Найти тему

Нейропсихолог: кто это, зачем он нужен и чем может помочь

Оглавление

Недавно на одном из сервисов Сбера наткнулась на странички нейропсихологов. В описании говорилось, что нейропсихолог это врач. Ну надо же подумала я, когда же я успела медицинское образование получить?

Так это правда, что нейропсихолог это врач?

Нет конечно, у нейропсихолога нет медицинского образования, он не имеет права выписывать лекарства и ставить диагнозы. Нейропсихолог -это клинический психолог, работает на стыке медицины и психологии. Но конечно базовыми знаниями в области психиатрии и неврологии он должен обладать.

Что делает нейропсихолог?

Нейропсихолог при помощи специальных методик исследует высшие психические функции: речь, восприятие, память, мышление, внимание. Эти методики называются нейропсихологическими пробами. А само исследование нейропсихологическим обследованием или нейропсихологической диагностикой. В ходе обследования специалист определяет уровень сформированности высших психических функций, их развития, соответствия возрастным нормативам.

Диагностика состоит из множества проб. Каждая группа проб раскрывает особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, уровня контроля и саморегуляции обследуемого.

По результатам диагностики нейропсихолог составляет индивидуальный план реабилитации или коррекции. Коррекция представляет собой определенную последовательность упражнений. У детей выполнение упражнений способствует формированию зон мозга, которые отвечают за определенные ВПФ.

Например, за зрительное восприятие отвечают затылочные доли. Если по каким-то причинам они вовремя не сформировались, то у ребенка возникают трудности зрительного восприятия. В легких случаях ему трудно дорисовать предмет до целого, выделить отличительные признаки предмета. Ребенок не сможет скажем мысленно дорисовать носик и понять, что на картине изображен чайник. В грубых случаях не сможет опознать, что нарисовано на картинке: зайка или мишка. Путем подбора специальных упражнений можно сформировать затылочные зоны, и для ребенка это уже не будет проблемой.

Любую ли проблему решает нейропсихолог ?

Конечно не любую, есть случаи, когда нейропсихолог не сможет работать без поддержки психиатра или специалиста по АВА-терапии. Есть случаи, когда развитие ВПФ имеет предел и какие занятия не проводи выше определенного уровня ребенок не прыгнет. Но многим детям благодаря применению особых коррекционных методик и восстановлению структур головного мозга, можно помочь без медикаментов.

Так нейропсихологические занятия могут усилить эффект от логопедических занятий, помочь запустить речь, способствуют развитию усидчивости, внимания, контроля за своим поведением, способности усваивать учебный материал.

Благодаря коррекции у детей открывается возможность учится в школе, а не дома, в обычном классе, а не коррекционном.

Также помощь нейропсихолога может быть необходима, если ваш ребенок двигается слишком мало или наоборот слишком много, быстро устает, вам кажется, что он просто ленится, он разбалансирован, неуклюж, часто падает, не может освоить самокат, велосипед, ему трудно определиться с какой руки ему начать писать или рисовать, или вообще отказывается рисовать и писать.

В каком возрасте надо обращаться к детскому нейропсихологу?

Мода на нейропсихологию привела к тому, что мамы готовы записываться к нейропсихологу, едва успев родить. А центры и рады стараться. Во многих центрах диагностику и занятия проводят с двух лет. На практике полноценную диагностику возможно провести с 6-7 лет. Есть адаптированные методики для детей раннего возраста, обследование возможно провести с 3 лет. Что касается детей более раннего возраста (от 1,5 до 3), то при наличии тревожащих симптомов можно обратиться за консультацией, чтобы не упустить время и вовремя начать коррекционные занятия.