Продолжение рассказа "Удобная"
Глава 2
На следующий сеанс Жанна пришла уже более подготовленной. Теперь она знала, как именно проходит разговор с психологом, примерно представляла, чего та от нее хочет услышать и какого результата добиться с помощью беседы.
В назначенное время женщину пригласили в кабинет, она поздоровалась и устроилась на одном из кресел.
- Итак, Жанна, вчера мы закончили на том, что Ваше детство закончилось, когда родились Ваши сестры, несмотря на то, что Вам было двенадцать лет. Почему Вы так считаете?
- Понимаете, я уже говорила, что мама не справлялась с сестрами. Они капризничали, выматывали маму. Папа все время злился, стал задерживаться на работе. Ну как я могла не помочь ей в такое трудное время? Конечно, у нас была бабушка, но после того, как она перестала забирать меня из школы и мы с ней стали видеться намного реже, бабушка сильно сдала. Она стала много болеть, знаете, даже как-то резко постарела, - воспоминания о бабушке вызвали на лице Жанны теплую улыбку, которая тут же пропала, как только она вновь заговорила о сестрах. - Поэтому надеяться было больше не на кого. Я научилась заботиться о маленьких детях, научилась их кормить, менять подгузники, стирать белье. Моих домашних обязанностей стало в разы больше. Вы не подумайте, я не жалуюсь, понимаю, что так было нужно иначе наша семья и вовсе бы развалилась. А так мы справились, мама стала спокойнее, папа перестал пропадать на работе, правда, у него появилось пристрастие к алкоголю, он говорил, что это помогает ему расслабляться. Не могу сказать, что он сильно злоупотреблял, он даже становился добрее после того как выпьет, поэтому мама была не против, наоборот, даже поощряла эту его слабость. Впрочем, я отвлеклась. Сестры вскоре подросли, пошли в садик, мама вышла на работу. Но сильно от этого ничего не поменялось, мои обязанности остались прежними, уборка, готовка, стирка... Иногда я забирала сестер из садика, когда они болели, сидела с ними дома.
- А Ваши родители, как они участвовали в жизни детей, в том числе и в Вашей?
- Они зарабатывали деньги, - пожала плечами Жанна. - Мама говорила, что если бы она брала больничные, то мы бы перебивались с воды на хлеб. Хотя, мне кажется, не так уж и много мама и зарабатывала, если бы она несколько раз взяла больничный, то вряд ли сильно потеряла бы в зарплате, да и руководитель ее нормально относился к больничным. Хотя я могу чего-то не знать, может действительно так было нужно. В конце концов мне это жизнь не усложняло, все равно было нечем заняться.
- А как же учеба, общение с друзьями? Вам не хотелось провести время с пользой лично для себя?
- Не знаю, никогда не задумывалась об этом. Друзей у меня не было как-то, не до них было. Но я и не сильно расстраивалась по этому поводу, ведь у меня были мои сестренки, они мне и стали подружками, - Жанна сказала об этом без особого энтузиазма, а ее голос звучал не искренне. - Они меня любили, все мне рассказывали, приходили за советом, когда что-то не получалось. А что касается учебы, я закончила школу в шестнадцать лет. Правда, не так как хотелось. Стыдно признаться, но в аттестате были тройки. Мне тогда от мамы сильно влетело, но я ее не виню. Мне действительно нужно было больше стараться. Нужно было решать дополнительные задания, когда я пропускала школу из-за болезни сестер. Зато мой пример показал сестрам, как нужно учиться и чего делать не стоит. Они закончили школу намного лучше, чуть-чуть не дотянули до золотых медалей. Мама ими гордилась, мне в пример ставила, что девчонки молодцы, вон как хорошо школу закончили, теперь могут поступить в любой институт, не то что я...
Жанна вздохнула.
- А Вы?
- А что я? Я на тот момент уже отучилась в колледже на товароведа и работала в магазине недалеко от дома. В институт я не прошла по баллам, экзамен провалила, а платить за обучение родители были не готовы. Но я не жалуюсь, у меня хорошая профессия, востребованная, работа рядом с домом, да и платят прилично. Можно, конечно, было чуть упереться, получить более пристижную специальность. Я вообще рисовать всегда любила, хотела отучиться на дизайнера. Но кому они нужны, ведь правда? - Жанна издала нервный смешок. - Лучше иметь нормальную профессию, чем непонятно чем заниматься.
- Что ж, мы с Вами, видимо, плавно перешли к следующему этапу Вашей жизни.
- Да, можно и так сказать. Пока сестры учились в школе, в моей жизни ничего особенного не происходило. Да и после их выпуска тоже не особо. Когда они учились в институте, то больше времени проводили вдвоем, куда-то ходили, у них появилась своя компания, в которой они познакомились с будущими мужьями. На последнем курсе университета они обе выскочили замуж и съехали от родителей. Так мы с мамой и папой снова остались втроем. Мама была счастлива за своих девочек, какие они умницы и красавицы, как быстро нашли себе приличных мужчин. На свадьбе даже плакала от счастья.
- А что насчет Вас? Вы были рады этому событию?
- Не знаю. Я привыкла жить большой семьей, привыкла быть для сестер старшей, как бы так сказать, первопроходцем. А тут вдруг они ушли, у них теперь есть мужья, свои дети, а я осталась не у дел... Нет, все правильно они сделали, просто странно это все. Они вышли замуж раньше меня, уехали из родного дома, у них уже свои дети...
- И Вас это тревожит?
- Не то чтобы... Просто как будто это все неправильно, не так, как должно было быть.
Жанна подняла голову на часы и отметила, что до конца сеанса оставалось около трех минут.
- Наверное, на сегодня это все? - уточнила женщина. - Нет смысла продолжать наш разговор. Чувствую, для него потребуется немного больше времени.
- Все верно. Я жду Вас завтра в это же время.
После окончания беседы психолог дала Жанне несколько заданий, которые ей нужно было проработать дома, чтобы в следующий раз было проще говорить о своих взаимоотношениях с людьми.