Технологические сдвиги до сих пор еще иногда делают одиночки. Не так давно, всего лишь в 2006 году студент Гонконгского университета науки и технологий Ван Тао с помощью друзей и профессора робототехники того же университета организовал компанию, которая для начала занялась полетными контроллерами.
Понятное дело, что беспилотниками всякие серьезные конторы занимались уже давно, но в сегменте потребительской электроники было пустовато. В основном из-за того, что большие беспилотные системы были в интересах военных ведомств, а там все секретно, мощно и дорого.
Dajiang Innovation Technology (инновационные технологии Дацзяна, где Дацзян, судя по всему, просто модный в Китае топоним «Великая река») в 2010 году выпустила первые контроллеры по огромной цене в 9.5 тысяч долларов, которые позволяли задавать полетные планы по картам google.maps для модельных вертолетов с использованием спутниковой навигации. По тем временам даже это казалось уже круто, потому что военные контроллеры было невозможно купить, да и стоили они куда более серьезных денег.
Но уже в 2013 году на рынок вышел первый DJI Phantom и оказалось, что это бомба. Маленький вертолет со стабилизированной камерой по цене в тысячу долларов казался фантастикой, а первые ролики на видеосервисах вызывали недоверие, потому что «так дешево и так круто?».
Ну а дальше начался взрывной рост продаж и модельного ряда. Именно потому, что «дешево и круто» можно было снимать видео. Желающих снимать красивые ролики оказалось много, а DJI своевременно реагировала на запросы пользователей, постоянно упрощая управление и повышая удобство пользования, качество камер и крутость встроенных режимов.
Технически, в видеосъемках революция произошла уже в 2016-17 годах, когда вышел DJI Mavic и Go Pro Karma – небольшие складные дроны с относительно небольшими размерами и относительно большими возможностями аэросъемки было удобно использовать везде. И они начали использоваться везде. Для съемки туристических видео, съемки свадеб и мероприятий, съемки участков для кадастровой оценки, съемки фильмов и репортажей, для охраны леса и трубопроводов, осмотра строительных участков и зон стихийных бедствий.
В общем, применений оказалось много. Обычных, простых гражданских применений. К 2022 году к этим роликам уже все привыкли и никого дроны уже не удивляли. Многие государства внесли изменения в законы и правила, регламентирующие кому сколько и куда можно летать. Ну то есть обычный потребительский бум на новых технологиях, как в свое время с мобильниками был или там с электросамокатами. То про них только кто-то слышал, что вроде где-то есть, дорого и редко, а потом раз – и они везде и на каждом углу.
Проспали этот технологический сдвиг только в армиях. По всему миру. Но тут все просто. Долгие годы армейская доктрина предполагала, что войска управляются со штабов, при войне – с полевых штабов, и только в штабе нужна полная картинка поля боя, что бы знать куда рулить войсками. Даже самыми продвинутыми доктринами навороченных сетецентрических войн предполагалось, что разведданные, собранные кучей способов – от спутников и высотных самолетов-разведчиков до пеших разведгрупп и камер на вышках – будут стекаться в полевой штаб, а там эту информацию будут распределять непосредственно действующим на поле боя командирам рот, взводов и отделений. Поэтому техническая разведка представлялась делом как минимум полка, бригады, а то и дивизии. Беспилотные системы разведки если военными и создавались, то тяжелые, мощные, долгодействующие, далеко глядящие, мультиспектральные и длиннофокусные. Всякие Риперы и Предаторы были передовым краем технологий, вполне себе разведка нового века, которая напрягала всех американских противников.
На этом фоне гражданские мелкие беспилотники не могли заинтересовать военных в штабах и министерствах. Потому как «что это?». Летает всего 20-30 минут? Дальность 2-3 километра? Высота 500 метров? Оптика без 50-кратного увеличения? Да кому нужны такие убогие характеристики? (да еще и так задешево, даже не миллион за штуку – на чем откаты пилить?).
И тут началась война. Которая в России называется СВО, потому что с ограниченными военными целями, но во всем мире называется войной, потому что две армии полноценно убивают друг друга с использованием всего спектра вооружений. Причем в этом спектре нашлось место мелким гражданским беспилотникам, которые перевернули взгляд на войну. С прямом смысле слова.
У нас уже была не одна «война в прямом эфире» – с начала 2000-х годов, с вторжения американцев в Ирак многочисленные ролики и видеорепортажи прямо из мест событий показывали войну красочно и откровенно, с разных точек и под разными ракурсами. Но такого количества видеосъемок «сверху», обзорных и узконаправленных, с широким масштабом и со стрелковыми стычками отдельных бойцов – не было никогда раньше. Да, в Сирии уже было нечто подобное, Поддубный в своих репортажах часто использовал видеосъемки с беспилотников, но это были обычно хорошо запланированные, заранее продуманные съемки, по большей части показывающие результаты боев, а не сами действия. А тут просто вал съемок именно настоящей войны в разгаре, с огнем, дымом и смертью.
А все потому, что вдруг оказалось, что относительно дешевые дроны можно использовать в армейской разведке и целеуказании. Невзирая на малую дальность и высоту полета, малый запас батарей и отсутствие огромного увеличения. Причем не армейскими и дивизионными штабами, а вот прямо отрядами на передовой, прямо самими бойцами. Вот вдруг оказалось, что им не обязательно ждать, пока штабы разберутся в спутниковых снимках, пока тяжелые беспилотники направят камеры в сторону нужной лесополосы и пока всю эту информацию кое-как передадут по убитым каналам связи нужным подразделениям. Оказалось, что оперативную аэроразведку можно провести здесь и сейчас, сразу же запросить артиллерийский удар, и что еще интереснее – тут же его скорректировать. Вот прямо на уровне роты, взвода и отделения. Вот прямо в нужное время и в нужном месте. А потом еще и красивый ролик в интернет выложить, что бы свои порадовались, а враги испугались.
Справедливости ради, стоит сказать, что «передовиками производства» тут были войска Украины, которые массовостью применения дронов для разведки и целеуказания в начале СВО просто перебили часть превосходства России в авиации и артиллерии. Возможно, в силу большей открытости к новому и меньшей забитостью приказами и ограничениями старших офицеров ВСУ, кто знает? Потому что про косность, зарегулированность и абсурдное отношение к отчетности русской армии можно отдельную большую статью написать.
Не буду тут рассказывать про то, как беспилотники в массе своей дошли до нашей армии – через волонтерские сборы, личные заказы, семейную поддержку и крики в прямом эфире известных журналистов. Все это прошло через наши уши и глаза, через наши кошельки и руки. Но в какой-то момент Россия стала самым большим специалистом по применению дронов в военных действиях. Потому что дронов стало в разы, в сотни, в тысячи раз больше. И даже больше, чем у ВСУ. И потому, что в России людей банально больше, и они откровенно говоря побогаче, чем в среднем на Украине – а следовательно, больше собирается денег. И потому, что военная верхушка наконец проснулась, и вдруг обнаружила в России грамотных активных производителей беспилотных систем. И потому, что как-то внезапно произошел «поворот на Восток» (или по факту – на Юг), где производители беспилотных систем почему-то ушли вперед планеты всей.
В итоге война превратилась в аэросъемку. Неизвестно, предполагал ли Ван Тао такое применение своих «фантомов» и «мавиков», но теперь ему точно не отвертеться от пристального внимания армии Китая. Неизвестно, сколько лет Александ Захаров катался со своими наработками по выставкам и форумам, продавая единицы и десятки дронов в год, но теперь он переоборудует в сборочные цеха огромные площади торговых центров. Неизвестно, сколько «Шахедов» Иран успел испытать в Йемене, но именно на Украине они сделали себе громкое имя.
За полтора года войны революция в беспилотной войне разразилась по полной. Дроны модифицируются и прошиваются, обычные «мавики» сбрасывают боеприпасы, «ланцеты» летят уже за 70 км, «герани» переходят на реактивные движки, а без применения РЭБ и прочих глушилок уже нельзя планировать операции. Несколько групп разработчиков и волонтеров вроде Рогозинских волков вообще максимально приблизились к войскам, на лету собирая и модифицируя дроны используя дешевые движки, контроллеры и 3D принтеры чуть ли не в окопах.
Все, назад пути нет. Война уже никогда не будет прежней. Революция, о которой так долго говорили визионеры и футуристы с фантастами – свершилась. Уже никак нельзя воевать по-старому. Нельзя собрать мощный танковый клин, нельзя разместить артиллерию без тщательной маскировки, нельзя собрать даже полк в район сосредоточения для удара. Любое скопление людей и техники вызывает удар противника. Неграмотно спрятанный склад БК или демаскированный линиями связи штаб будет обнаружен и накрыт. Передвижение на линии боевого соприкосновения без прикрытия деревьями группами больше трех человек – смертельно опасно. Движение на технике в зоне действия вражеских FPV дронов чревато неожиданным сюрпризом.
Дальше однозначно будет только больше, сильнее, быстрее и страшнее.
И вот тут возникает вопрос о том, кто уже проснулся и смотрит во все глаза, а кто еще спит. Вопреки расхожей поговорке, генералам во всем мире нужно готовиться к войне будущего, а не к войне прошлого. Делают ли они это?
Китай, безусловно, воспринимает опыт СВО как руководство к действию. На выставке в городе Мяньян юго-западной провинции Сычуань в начале октября 2023 года продемонстрировали более 300 моделей беспилотных летательных аппаратов, включая новейшие военные дроны. 300 моделей! Китай явно не тормозит с процессом, понимает где растет рис и к чему-то готовится.
Дроны активно используются в учениях, причем хорошо заметно, как ставка делается на количество. Тут все понятно – любую, даже самую крутую ПВО можно перегрузить достаточным количеством целей. В августе 2023 года в ходе учений в районе Тайваня в воздух был поднят рой, состоящий из двадцати пяти разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов CH-4. В ходе выполнения задания они совершили облет острова.А еще в ноябре 2022 года на салоне Airshow China 2022 в г. Чжухай была представлена «Система барражирующих боеприпасов с функцией роя на самоходном шасси» (Vehicke-mounted swarm loitering munition system). Комплекс позволяет запускать 18 дронов-камикадзе с одной модульной платформы. Но Китай в этом плане давно впереди всех, интересные ролики демонстрировали перспективные наработки еще в 2020 году - https://www.youtube.com/watch?v=JUg5GZqttkA
Армия США усиленно догоняет, не отказываясь от зарекомендованных «риперов» и «предаторов», наращиваются разработки в направлении роев дронов - https://www.youtube.com/watch?v=rx0yczThPog , одновременно серьезно озадачиваясь проблемой противостояния таким роям https://www.youtube.com/watch?v=1QR0pmEHooU
Надо понимать, что в текущих условиях проводить учения, где не предусмотрены массовое применение беспилотников разведки и дронов- камикадзе на низовом командном уровне – штабная глупость. А учения, где не проводятся мероприятия по рассредоточению войск и их маскировка от дроновой разведки с защитой от дроновых ударов – преступная халатность. В этом плане хочется верить, что учения «Восток-2022», проводившиеся в России в сентябре 2022 года в таком виде больше не повторятся. Потому что вот это вот десантирование https://structure.mil.ru/mission/practice/all/vostok2022/video/watch.htm?id=18889@morfVideoAudioFile в современной войне можно проводить только вдали от линии боевого соприкосновения, а вот эти вот групповые действия танков, едва прикрытых веточками https://structure.mil.ru/mission/practice/all/vostok2022/video/watch.htm?id=18876@morfVideoAudioFile вызывают понятное недоумение.
Американцы недалеко ушли. Недавние (лето 2023) совместные учения армии США в Прибалтике https://www.youtube.com/watch?v=8dN9m573IRY и в Финляндии https://www.youtube.com/watch?v=8dN9m573IRY демонстрируют полное игнорирования опыта СВО. Никаких дронов для разведки. Спокойное передвижение группами. Бронетехника без навесов, артиллерия без маскировки. Никто не наблюдает за небом и не ждет удара сверху.
Буквально октябрьские учения морской пехоты США - https://www.youtube.com/watch?v=8dN9m573IRY Дроны? Маскировка? Не слышали.
Ну и конечно, больше всех удивил Израиль. Казалось бы, вечно воюющая армия, на самом острие постоянного противостояния с нерегулярными полукустарными армиями, для которых дешевизна и технологическая доступность дроновой войны просто вот подарок самого Аллаха...
Ау, вы там телевизор или интернет смотрите вообще? Все российские телеграмм-военно-репортеры-аналитик просто выпадают в осадок, наблюдая как ЦАХАЛ не сделал ни одного вывода из войны на Украине за полтора года. Никаких дронов разведки хотя бы взводного уровня. Передвижение группами без предварительного осмотра местности. Танки без противодроновых козырьков (как минимум трем уже прилетело по классическому донбасскому сценарию). Беспечное сосредоточение личного состава. Бесконечное заглядывание «за угол» и «за забор» бойцами в жилых кварталах.
Кто-то, очевидно, спит на уроках истории.
В то же время хорошо понятно, что именно вот эта точка мира, где сталкиваются интересы Израиля и Ирана, США и всего арабского мира – будет следующим витком в развитии дроновой войны. Дайте только время, и скорее всего именно там мы увидим и рои беспилотников, и дроны, управляемые нейросетью, и атаку микродронами по одиночным целям, и применение всяких антидроновых заградителей от ракетных и пушечных до микроволновых и лазерных.
Очень бы хотелось, что бы Россия, которая в дроновой войне сейчас самая передовая и умелая, самая опытная и грамотная, не растеряла бы свои преимущества по окончанию СВО. Революцию в военном деле нам проспать не дали (в очередной раз). Но вот ее развитие и последствия нужно постоянно изучать и исследовать. Пробовать и учить. Учить своих военных на учениях не ездить танковыми колоннами как на параде, красиво и мощно выезжая на рубеж атаки всем танковым полком, а учить умело прятаться и прикрываться, разведывать и наблюдать за каждым кустом, «видеть» небо и использовать его по полной.
Благо, технические возможности появились, и не задорого.