школу и устранить пробелы. Сходить к неврологу, психологу, логопеду, дефектологу устранить все пробелы, найти правильный путь решения проблем, а затем отправить в школу, следуя рекомендациям специалиста.
К сожалению, нет волшебной таблетки, микстуры и даже волшебного заклинания у учителя, репетитора и онлайн педагога. Это всегда коллективный труд: родителей, педагога, а иногда и узких специалистов.
Таким образом, правильные курсы подготовки к школе предлагают ребенку комплексное развитие и игровое обучение, которое помогает ему успешно приспособиться к новой школьной среде. Благодаря разнообразию занятий, ребенок развивает коммуникативные, учебные, социальные и моторные навыки, а также учится самостоятельности и организованности. Подобные курсы не только облегчат старт ребенка в школе, но и дадут ему уверенность и навыки, необходимые для успешной будущей учебы.