Учимся 3D-моделированию в Blender: 9 бесплатных видеоуроков

922 прочитали

Blender — популярный редактор для создания трехмерной графики. Он совершенно бесплатный и поддерживается практически в любой точке мира, в том числе и в нашей стране — есть версия на русском. Еще один значимый плюс — малый вес программы. Она не займет много места в памяти компьютера, а запускаться будет всего за несколько секунд.

 Blender — популярный редактор для создания трехмерной графики. Он совершенно бесплатный и поддерживается практически в любой точке мира, в том числе и в нашей стране — есть версия на русском.

Что можно сделать с помощью Blender? Его возможности практически безграничны. Крупные кинокомпании с мировым именем выпускают полнометражные мультфильмы, полностью созданные в этом редакторе. Также он хорош для производства видеоигр. Ну а начать можно с отдельных анимированных персонажей, локаций и спецэффектов для сцен.

Если говорить более профессиональным языком, то нельзя не отметить, что редактор позволяет использовать разнообразные техники моделирования. И даже такую сложную, как скульптинг — процесс, напоминающий лепку из глины. Также можно задавать свойства материалов, чтобы объекты выглядели «как настоящие» — матовыми, блестящими, с зеркальной поверхностью и т. д. Более того, можно воссоздать реальные физические процессы — гравитацию, движение и деформацию предметов.

При этом программа довольна проста в освоении и вполне подходит новичкам в IT-сфере. Причем попробовать себя в роли blender-дизайнеров могут даже подростки. Возраст, рекомендуемый школой программирования «Пиксель» для старта в этом направлении — 13-17 лет. Интерфейс веб-редактора интуитивно понятен и доступен пользователям с нулевым опытом.

На Ютуб-канале школы есть видеоролики с открытым доступом, по которым можно самостоятельно обучиться 3 д моделированию для детей. Опишем несколько из них.

1. Создаем базовую форму 3D-миньона

Чтобы начать творить в редакторе, необходимо подготовить его для работы с базовыми формами. Для этого выделяем по умолчанию имеющиеся в сцене объекты и удаляем их при помощи клавиши Delete. Теперь перед нами чистое поле. Нажимаем цифру 1, чтобы перейти на вид спереди, далее — на 5, чтобы переключиться в режим ортографии. Это в дальнейшем позволит избежать искажения.

Теперь добавляем на задний план картинку-референс. Это будет образец, с которым мы будем сверяться при рисовании. Просто кликаем мышкой по скачанному заранее изображению персонажа и перетаскаем его в рабочую область, а затем выравниваем по центру цифрового листа.

На какую фигуру похож миньон? Правильно, на цилиндр, а точнее — на сферу. Добавляем эту форму через горячие клавиши Shift+A, далее через Alt+Z делаем ее прозрачной, нажимаем Tab — и переходим в режим редактирования. Должен получиться шар, размеченный зелеными точками и линиями, чем-то напоминающий глобус с параллелями и меридианами.

Выделяем все верхние точки и тянем наверх — до границ рисунка-референса. Подобное проделываем с нижней частью. Наш шар вытягивается и превращается в фигуру, напоминающую сардельку. Осталось подогнать ее по ширине к изначальной картинке.

Переходим к рукам миньона. Их сделаем из небольших вытянутых в длину цилиндров со скошенными в месте присоединения к туловищу краями. Ноги рисуем по тому же принципу, только цилиндры делаем толстыми и короткими.

Пока мульт-герой получился очень схематичным. Мы сделали блокинг — обозначили самые крупные части. Уточнять и дорабатывать формы будет в следующих веб-уроках.

2. Второй урок по 3d моделированию для детей: одежда миньона

В этом ИТ-уроке мы скорректируем форму нашего мульт-персонажа и «приоденем» его. Для начала выделим тело миньона и немного «сплюсним», чтобы очки «сели по фигурке» — без искажений. Перейдем на вид сверху и слегка сожмем голову — теперь с этого ракурса она будет выглядеть не круглой, а в виде эллипса. А сам «человечек» станет более плоским.

Чтобы создать характерный синий комбинезон, нужно нарисовать сначала два квадрата-«фартучка» спереди и сзади, а потом присоединить к ним полукруг-«штанишки». Углы квадратов сглаживаем, чтобы придать схожести с оригиналом. Теперь нужно задать толщину «ткани» костюмчика. Для этого переходим во вкладку модификаторов и выбираем Solidify.

Создаем лямки комбеза. Прокладываем линию над цилиндром-рукой от переднего края костюма до заднего. Повторяем тоже самое с другого бока. Переходим к обуви — делаем узнаваемые неуклюжие ботинки.

3. Курс Blender для детей: скульптинг одежды

Скульптинг нужен для того, чтобы сгладить все угловатости фигуры и придать ей естественности. Выделяем штаны и верхнюю часть комбинезона и нажимаем Ctrl+J, теперь это единый объект. Далее переходим в режим скульптинга — будем работать специальными кистями.

Делаем сетку на туловище миньона более плотной — «параллелей» и «меридианов» станет больше. Для этого нажимаем на клавишу R — появляется большой квадрат, размеченный на маленькие квадратики. Движением мышки вправо-влево можно увеличить или уменьшить плотность сетки. Чем плотнее сеть, тем лучше будет результат. Однако компьютеру просчитать это будет не так-то просто. Поэтому надо выбрать оптимальный средний вариант.

Для начала используем кисть Smooth — сглаживание. Она уберет все неровности с одежды, придав ей гладкую поверхность. Регулируем размер кисти клавишей F. Штанину от ботинка отделяем кисточкой Draw Sharp. Стопу — переднюю часть и каблук — формируем инструментом Mask.

При рисовании необходимо менять ракурс и рассматривать объект с разных сторон. Так можно точно контролировать процесс.

4. Прорабатываем лицо и пальцы с помощью 3д моделирования для детей

Продолжим дорабатывать персонажа в режиме скульптинга. Добавим ему лицо и сформируем до конца руки.

Кисти рук будем делать из уже знакомой нам сферы. Создаем шар небольшого размера и ставим его на место будущей кисти. Это будет кисть со сжатыми в кулак пальцами, как на референсе. Ctrl+J — и части верхней конечности крепко присоединились друг к другу.

Переходим в комнату скульптинга. Выбираем плотность сетки. Нажимаем на кнопку X, которая позволяет переносить все действия симметрично на другую сторону объекта. То есть мы будем работать только с левым боком, а правый будет формироваться автоматически.

Чтобы выделить пальцы, нам понадобится кисть Clay Strips. Намечаем с ее помощью пальчики. Далее делаем углубление на месте ладони. Осталось разметить улыбку и глаза с линзами — и миньон начнет оживать.

5. Создаем очки в Blender для детей

Заготовка под очки у нас уже есть. Осталось довести их до ума и добавить ремешок, который будет оборачиваться вокруг головы. С него и начнем, а после — детализируем окуляры.

Поскольку правая и левая стороны «желтого человечка» симметричны, можно работать с одной половиной, а на второй будут автоматически повторяться все действия.

Чтобы создать ремень, добавляем новый объект — окружность вокруг туловища-цилиндра. Поднимаем его на нужный уровень и в режиме «вид сверху» подгоняем вплотную к голове. Это можно сделать вручную либо включить пропорциональное редактирование и, регулируя размер круга колесиком, сразу подогнать все точки. Второй способ легче, однако некоторые точки все равно придется пододвигать индивидуально. Если какие-то точки ушли вовнутрь фигуры, их предстоит вытянуть наружу.

Превращаем линию окружности в широкую ленту — и получается ремешок. Правда, он пока еще ребристый и неоднородный по фактуре. Кликаем Shade Auto Smooth — и он сглаживается. С помощью уже известного нам Solidify-модификатора создаем толщину объекта, чтобы ремешок выделялся на поверхности головы.

Поработаем с окулярами. Накладываем кружочек на один глаз — он должен быть поменьше размером, чем очки. И как бы вдавливаем его вовнутрь. Получает глаз, но пока без зрачка.

6. Швы в Blender: 3д моделирование для детей онлайн

С каждым новым степом наш миньончик становится все краше. В этом онлайн-уроке мы будем создавать ему волосы. Сделать это можно несколькими методами. Если бы у нас была реалистичная модель человека, мы бы соорудили специальную систему, которая бы имитировала волосяной покров. Но поскольку у нас стилизованный персонаж, все будет намного проще.

Через Shift+A добавляем модификатор Curve. Посреди поля появляется линия, которую нужно расположить над головой миньона. Подрезаем, чтоб волосы не получились слишком длинными, и добавляем толщины. С помощью точек на линии ее можно гнуть в разные стороны. Таким образом отрегулируем расположение одной «волосинки». Чтобы было правдоподобнее, через Alt+S делаем кончик волоса более тонким.

Далее просто дублируем получившийся волос и располагаем копию рядом с изначальным объектом, поворачивая так, чтобы «растительность» лежала естественно и непринужденно. Поскольку волос не так много, это будет не самый долгий процесс. Пара минут — и модная прическа создана.

Миньон готов к покраске. Да-да, все это время он был обычного серого цвета. Выбираем вкладку материалов, щелкаем пипеткой по желтому цвету спектра и — по телу персонажа. В один миг он становится ярко-желтым. Таким же образом красим в синий одежду. Некоторые трудности могут доставить глаза, эмблема на комбинезоне и перчатки, которые являются частью рук. Их придется красить в плоскостном изображении-копии. Там можно будет поработать кисточкой, точечно нанося краску только на определенный участок.

Прежде, чем делать 2D-развертку частей персонажа, необходимо сделать швы — границы, по которым будут разрезаться кусочки модели и раскладываться на плоскость. Например, очки надо будет разделить на несколько кружков и полосок.

7. Blender 3d для детей: UV-развертка

Продолжим работать с одеждой героя, а конкретно — с его комбинезоном. Нам предстоит разделить его на кусочки — сделать развертку на плоскости. Это очень удобно, если необходимо добавить рисунок на определенный фрагмент, в нашем случае — на нагрудный карман. Также нам необходимо покрасить в черный перчатки и сапожки миньона.

Начнем с перчаток. Нажимаем UV и выбираем Smart UV-project. Кликаем ОК — и развертка появляется сбоку от главного объекта на специальном поле. Убираем лишние продольные швы и прокладываем те, которые нам нужны — отделяющие кисть в перчатке от остальной руки. Делаем их в самом незаметном месте. Развертка пересчитывается в соответствии с новыми границами.

Проделываем те же операции с ботиками и прочей экипировкой. В готовом виде развертки напоминают выкройки, которые делают школьницы на технологии.

8. Курсы 3д моделирования для детей: создание текстур в Blender

Продолжаем украшать миньона. На очки добавляем материал металла — находим параметр Metallic и выкручиваем его на единицу. Далее можно сделать поверхность более глянцевой и отрегулировать цвет до более темного или более светлого. Рисовать глаза будем по развертке, перемещая зрачки с трафарета-референса.

Ботинки закрашиваем в черный, перейдя в раздел материалов. При этом, если нечаянно мазнули не в том месте, выбираем цвет фона (в нашем случае синий) и заливаем им ненужные штрихи. Точно также красим в черный цвет кулачки.

9. Скелет в Blender: моделирование для детей

Миньон уже обрел яркость и выразительность, можно приступать к его оживлению. Прежде, чем анимировать модель, надо проверить, чтобы она была единым целым. Сделать это можно через клавишу N. Если какие-то части отделены, например, комбинезон, их надо выделить и через Ctrl+J присоединить к основной фигуре.

Создать скелет достаточно просто. Нажимаем Shift+A и выбираем шаблон из имеющихся заготовок. Основную кость помещаем на уровень бедер, от нее будут отходить дополнительные — для шеи, ног и рук. Скелет готов, однако попробовав подвигать ту или иную кость, мы увидим, что она делает это отдельно от прорисованных частей тела миньона. Привязать элементы друг к другу можно автоматически. Выделяем основной объект, затем с зажатым Shift выделяем скелет и нажимаем Ctrl+P. Немного ждем, пока программа обработает запрос, и — чудо — каждая кость привязана к определенной группе «мышц» персонажа.

***

Что ж, школа программирования Pixel продемонстрировалf вам, что Blender позволяет создавать настоящие шедевры, ничем не хуже тех, которые ребенок наблюдает с экрана телевизора. Обучиться азам 3D-дизайна можно по online-урокам. Однако если вам хочется более глубокого погружения в тему — добро пожаловать в ИТ-школу Pixel на онлайн-курсы Blender для детей 13-17 лет. Опытные наставники раскроют все секреты мастерства и помогут сделать уверенный шаг в сторону максимально востребованной профессии.

В статье «12 бесплатных уроков по Python для детей 8-12 лет» мы рассказываем, что такое пайтон и дает бесплатные видеоуроки, с помощью, которых дети смогут научиться кодить на языке Python.

А в статье «IT для детей: лучшие игры в "Скрэтч"» представлена подборка из 10 лучших игр в Scratch для детей.