Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня вновь коснемся живого звука. Я уже как-то писал про летний концерт в органном зале Томской филармонии. Немногим позже я увидел объявление о концертной программе Томского академического симфонического оркестра в Большом концертном зале Томской филармонии. Решил – почему бы не сходить и на концерт симфонической музыки. Концертная программа называлась “Булгаков в музыке”. Программа была представлена сегодня 8 октября (воскресенье). Надо отметить, что это мой первый визит, к моему стыду, в Большой концертный зал. Хотя в нем многие годы уже проходили концерты классической музыки и выступления поп и рок звезд отечественной эстрады.
Зал вместительный. Билеты я взял в первые ряды, если точнее в третий ряд, так что музыкантов было видно достаточно хорошо и слышны были даже едва уловимые ухом движения смычка по скрипке. А также отчетливо было слышно удары небольшой силы в треугольник.
Художественный руководитель Томского академического симфонического оркестра народный артист Российской Федерации Владимир Понькин.
Дирижер программы – лауреат международных конкурсов дирижеров Игорь Берендеев из Москвы.
В программе были представлены не только фрагменты классической музыки, но и литературные вставки по мотивам произведений Михаила Афанасьевича Булгакова.
Литературные ведущие: Вера Тимофеева, музыковед, заслуженный работник культуры России. Вместе с ней программу вел актер Евгений Шевелев.
Автором сценария выступила Татьяна Веснина, музыкальный редактор Томской филармонии, кандидат филологических наук, член Союза журналистов и ассоциации театральных критиков России. Режиссер программы – Людмила Попова. Вся программа имела длительность 2 часа с антрактом.
I ОТДЕЛЕНИЕ
Программа началась с вступления литературных ведущих. Ведущие рассказали о связи произведений Михаила Афанасьевича Булгакова с произведениями классической музыки. Я в школьные годы читал Мастера и Маргариту и надо отметить, что мне стиль автора и содержание романа понравилось. Только в те годы (1990-ые) я был далек от классической музыки и высокого искусства. И я многого не знал из музыкальной подоплеки в произведениях Булгакова.
Первым был представлен музыкальный фрагмент из балетных сцен “Вальпургиева ночь” из оперы “Фауст”. Автор музыки – Шарль Гуно (1818 – 1893 годы). Оказывается, ноты этого произведения фигурируют в романах Дни Турбиных и Белая гвардия (дата создания: 1923 - 1925). Как указано в брошюрке с программе, между событиями 1918-1919 годов, описанных в романе “Белая гвардия”, и написанием романа прошло пять лет. Булгаков писал о современных ему событиях. По словам писателя в 1918-1919 годах, проживая в Киеве, он был свидетелем 14 политических переворотов. Кроме того, Булгакова насильно мобилизовали в Добровольческую армию врачом. В последствие из этого романа выросла пьеса “Дни Турбиных” (1925 год).
Ниже видео с записью фрагментов музыкального сопровождения из оперы “Фауст”
Считается, что Михаил Афанасьевич Булгаков посмотрел оперу “Фауст” 41 раз. По крайней мере, такое количество билетов сохранилось.
Затем в концертной программе была прелюдия к опере Джузеппе Верди “Аида”.
Затем литературные ведущие рассказали о связи героев романа Булгакова Мастер и Маргарита с именами известных классических музыкантов. В романе есть персонажи с фамилиями Римский, Стравинский и Берлиоз. Ведущие утверждают, что эти фамилии герои романа Мастер и Маргарита получили в честь Николая Андреевича Римского-Корсакова, Игоря Федоровича Стравинского и Гектора Берлиоза. Честно, я об этом не знал раньше ничего.
Следующий видеосюжет с фрагментом сюиты из музыки к опере “Золотой Петушок” (4 часть) Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844 - 1908).
Следующим в программе была сюита из музыки к балету “Жар-птица” Игоря Федоровича Стравинского (1882 – 1971). В программе музыканты отыграли три фрагмента: Поганый вальс Кощеева царства, Колыбельная и Финал.
А затем был антракт длительностью 15 минут.
Незадолго до антракта на экранах появилась цитата Воланда из Романа Мастер и Маргарита Булгакова: “Иногда лучший способ погубить человека – это предоставить ему самому выбрать судьбу”. Может быть оно так и есть.
II ОТДЕЛЕНИЕ
Во второй части программы Томский академический симфонический оркестр отыграл “Фантастическую симфонию” Гектора Берлиоза (1803 – 1869) в пяти частях:
1. Мечтания и Страсти
2. Бал
3. Сцена в полях
4. Шествие на казнь
5. Сон в ночь шабаша
Надо сказать, что программа вызвала живой интерес у публики. Здесь были и люди в возрасте, и молодежь по Пушкинской карте. Зал был полон слушателей. Честно говоря, я не знал, что классическая музыка вызывает такой интерес. Напоследок зал наградил оркестр овациями.
Я, конечно, не большой поклонник классической симфонической музыки. Но послушать живую музыку было интересно. Тем более, что считается, что динамический диапазон классической музыки, исполняемой оркестром, самый большой. Я почему-то всегда думал, что струнные – это основа симфонической музыки. Но, посетив программу “Булгаков в музыке”, я был приятно удивлен, что помимо струнных и духовых инструментов, здесь присутствовали и ударные инструменты типа треугольника, колокола, барабана и тарелки.
В общем, я поклонник другой музыки, но для общего развития было интересно послушать и выступление Томского академического симфонического оркестра.
На этом всё!
До встреч на волнах интернета!