Найти тему
Малдер расскажет

"Её не может здесь быть". Тайна спасательной шлюпки на острове Буве

Оглавление

Фотография, которую вы увидите ниже, была сделана 2 апреля 1964 года на необитаемом острове в южной части Атлантического океана.

Затопленная шлюпка на острове Буве
Затопленная шлюпка на острове Буве

Если присмотреться к снимку, то на нём можно заметить не только морского льва, сидящего на камне, но и накренившуюся спасательную шлюпку, которая заполнена водой. Причём она выглядит так, будто кто-то причалил на ней к берегу и высадился на сушу.

Так что же странного в этой фотографии? Возможно, все выглядело бы обычным, если бы снимок сделали на любом другом острове. Но дело в том, что эту шлюпку нашли в одном из самых труднодоступных мест на Земле - на острове Буве...

Затерянный в океане

Этот остров настолько отдалён от суши, что ближайшая к нему земля находится в 1600 километрах (остров Гош). Антарктида, для сравнения, расположена в 1700 километрах, а Африка - в 2500. Ссылка на карту.

Остров Буве на карте мира
Остров Буве на карте мира

Остров, имеющий вулканическое происхождение, окружён высокими скалами, поэтому пристать к нему на лодке или корабле практически невозможно. Кроме того, температура там никогда не поднимается выше ноля градусов. Если добавить сюда постоянные ветра, то место выглядит крайне недружелюбно.

По причине холодной погоды остров круглый год покрыт льдом и снегом. Нередко этот скалистый клочок суши окутывают туманы, из-за чего его бывает трудно найти, особенно если смотреть на остров сверху, тогда он выглядит как белое пятно.

Экспедиция Кроуфорда

В 1964 году британский исследователь, Аллан Кроуфорд, возглавил экспедицию для изучения острова Буве. Его отправили туда в основном с той целью, чтобы он собрал данные о климате и погодных условиях острова, поскольку англичане планировали построить там метеостанцию.

Аллан Кроуфорд
Аллан Кроуфорд

Но добраться до острова оказалось непростой задачей. Как я уже упоминал, большая часть острова Буве покрыта льдом и окружена высокими отвесными скалами. Не говоря уже о том, что исследователям пришлось столкнуться с сильными течениями и волнами.

Добираться до места на лодке было бы настоящим безумием, ведь в таких условиях она наверняка разбилась бы о скалы. Поэтому Кроуфорд и его команда решили лететь до острова на вертолёте. Но это тоже было довольно рискованно, поскольку место очень ветреное, и там в любой момент может начаться шторм. Вдобавок ко всему, путешественники столкнулись с густым туманом, который скрывал от их глаз почти весь остров.

Шлюпка

Кроуфорду и его команде пришлось несколько дней ждать подходящую погоду Наконец 2 апреля 1964 года исследователи сели в вертолёт и приземлились на северо-западной стороне острова Буве.

Погодные условия по-прежнему оставляли желать лучшего, поэтому команда исследователей должна была находиться там всего несколько часов, а затем немедленно покинуть остров.

Остров Буве на фото из космоса
Остров Буве на фото из космоса

Но когда они закончили запланированные работы, у них осталось немного времени, поэтому Кроуфорд и другие учёные пошли осмотреть остров. Проходя мимо лагуны, исследователи заметили странную картину - у берега находилась полузатопленная шлюпка...

Осмотр

Кроуфорд и его команда осмотрелись, надеясь найти следы людей или причину, по которой лодка оказалась на этом отдаленном необитаемом острове. На берегу, неподалеку от спасательной шлюпки, мужчины обнаружили медный бак и деревянную бочку, в каких моряки обычно хранят питьевую воду и продукты.

Это явственно указывало на то, что в шлюпке находилось как минимум двое человек - столько нужно было людей, чтобы выгрузить из лодки бак и бочку. Но при дальнейшем осмотре острова не было найдено никаких следов, будь то палатка, укрытие или, на худой конец, кости.

Шлюпка рядом с островом Буве
Шлюпка рядом с островом Буве

Обыск спасательной шлюпки тоже не дал желаемых результатов. Там имелась лишь пара вёсел. Что ещё более странно, на лодке не было никаких обозначений, свидетельствовавших о её принадлежности к какой-либо судоходной компании или стране.

"Её не может здесь быть!"

Но какой бы загадочной находка не выглядела, она, похоже, по-настоящему заинтересовала только Кроуфорда. Да, шлюпка на отдалённом необитаемом острове - это странно, рассуждали учёные, только вот поесть и согреться - намного важнее.

- Её не может здесь быть! - восклицал Кроуфорд, пытаясь обратить внимание товарищей на загадочную находку и прося их остаться для дальнейших поисков.
Остров Буве
Остров Буве

Команда исследователей пробыла на острове ещё около часа. Увы, они так ничего и не нашли. Прежде, чем покинуть остров, Кроуфорд сфотографировал спасательную шлюпку - это единственный сохранившийся снимок лодки.

Так как же спасательная шлюпка попала на остров? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю начать с истории его открытия.

Буве де Лозье

Первооткрывателем острова считается французский путешественник Жан Батист Шарль Буве де Лозье, который увидел его с борта своего корабля 1 января 1739 года. Но штука в том, что из-за тумана он принял его за мыс "Неведомой Южной земли", как тогда называли Антарктиду.

Жан Батист Шарль Буве де Лозье
Жан Батист Шарль Буве де Лозье

Понадобилось ещё почти 100 лет, чтобы понять, что это остров, а не край шестого континента, находящегося на южном полюсе. Затем в 19-ом и в начале 20 века на острове побывало несколько норвежских и английских экспедиций.

В конечном счёте англичане отказались от притязаний на этот бесплодный клочок земли, и 1 декабря 1927 года остров Буве был провозглашен норвежской территорией. Стоит отметить, что норвежцы не возражали против его использования другими странами в мирных целях, то есть для исследований.

В любом случае с тех пор все экспедиции должны были уведомлять Норвегию о своих планах высадиться на остров. Последними, кто это сделал до команды Кроуфорда, были путешественники из Южной Африки, посетившие остров в 1955 году - за 9 лет до прибытия английских учёных. По их словам, тогда никакой лодки там не было.

Остров Буве
Остров Буве

Отсюда можно сделать вывод о том, что шлюпка появилась на острове в период с 1955 по 1964 год.

Крушение?

По самой популярной теории, где-то неподалёку затонул корабль, но членам экипажа удалось спастись. Сев в шлюпку, они добрались до ближайшей суши, которой оказался остров Буве.

Эта версия звучит разумно, но если бы потерпевшие крушение высадились на остров, они бы точно не оставили шлюпку на мели, а воспользовались бы ею как укрытием от непогоды. Например, когда в 1916 году экспедиционный корабль "Эндюранс" застрял во льдах, экипаж добрался до острова Элефант (Мордвинова) и использовал лодку в качестве убежища, дождавшись в ней спасателей.

Экипаж корабля "Эндюранс" делает убежище из спасательной шлюпки. 1916 год
Экипаж корабля "Эндюранс" делает убежище из спасательной шлюпки. 1916 год

На самом деле, если человек оказывается в условиях, где нет естественных укрытий, такой вид убежища является единственным способом выжить. От того странно, что люди, высадившиеся на острове Буве, не использовали ни лодку, ни даже вёсла.

Однако, если развивать эту теорию, то можно предположить, что людей, высадившихся на остров, мог спасти другой корабль, использовавший свою шлюпку. В таком случае они попросту оставили эту лодку за ненадобностью.

Только вот выжить на этом острове без укрытия даже несколько дней - почти невыполнимая задача, если только у путешественников не было палатки, которую они потом забрали с собой.

Корабль "Эндьюранс", застрявший во льдах Антарктики 24 октября 1916 года
Корабль "Эндьюранс", застрявший во льдах Антарктики 24 октября 1916 года

Загвоздка в том, что в этот период рядом с островом Буве не было зарегистрировано кораблекрушений, да и спасение потерпевших крушение в этих местах стало бы громкой новость, но об этом нигде не упоминалось.

Древняя экспедиция?

Другая теория гласит о том, что эта лодка несколько веков была погребена под толщей льда, но оттаяла незадолго до появления экспедиции Кроуфорда. Это объясняло бы, почему на шлюпке нет никаких опознавательных знаков,
и ранее её никто не видел.

Только вот непонятно, что это были за путешественники, ведь в прошлые века экспедиции в этот район совершались крайне редко, и их можно пересчитать по пальцам. Другое дело - китобойное судно, которое могло заплыть в эти края в поисках добычи.

Китобои за работой
Китобои за работой

Но и эта теория не слишком убедительна. Если бы лодка вмёрзла в лёд даже на несколько лет, она не сохранилась бы так хорошо, а скорее превратилась бы в кучу досок.

Как бы там ни было, в 1966 году, через два года после экспедиции Кроуфорда, на остров Буве прибыла группа южноафриканских исследователей. Однако когда они осмотрели остров, то... лодки там уже не было.

"Слава-9"

Так спасательная шлюпка в лагуне острова Буве стала одной из самых странных морских загадок, которая оставалась без ответа на протяжении десятилетий. До тех самых пор, пока за расследование этой тайны не взялся лондонский историк Майк Дэш. Среди прочего он изучал и наши, советские, источники. В книге 1960-х годов, называвшейся "Труды океанографии", он наткнулся на такую запись:

- Научно-разведывательное судно "Слава-9" начало свой очередной, 13-й рейс, в составе Антарктического китобойного флота "Слава" 22 октября 1958 года.
27 ноября оно добралось до острова Буве. Из-за ухудшения погоды высадившаяся на берег группа моряков не смогла вовремя покинуть остров и пробыла на нём 3 дня. Людей эвакуировали вертолетом 29 ноября.
"Слава" - флагман советской антарктической китобойной флотилии в период с 1946 по1959 года
"Слава" - флагман советской антарктической китобойной флотилии в период с 1946 по1959 года

Получается, что шлюпка, найденная командой Кроуфорда, принадлежала советским исследователям, прибывшим на остров Буве 27 ноября 1958 года на судне "Слава-9".

Поэтому неудивительно, что британцы нашли лодку в столь хорошем состоянии, ведь она находилась там всего 6 лет. Куда она подевалась потом? Очевидно, что в период с 1964 по 1966 год наши моряки забрали её, чтобы не смущать мир столь загадочной историей.