Поставка нефти в Европу из Советского Союза в первой половине двадцатого века осуществлялось старым дедовским способом: в цистернах, которые перевозили по железной дороге. Такая доставка была довольно дорогой и долгой. Нефтепровод был жизненной необходимостью. Но ни одна страна не могла построить его в одиночку. Было решено, что в стройке века будут принимать участие пять стран: Советский Союз, ГДР, Венгрия, Чехословакия и Польша.
Задействованы все
Была выстроена очень сложная система кооперации. Венгры делали всю автоматику, Чехословакия - запорные механизмы, ГДР - насосные нефтяные станции. Целый ряд республик внутри Советского Союза поставляли разные комплектующие и так далее. Плюс ко всему, проект соединял Среднюю Азию, Урал, Прибалтику, Запад Украины, то есть, это действительно был такой гигантский проект, который олицетворял дружеские отношения как внутри Советского Союза, так и внутри его союзников.
Трубопровод "Дружба" действительно стал стройкой века. До этого мир не видел такого масштабного проекта. Это тысячи километров труб, которые должны быть проложены в сложных географических условиях. Пожалуй, это было одним из основных вызовов для строителей, поскольку приходилось преодолевать водные преграды, многочисленные реки, неровности рельефа, гористую местность и так далее и тому подобное. Все это требовало использование различных конструкторских решений. Иногда приходилось делать обходы для того, чтобы трубопровод не прошел, например, по территории виноградника.
В 60-ые годы Советский Союз уже практически восстановился после Великой Отечественной Войны и вошел в число стран с наиболее высокими темпами экономического роста такими, как ФРГ, Япония и Франция.
Конечно стройку подгонял не только личный энтузиазм, но и в целом ситуация, которая складывалась в мире. Условия холодной войны требовали от Советского Союза энергичных решительных действий и руководство страны и строители понимали, что надо торопиться, и в первую очередь, из-за соображений безопасности. Тогда никто не ожидал, что главной проблемой для руководства стройки станет диаметр труб.
Проблема с диаметром труб
Советский Союз, ориентированный на собственную экономику, долгое время выпускал трубы только одного диаметра. Это было связано и с листовым прокатом, с форматами сварки и так далее. Соответственно, здесь стало вопрос: какая должна быть проходимость? То есть, например, если диаметр трубы увеличивается, соответственно уменьшается количество стыков и нефтенасосных станций, а значит уменьшается стоимость перегонки нефти. Поэтому стал вопрос: какой трубой пользоваться?
Проблема состояла в том, что трубы огромного диаметра больше 1 метра, если быть точнее, то 1200 миллиметров, могли быть изготовлены только на немецких заводах, причем только в Западной Германии. Металлургия ФРГ считалась одной из лучших в мире. Москве ради грандиозного проекта пришлось закрыть глаза на сотрудничество с капиталистами. Были подписаны договоры с тремя крупнейшими концернами. Против этой сделки в Советском Союзе был только один человек - директор Челябинского трубопрокатного завода - Яков Осадчий и чутье его не подвело.
Противодействие стройке
Дело в том, что Советский Союз родился в условиях постоянного сопротивления Западу. Любая зависимость, любая работа с западными странами - это всегда угроза, что контракты не будут выполнены. Поэтому Советский Союз старался минимизировать свою зависимость от капиталистических стран, потому что изначально считал эти страны ненадежными партнерами.
Несмотря на то, что правительство Конрада Аденауэра пошло на сделку, постоянно возникали различные сложности: графики поставок труб часто нарушались, сотрудники госкомитета по внешнеэкономическим связям каждый раз ожидали новых подвохов, но после трудных переговоров доставку труб каждый раз удавалось возобновлять.
Для США проект "Дружба" был, как кость в горле. Там понимали, что если пустить дешевую советскую нефти в Европу, то потом ее уже не остановить. Как все это знакомо в сегодняшних реалиях. После войны все западные европейские страны оказались в полной зависимости от США. Более того, американцы контролировали все нефтедобывающие страны Персидского залива и уступать свои позиции Советскому Союзу они не собирались.
Во - первых, это конкуренты по промышленности по отношению к западным странам, а получив дешевую советскую нефть, заводы, например, та же самая чехословацкая "skoda" становились мировыми экспортером. Например, тот же самый венгерский "Икарус" становился вторым мире поставщиком гражданских автобусов. И это все благодаря советской нефти и советской единой энергетики. И конечно Соединенные Штаты Америки все это не устраивало.
Немаловажную роль играл и военный фактор. Позже родилась знаменитая байка о том, что советские танки могут оказаться у Ла-Манша уже через месяц после начала военного конфликта с НАТО. Соединенные Штаты Америки не без оснований видели угрозу для своего влияния в Европе. С самого начала они стремились к тому, чтобы этот проект не был реализован и после того, как сделка между СССР и немецкими промышленниками была все-таки заключена, США оказали давление на правительство ФРГ по линии НАТО, по линии специальной комиссии в рамках Североатлантического альянса, которая занималась контролем вопросов, связанных с экспортом и импортом критически важной для обороны продукцией.
В октябре 1962 года грянул Карибский кризис. Мир оказался на пороге третьей мировой войны, а уже в декабре под нажимом США Конрад Аденауэр запретил промышленникам Западной Германии сотрудничать с Советским Союзом.
Над сказать, что немецкий канцлер всегда сохранял скептическое отношение к СССР и на участие в строительстве нефтепровода пошел только из-за большой выгоды для своей страны. Однако был возмущён тем, что нефтяная труба пройдет по территории ГДР. Запрет Аденауэра на поставки труб в Советский Союз было вызвано решением комиссии НАТО. Это решение вызвало негативную реакцию со стороны немецких промышленников, потери которых по разным данным от срыва этой сделки составили от 70 до 100 миллионов марок. Это колоссальная сумма по тем временам.
Решение Аденауэра конечно не смогло напрямую подорвать его позиции в качестве федерального канцлера, но оно ослабило поддержку его со стороны крупных промышленников, которые исторически были одной из основных сил, кто поддерживал христианских демократов(ХДС). Промышленники не забудут и не простят ему своих убытков.
Доволен только директор Челябинского трубопрокатного завода
Хрущев же отреагировал на это вполне вполне философски: "это ожидалось". Было тут же собрано совещание, которое стало решать вопросы о том, как наладить производство труб внутри Советского Союза. Был доволен только директор Челябинского трубопрокатного завода Яков Осадчий. Оказалось, что еще за два года до скандала с немцами, он практически начал готовить цех для производства труб нужного для нефтепровода "Дружба" диаметра. У его инженеров была уже собрана вся необходимая документация, но начинать эту работу без команды сверху Осадчий не хотел. В Москве за такое своеволие по головке бы не погладили.
Осадчий - был человек безусловно волевой, который был способен противостоять бюрократическому абсурду того времени. Например, он смог добиться снижения безумного невыполнимого плана по производству труб, который установили в мае 1963 года. И это пошло на пользу этому производству. Кроме того, он немало внимание уделял своим рабочим и заботился о бытовых нуждах этих этих рабочих. Поэтому рабочие относились к нему с уважением.
Вернемся к нашему трубопроводу. Зачем же все-таки для нефтепровода понадобились трубы именно большого диаметра? Нефть это достаточно вязкая жидкость. Чем больше труба по диаметру, тем легче проходит нефтяной поток. К тому же нефтепровод должен был преодолеть множество географических преград и это усложняло перекачку нефти. Даже сейчас с большими трубами на нефтепроводе установлены 46 насосных станций, которые толкают нефть, чтобы она текла, а если бы трубы были меньшего диаметра, то количество насосных станций увеличилось бы во много раз. Это неэффективно и убыточно. Поэтому тогда в 1963 срочно нужно было решать эту проблему.
Нефтепровод "Дружба" для Советского Союза был важен и с экономической точки зрения и с политической. С его помощью СССР еще больше укреплял уже налаженную кооперацию между социалистическими странами, да и цены на советскую нефть их могли только радовать. Так что тайная инициатива директора Осадчего стала неожиданным выходом из тупика. Челябинский трубопрокатный завод оказался практически на передовой.
В каждом номере газеты "Челябинский рабочий" в обязательном порядке стали появляться статьи о местном трубопрокатном заводе. Но это не были материалы, которые восхваляли трудовой подвиг заводчан. Напротив, это были весьма критические публикации. Гораздо чаще можно увидеть материалы, в которых говорится о каких-то ошибках и недостатках. Почему? Потому что это подстегивало рабочих, подстегивало директора. Более того, что еще важно отметить, эти материала касались недостатков, которые были связаны не только с работой непосредственно коллектива ЧТПЗ, они освещали и вопросы недостатка материалов, отсутствия оборудования, которые должны были поставить другие предприятия. Так что это подстегивало вообще всех, кто трудился на благо строительства нефтепровода.
1 марта в газете был опубликован снимок, где рабочие завода стоят рядом с трубой, на которой большими буквами написано: Труба тебе, Аденауэр!!! Довольно скоро фотография стала широко известна и была опубликована сначала во многих советских, а затем и в зарубежных изданиях. Говорят, что когда Аденауэру дословно перевели надпись, престарелый канцлер, ему было уже за 80, не понял зачем челябинские рабочие решили подарить ему трубу. Уже потом советники все ему разъяснили.
Через 20 лет история с посланием на трубах повторилась, когда строили газопровод Уренгой- Ужгород. Его строители сделали на трубе надпись: "Труба вашим санкциям, господин Рейган". Тогда американцы тоже всячески старались сорвать строительство этого газопровода, но также, как и с нефтепроводом "Дружба" потерпели неудачу.
Кстати, успех советских трубопрокатчиков не удивил европейских промышленников. Как писали западные эксперты, едва ли можно остановить строительство нефтепровода "Дружба" за счет запрета на поставки труб стране, которая смогла первой запустить человека в космос.
Заключение
Советский Союз еще и выиграл от того, что сам начал производить трубы большого диаметра. Через несколько лет Челябинский завод стал одним из экспортеров этих труб, нарушив монополию ФРГ. Все это привело к тому, что от партии, которую возглавлял канцлер, отвернулись финансисты. Резко возросла популярность оппозиционной социал-демократической партии. В итоге, Конрад Аденауэр был вынужден в 1963 году уйти в отставку, а еще через год его партия ХДС потеряла большинство в бундестаге и власть перешла к социал-демократам.
Заслуги челябинских рабочих не остались незамеченными. Сейчас бы сказали: Импортозамещение, несмотря на все трудности, состоялось и стало успешным!
Десятки работников предприятия свои правительственные награды получили. Сам Яков Осадчий довольствовался Ленинской премией, но пройдет еще немного времени и в 1966 году за заслуги в производстве труб большого диаметра ему дадут звание Героя Социалистического Труда и Орден Ленина вместе с золотой медалью Серп и Молот. То есть, его вклад наконец-то был полностью отмечен.
15 октября 1964 года - день открытия нефтепровода "Дружба". Вопреки ожиданиям, он не стал ярким событием в жизни страны. Дело в том, что накануне состоялся знаменитый октябрьский пленум партий, на котором первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева отправили в отставку. По понятным причинам на следующий день никому из руководства страны не было дела до открытия нефтепровода.
Благодаря нефтепроводу были установлены взаимовыгодные торгово-экономические отношения. В Советский Союз потекли обратные поставки продукции легкой промышленности и товаров народного потребления. Тот самый дефицитный ширпотреб.
С Советским Союзом нужно дружить и торговать, чем враждовать. Нефтепровод "Дружба" работает уже почти 60 лет и черное золото по нему продолжает поступать в разные страны. "Дружба" до сих пор остается крупнейшим в мире магистральным нефтепроводам и ни одна страна самостоятельно не сможет создать такую же мощную разветвленную систему, которая бы заменила его. Такие проекты создаются только объединенными усилиями и объединенными стремлениями, которых сегодня в Европе что-то не наблюдается.