В этом году была учреждена Национальная премия в области детской и подростковой литературы. На сайте премии можно ознакомиться с лауреатами и финалистами по семи номинациям.
Сегодня я расскажу вам о произведении-финалисте премии в номинации «Лучшее прозаическое произведение для подростков» – «Платформа 0» Ирины Даниловой.
Это повесть адресована школьникам от 10 лет, но её можно рекомендовать к прочтению и взрослым, так как темы, которые затрагиваются в произведении, важно обсуждать всем вместе, и подросткам, и более старшему поколению.
Я, как обычно, выделила три темы, которые хочу предложить к обсуждению после прочтения этой книги:
1. «Победила дружба»
2. «Выбраться на платформу»
3. «История войны = история семьи»
Читаем и обсуждаем!
Краткая аннотация
«По милости Костика тихоня и двоечник Ваня всё время попадает в глупые ситуации. Но отыгрывается, исправно записывая свои победы в тетрадке с темами по английскому.
Вспоминая смешные и нелепые истории, произошедшие с ним и Костиком, Ваня находит собственные ответы на вопросы о дружбе, разводе родителей, отношениях с отцом и несуразным Вадиком, за которого мама собирается замуж.
Но, оказывается, не на все вопросы можно дать лишь один правильный ответ. Ваня убеждается в этом, когда на осенних каникулах в седьмом классе мальчишки попадают в заброшенный бункер-лабиринт с ловушками времён Великой Отечественной войны.
И получается, что Ванино одиночество в мире взрослых не абсолютно, а дружба с Костиком - безусловна. И в этом её огромная сила и спасение для каждого из друзей, потому что она - настоящая.»
Почему интересно читать
Потому что повесть просто соткана из мальчишеской дружбы, приключений и юмора, светлых воспоминаний и надежды. Рассказами из жизни Вани проникаешься с первой же страницы, когда начинаешь узнавать историю его дружбы с Костиком, особенности его отношений с мамой и папой, его рассуждения и общие наблюдения за происходящими событиями.
Какие темы и вопросы можно обсудить при чтении
Первая тема – «Победила дружба». Каждая глава этой повести – новый этап в дружбе Вани и Костика. От бесшабашных школьных приключений, мелких обид и записями счета в тетрадке к пониманию того, насколько они важны друг для друга и близки.
У Костика специфическое чувство юмора, иногда его шутки и подначки заканчивались для друзей серьезными проблемами, как тогда, когда Костик надоумил Ваню своровать чужую картошку с поля. И все равно позиция Вани в отношении друга не менялась:
«… сколько на Костика ни обижайся, Костик всё равно со мной. И желе без меня не ест. Вообще во всём мне помогает. Он же не виноват, что у него фантазия такая и чувство юмора. И шутки дурацкими получаются. Но он не с зла».
Когда у Костика умирает мама, Ваня вдруг осознает, что не может просто взять и позвонить другу чтобы поддержать:
«Что я ему скажу? Привет, как дела? Зашибись вопрос. Привет, мне очень жаль? Кого мне жаль? В голове пусто было и где-то внутри тоже. Я тогда понял, почему, когда трагедии случаются, минуту молчания объявляют. Потому что а что тут скажешь?»
Подходящих слов не находится потому, что опыта переживания горя у друзей до этого момента не было. А в любой ситуации вместо слов и Ваня, и Костик, предпочитают действие – это и спасает и их самих, и их дружбу.
Вспомните и перечислите ситуации, когда друзья выручали друг друга. Кто кого выручал чаще? Как вы думаете, уместно ли здесь вести такой счёт и почему?
Вторая тема – «Выбраться на платформу». Образы тоннеля и платформы часто встречаются в размышлениях Вани. Например, когда он переживал смерть тёти Вали, мамы Костика, и свою беспомощность как друга:
«Мне казалось, я в тоннеле метро стою, хотя я там не стоял ни разу. Но слышал, что дураки, бывает с платформы прыгают, и думал много, как это – с платформы прыгнуть. Стоишь: ни туда ни сюда».
Или, когда Ваня пришел к папе на работу поздравить его с днем рождения, отправил сообщение: «Папа, я пришёл», а папа никак не отреагировал. Ваня тогда подумал, что «тут – как в тоннеле метро: связь не берёт». А еще он подумал, что однажды все измениться:
«Это же мой папа. Я всегда ему буду нужен. Я же его сын. просто в тоннеле связь не берёт. Он из тоннеля выйдет и сам мне позвонит. Надо просто подождать, пока папа на платформу выберется. Он же не может навсегда остаться в этом проклятом тоннеле. Кто захочет там навсегда остаться?»
Как вы для себя поняли образы тоннеля и платформы в этом произведении? Что они могут символизировать?
Третья тема – «История войны = история семьи». Ваня мало чем увлекался и интересовался (кроме игры в Майнкрафт), пока однажды не нашел в бывшем отцовском кабинете книгу «Юридическая литература. Ни давности, ни забвения…», которую читал полночи и делал закладки, искал информацию в интернете. Тема партизан, Нюрнбергского процесса, в целом Великой Отечественной войны необыкновенно заинтересовала его:
«Я вообще первый раз о войне задумался. Знал только, что прадед партизаном был. От Дороги жизни фашистов отгонял вместе с другими партизанами.
Ну, партизаны и партизаны. Думал, они по лесам бегали – кто с самодельным ружьём, кто с рогаткой или, как Сусанин в анекдоте, фашистов за собой водил гуськом, а потом: «Отстаньте ребята, мы и сами заблудились». Папа анекдоты смешно рассказывал. Я запомнил. А больше мне про партизан никто ничего не рассказывал.»
Изучая историю партизанского движения, Ваня осознал, что практически ничего не знает о своем прадеде. Вспомните одну из финальных сцен, когда бабушка находит Ванину «Книгу победителя», подписанную «Иван Борисов, правнук настоящего партизана, героя Семёна Борисова»:
«– Ваня, вот я и говорю, что ты дурак и не лечишься! Чей ты правнук? Какого Семёна Борисова?
– А кого? – спрашиваю.
– У меня фамилия по мужу. Ты правнук Семёна Гаврилова!
– Героя? – спрашиваю.
– Конечно, героя! – отвечает бабушка».
Насколько хорошо вы знаете историю своей семьи? Знаете ли вы какие-нибудь истории из жизни своих прабабушек и прадедушек, которые, возможно принимали участие в Великой Отечественной войне? Как вы думаете, почему эти истории важно знать и передавать следующему поколению?
Для кого произведение
Для читателей от 10 лет