— Ха-ха-ха, — загоготали, — да Его нет, и Бога нет.
— А если Бога, — я говорю, — нет, то вы-то зачем? Откуда явились? Если бы Бога не было, не было бы и вас...
Старец Гавриил часто встречался с необычными явлениями при жизни. Вообще сама жизнь старца очень интересна и его несение креста для многих является примером.
После пострижения в схиму отец Тихон стал носить имя Гавриил (Зырянов).
И вот случилось однажды благоухание в келье батюшки, которое почувствовал давно лечивший его доктор.
Это был человек, не задумывавшийся над вопросами веры и спасения и потому склонный давать всем явлениям жизни естественное объяснение. Он нашел, что пахнет дорогими духами. Но батюшка ему прямо сказал, что это не духи, а просто благоухание Святых Даров, которыми он только что, до прихода доктора, приобщился.
Вопросы от доктора
— А, вот что. Вероятно, очень хорошее вино? Интересно, где оно куплено, я бы с удовольствием купил. Очень хорошее вино. А почему вы часто приобщаетесь — боитесь умереть?
— Нет, я не боюсь смерти, или не стал ее бояться. И именно потому, что приобщаюсь.
Но доктору непонятны были слова о приобщении. Он затевал разговор: был ли Христос? И был ли Он истинный Бог или только гениальный человек? И нельзя ли Его чудеса, например, воскрешение умерших, объяснить естественным образом, наподобие того, как доктора оживляют мнимо умерших в летаргическом сне?
Батюшка на все эти возражения давал свои ответы, а чудом воскрешения уже разложившегося Лазаря припирал доктора так, что он соглашался признать, что если это чудо было, то оно действительно может свидетельствовать о Божестве Иисуса Христа.
Я здрав?
— Михайло Егорович, а в бытие злых духов демонов — вы верите?
— Ну, знаете, плохо верю.
— Я прошу вас: прежде всего освидетельствуйте меня — найдете ли вы меня умственно нормальным?
Доктор, улыбаясь, говорит, что находит батюшку совершенно в светлом уме.
— А вот тело и, в частности, сердце — слабоваты.
— Так вот что, — начинает батюшка, — сегодня в 6 часов вечера.мне было тяжело дышать; при таком состоянии моем явились ко мне нечистые духи — демоны.
— Ну, это галлюцинация, — перебивает доктор.
— А я думаю, что нет; это демоны, потому что они меня устрашали, говорили, что-де нет Бога и ты наш, ты погиб.
Как бесы искушали наяву
А я им отвечаю:
— Я не ваш, я не погиб. Я верю, что Спаситель возьмет и примет меня к Себе.
— Ха-ха-ха, — загоготали, — да Его нет, и Бога нет.
— А если Бога, — я говорю, — нет, то вы-то зачем? Откуда явились? Если бы Бога не было, не было бы и вас; вы лживы, вы — ложь воплощенная, вы лукавые. Убирайтесь вон от меня, я верую в Бога и Им спасуся.
— Ха-ха-ха, куда полез. Да ведь ты — грешник, — говорят они мне.
— Да, — отвечаю, — я — грешник, но по внушению вашему же. Но я приносил покаяние, и грехи мои отпущены духовником.
— Да ты каялся нечисто. То одну, то другую причину выставлял, извинял себя и оправдывал перед духовником.
— А это, — говорю им, — если и было что, то от стыда, при сознании великости греха стыдился я. Но и этот стыд и страх перед духовником внушали вы же, демоны — старались удержать свою жертву и погубить меня. И теперь явились застращать меня. Нет, я верую и исповедую Сына Божия Иисуса Христа, Который пришел в мир, грешныя спасти, от них же первый есмь аз. — И начинаю я молиться и взывать ко Господу: — Господи, спаси меня.
А демоны опять издеваются:
— Ишь ты, лезет куда, грешник.
А я опять:
— Угодники Божии, помогите мне избавиться от нападений бесовских и клевет их.
А бесы кричат:
— Нет, нет, ты погиб.
— Нет, — говорю я, — я еще в теле и могу покаяться — не погиб я.
Тут бесы открыли мне все грехи мои, ясно я увидел все свои грехи, даже и те, которые я и не считал за грехи.
— Вот они, видишь? Не твои ли это грехи? — наседают на меня нечистые. — Вот точно такими же были и твои Угодники - грешники они.
И вдруг при этих словах их я как-то воодушевился и говорю им твердо:
— Как? Угодники были такими же грешниками, как и я? Они спаслись, а мне спасенья нет? Я в теле еще и могу покаяться. Нет, я жив, и есть мне спасение.
А бесы в это время как бы растерялись
Я же припомнил, как в прошлое время молился Божией Матери — вперед просил Ее защитить меня при часе смертном, когда уже не в силах буду и молиться. Вот это прошение свое я тут и вспомнил и обратился к Заступнице всех страждущих с воплем:
— Что же, Владычице? Ведь время настало защитить меня от силы бесовской. Ведь я просил Тебя об этом.
И сию же минуту бесы затрепетали от испуга. Крикнули враз:
— Идет, — и бросились бежать через мое зальце. А там на столе (его и теперь можете видеть) была тарелка. Бесы подняли ее и со всей силой ударили об пол. Тарелка разбилась и рассыпалась на мелкие кусочки.
Вывод доктора
— Ну, об этом что скажете, Михайло Егорыч? Разве это не вещественное доказательство?
И еще продолжу: когда пришел мой келейник Иосиф, увидел черепки от разбитой тарелки и спрашивает:
— Кому помешала тарелка? Кто у вас был?
Доктор был поражен и удивлен.
— Конечно, — говорит, — это было из ряда вон; это — не галлюцинация.
Что было дальше?
По удалении бесов батюшка послал за духовником отцом Епифанием и под свежим впечатлением страшной картины обилия всех записанных и объявленных бесами грехов принес глубокое покаяние в них Богу. Впоследствии батюшка говорил, что если бы он не имел веры в Спасителя или бы поколебался в ней, непременно умер бы от отчаяния и страха бесовского.
Но по этой вере Господь сохранил его и спас, а бесы от одного имени Матери Божией бежали в ужасе с бранью и хулами. Они, по Божию действию, невольно даже помогли батюшке освободиться от всех грехов и быть глубоко спокойным, мирным и радостным о Христе.