Вряд ли кому-то придет в голову, что обычная киба-дачи – есть реальная боевая стойка, которая применяется в реальном бою, да еще и с наивысшей эффективностью. Как говорится, «если вы не любите кошек, вы просто не умеете их готовить».
Можно ли предположить, что в Шотокане или в Киукушинкае Киба-дачи будут использовать в реальном бою? Конечно, это бред. Никто о таком даже помышлять не будет. И это правильно. Гранаты у них не того калибра. То есть техника не та и тактика не та. Честно говоря, вообще не понятно, зачем они с киба-дачи связываются со своим арсеналом.
Ну, давайте по порядку. Первая тема. Зачем нам киба-дачи и зачем из нее отрабатывать удары и блоки. Ответ вас обескуражит. ЧТОБЫ ОТКЛЮЧИТЬ НОГИ! Многие знают или слышали, что настоящий удар начинается с ног. И это правильно. Но когда мы начинаем учиться, первое, что надо сделать для изучения техники рук, это вырубить ноги на фиг, чтобы они не мешались «под ногами». Вернее «под руками». Такой вот каламбур получается.
Есть очень много разговоров на тему всякой волны в ударе и работой от бедра. Но факту это все только на уровне разговоров. Работать от бедра практически никто не умеет. Не просто не умеет, а даже не представляет себе, что это такое. К сожалению, перерыл видео на Ютубе, но так и не нашел ничего подходящего, чтобы продемонстрировать настоящую работу от бедра и настоящую горизонтальную волну. С вертикальной волной чуть получше, у китайцев это есть, но в основном очень слабенько.
И проблема именно в Киба дачи. Если встать, к примеру, в Шотокановскую Киба-дачи, то бедром вы уже работать не сможете. Шотокановскую Кибадачу у нас вообще не учили, но такое положение ног в разговорах называли полукибадачей. Она тоже имела место быть, но мы ее не учили в силу простоты. Типа и так будете делать, когда понадобится.
Я понимаю, что меня сейчас никто не понимает. Просто поставьте себе на заметку, что истинная суть тренировок в киба-дачи – это вырубить ноги, чтобы научиться работать бедром в создании волны. Дальше еще хуже. Волна от бедра должна запускать плечо. А волна от плеча должна запускать руку. Тут опять меня никто не понял. Поясняю. Рука висит как плеть, бить ею нельзя, это просто веревка. И вы должны сначала запустить бедром плечо, а плечом веревку руки. В результате этой техники затем при помощи кибадачи изучается тсуки переменной длины. То есть вы можете бить тсуки со всей дури на любом расстоянии.
В молодости иногда по дурости шотоканистов подставлял на тему - умеют они бить тсуки или нет. Ставил их вплотную к стене и говорил – Ты должен ударить со всей силы. Так они, придурки, себе кулаки разбивали, не понимая дистанции. А нас учили бить примерно от 30 длины и выше. То есть на финише удара локоть находится почти у бедра. И такой удар мог по силе превосходить обычный классически тсуки. Тренер, по крайней мере, это демонстрировал. А дальше – любая длина, вплоть до вытянутой руки. Без разницы.
Короче, еще раз. Тренировка техники рук в киба-дачи – это вырубить ноги, включить бедра и плечи. Техника проще – это просто включить работу корпуса (плечевого пояса). Главное – чтобы ноги не мешали. У учеников ноги всегда буду мешать. «Дурная голова ногам покоя не дает».
Ладно, перейдем теперь к боевому аспекту. Самый первый и самый простой и самый боевой прием – если противник рядом на близкой дистанции – резко раздвигаем одновременно две ноги неким скачком и проваливаемся вниз в кибадачи с одновременным ударом тсуки или аналога в низ живота или пах (обычно в мочевой пузырь на разрыв).
Вторая техника Кибадачи – это из кибадачи переходим в акробатический элемент «Колесо». Его кстати можно выполнять даже довольно коряво. Не проблема. Главное – уйти из прицела противников. Из колеса опять оказываемся в кибадачи или уже другой стойке – и работаем, работаем, не спим!
Третья техника Киба-дачи – это подъем с земли. В кино у нас как показывают? Ну уронили чувака на землю. Он поворачивается на спину, затем ноги поднимает к голове, потом резко отталкивается и вскакивает на ноги.
https://www.youtube.com/watch?v=mQQR68mifcI
Красиво? Абалдеть как красиво. Только вот в реальной ситуации это очень долго и четко прогнозируемо, куда и когда противник вскочит на ноги. Да и ноги у него после приземления оказываются на пару мгновений «заперты». В интернете попадались ролики, где на выходе из такого прыжка боец сразу получал в дюндель.
Есть и второй метод, когда лежа на спине размахивают вытянутыми ногами, потом их подтягивают к себе и полубоком поднимаются. Это уже гораздо лучше. Такая фишка практикуется в Кунг-фу. Это уже лучше, но тут противнику понятно, где окажутся ноги в итоге.
А вот другой метод. Итак, вы упали на землю. Мгновенно поворачиваемся на живот, руки в положение как при отжимании, поднимаемся на руках и одновременно скачком подтягиваем к себе растопыренные ноги и подскоком встаем в Киба-дачи. И сходу же работаем: удары вперед, вбок, назад, или уходим во вращение, или на колесо и на переход в другую стойку. Делается это все практически в одно движение. Здесь есть две неизвестные. Боец перекатывается на живот, смещаясь на плоскости, и это может сделать несколько раз. И при выходе в Киба-дачи, он убирает ноги с земли, и до конца неизвестно, где он их поставит – чуть ближе или чуть дальше. И главное, он тут же может работать по боевому.
А вот четвертая техника Киба-дачи у всех вызовет шок и непонимание. Как и у меня, когда я впервые с этим столкнулся. Учитель во втором стиле каратэ, который я учил, становился в Кибадачу и так просто шел на противника, да еще и с расставленными руками. Все абсолютно открыто. Ноги открыты, пах открыт, туловище открыто. Бей не хочу. Ну, все и били от души. Но потом, через недельку-другую, когда опять поступало предложение бить открытого и незащищенного, то все говорили «Не хочу». Оно и понятно, кто ж хочет неделю-другую залечивать ноги и руки.
Передвижения в Кибла дачи осуществлялись короткими, но быстрыми шажками. В чем-то это напоминало Краба с его шустрыми ножками и растопыренными клешнями. Отличительной особенностью являлась работа корпусом. То есть тело не было вкопанным в ноги и неподвижным как в каратэ, когда они там стоят в киба дачи и чего-то руками делают. Здесь корпус гулял как маятник. Делал и боковые уклоны и наклоны вперед.
Главным шедевром была система блокировки. В корне отличная от каратэ и полностью перекрывающая тело. Но самое главное – она была слишком быстрой, чтобы можно было успеть достать бойца Кибадачи каким-нибудь ударом. При такой системе блокировки вместе с двигающимся и наклоняющимся корпусом боец полностью и без проблем перекрывал защитой и пах и свои ноги, не говоря уже о других частях тела.
А если все это еще помножить на скоростное перемещение в Киба-дачи вместе с эффектом неожиданности от непонятной техники, то, конечно, особенно в те времена, это было как гром среди ясного неба. Все терялись и быстро выходили из строя.
И что примечательно, этой техникой пользовались как раз именно в драках на улице, а не в спортзале. В спортзале надо было быть очень осторожным, потому что была высокая вероятность травматизма.
Естественно, что руки работали не только в защитных блоках, но и в ударах. Более того, это была единая система движений, в которой разделения на блоки и удары практически и не было. Это была просто мясорубка, которой было без разницы, что и как рубить, что в нее попалось, то и рубится – хоть руки, хоть ноги, хоть голова.
Ноги. Ноги тоже были очень даже интересными. Прежде всего, часть ударов идет сразу, без смены стойки и без разгибания опорной ноги. Такие удары идут в нижний и средний уровень. Удары тоже не из классического каратэ. Чтобы не упасть в стойке при ударе ногой (вторая опора то «выбивается») удары получались очень резкими как проблески молний.
При этом надо понимать, что кибадача была живой и подвижной. То есть это не только фронтальное движение на противника, но и под 45 градусов, и боком, и даже спиной. Была предусмотрена техника ударов и блоков, если противник сзади, или боец повернулся к противнику спиной. Соответственно, и для бокового положения тоже.
Поэтому в Кибадаче есть такая фишка как прыжок с ударами ног из бокового или полубокового положения. Конечно же, такого прыжка в традиционном каратэ нету. Это прыжок в длину в попытке догнать отступающего противника. И он по некоторым параметрам специфический. К примеру, речь идет о боковом ударе, но наносится он не пяткой или стопой, а носком ноги, и при этом идет со сменой ног.
Я когда-то уже рассказывал о стилях носорога и слона, где в противника врезались с разгона с ударом. В «Крабе» скорость вперед, конечно, не такая, но зато выше подвижность и маневренность. Хотя логика (тактика) остается такой же. Идем на таран. Основная задача – спровоцировать противника на контратаку или встречную атаку. Мы же двигаемся на него раскарякой. Грех ему не воспользоваться таким «подарком». А «Крабу» только это и надо. Ибо противник, который потеряет свою боеспособность в атаке, уже и не противник вовсе, а просто жертва.
Есть еще один важный вопрос. Кибадача стойка не самая низкая, но низкая. И рано или поздно встанет вопрос о выходе из нее в нормальную естественную позицию, то есть в высокую стойку с нешироко расставленными ногами. А это проблема, потому что на это требуется время и перераспределение сил. Но в данном случае этот вопрос не представляет из себя проблему.
Есть такая техника Воды, называется «Фонтан». (Между нами девочками в технике Воды есть и Водопад, а еще Озеро, Река, ….) Так вот подъем из Кибадачи наверх осуществляется блок-ударами из техники «Фонтан». Так, чтобы это было хоть как-то понятно. Стоим в Кибадаче. Бьем правой ногой в голову противника, типа серповидного маваши. И теперь важный момент. Удар пошел наверх и потянул за собой стойку на верх. Не поняли? Еще раз. В момент удара мы не приподнимаемся на опорной ноге. Удар летит наверх и сам нас поднимает. Это непривычно и сложно на первый взгляд. Но так это работает.
Чтобы техника Кибадачи была эффективной, врастание в землю с увеличением веса – пульсирующее. То есть не постоянное. На другой стороне этой системы – кинетическая система «гиперзвуковой ракеты» удара. Когда опора на землю не важна от слова совсем.
Хотя удар, который я только что привел в качестве примера, не есть техника «Фонтана». Но к технике Фонтана его плюсовать можно.
Подводим итог под четвертым методом использования Кибадачи. Понятно, что тут все сложно и непривычно для многих. Но что главное? Как, я надеюсь, вы уже поняли, в этой системе много специфической техники – блоков и ударов, включая уклоны. И возникает резонный вопрос, а зачем там вообще Кибадача. Вопрос очень правильный. Отвечаю.
Вот встаньте в боевую стойку для реальной драки на улице. И у большинства эта стойка будет высокой. Дальше что? Ну, большинство еще по бестолковости руки задерет к своему фейсу. Практически все, как в ММА и тому подобное. Вроде бы все логично и понятно. Но проблема в чем?
Проблема везде. В высокой стойке у вас три уровня возможного поражения. И главный проблемный уровень – это ноги. Потому что, если противник полезет к вашей голове своими руками, то мозг среагирует просто – все силы бросит на защиту себя, оголив другие уровни. Отсюда мы часто и видим в ММА, как бойца пуганули в голову и тут же ушли в захват ног и бросок. Тут и лоу-кик всегда пристроится в дело, готовый Поэтому в высокой стойке стоять на месте нельзя, там надо все время двигаться.
Переход в Кибадачу сокращает количество уровней до двух, плюс ноги расходятся в стороны, плюс они выглядя как опоры, а не как просто столбики. Противник теперь стал выше, вроде бы это плюс. Но при этом его руки стало гораздо легче подрезать блоками снизу вверх.
В общем, рассказывать тут всякие нюансы можно довольно долго. Сразу скажу, что стиль Кибадачи – это не супер стиль, не универсальный стиль, не лучший стиль, не идеальная защита. Это всего лишь один из тактических методов, который в определенных условиях может проявить себя очень даже неплохо. Но для него нужна специальная подготовка, которая при этом не длительная и не мучительная.
Пятый метод Киба-дачи – это передвижение с вращением вокруг своей оси в стойке Киба-дачи. Таким образом можно двигаться быстро вперед, а можно «рисовать замысловатые узоры». Такой метод создает очень непредсказуемые передвижения. ВЫ без проблем и без потери энергии можете всегда менять направление, причем бесконечное количество раз, причем с прямого на обратное.
При этом из этого вращения вылетают любые удары, хоть круговые, хоть дуговые, можно даже перейти в линейную атаку с прямым ударом.
Чтобы примерно было представление о чем речь, вот некий пример:
https://www.youtube.com/watch?v=783lN_EkzAM
Кстати, в этом фильме снимался реальный мастер из Пекинской академии ушу. Забыл, как его зовут. Фильм очень красивый.
Что хочу еще сказать? На данном примере хотел показать, что за каждым элементом техники БИ скрывается нехилая глубина разных возможностей. Не стоит воспринимать технику двухмерно. Любая мтойка – это не просто стойка, это целый комплекс, целое направление действий.