Найти в Дзене

Москва Михаила Булгакова

Большая Садовая улица. Верхняя чёрно-белая фотография сделана в 1903 году. Нижний снимок — 119 лет спустя. По центру — доходный дом Ильи Давидовича Пигита, больше известный москвичам как Булгаковский дом (302-бис по Садовой). Безмолвный герой романа «Мастер и Маргарита».

Пигит построил его в начале 1900-х. Архитекторы — Антонин Милков и Эдмунд Юдицкий. До революции здесь размещалось общежитие для слушательниц Высших женских курсов. После революции и национализации — дом-коммуна треста «Мосполиграф». В 1921-м в квартире №50 поселился 30-летний Михаил Афанасьевич Булгаков с женой Татьяной Николаевной Лаппой. Чёрно-белая фотография сделана как раз в то время. Остальное вы знаете.

На дальнем плане возвышается звонница храма Священномученика Ермолая, что на Козихе. Его снесли в 1932-м.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей 100 лет
Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей 100 лет

На чёрно-белом снимке видно палисадник перед домом. Такие были почти у каждого фасада на Садовой. Собственно, Садовая потому так и называлась...

Патриаршие пруды в 1910-х годах и спустя почти 110 лет. Здание, что видно на двух снимках, — вам любой московский путеводитель расскажет, что это доходный дом Вишняковых — известная московская купеческая семья. Самый выдающийся её представитель — Николай Петрович Вишняков, гласный Мосгордумы, коллекционер, геолог и путешественник.

Дом спроектировали два блестящих архитектора — Иван Гаврилович Кондратенко и Семен Александрович Дорошенко в 1910-х годах. Говорят, что здесь часто бывал Михаил Афанасьевич Булгаков.

-3

В 1926 году слева был возведен жилой дом рабоче-строительного кооперативного товарищества «Работник Льноторга» Бориса Великовского и Ивана Машкова (его надстроили в 1930-е). В 1960-х между ними появился номенклатурный дом. Теперь это все один общий исторический квартал.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей около 100 лет
Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей около 100 лет

Советская Москва. Площадь Янышева (ныне Триумфальная). 1923 год. Цирк братьев Никитиных на чёрно-белом снимке. Сюда булгаковский доктор Иван Арнольдович Борменталь приводил Шарикова смотреть слонов («слоны животные полезные»). Цирк работал до 1926 года.

Здание было возведено в 1911 году по соседству с театром Шарля Омона. Архитекторы Богдан Михайлович Нилус и Антон Михайлович Гуржиенко.

После цирка здесь расположился Московский мюзик-холл. Булгаков также упоминает его в романе «Мастер и Маргарита» как театр-варьете. Здесь Воланд со свитой устраивал сеанс черной магии. Чуть позже холл стал Театром оперетты, а с 1965 года и по сей день здесь Театр сатиры.

Здание было перестроено, и только купол напоминает о прежней жизни. В 1960 году на Большой Садовой проложили тоннель.

Изначально дом имел авангардную бело-красную окраску. В конце 1920-х здесь работал кооператив «Московское объединение», затем универмаг №100, потом Торгсин. После закрытия торгсинов —  гастроном №2
Изначально дом имел авангардную бело-красную окраску. В конце 1920-х здесь работал кооператив «Московское объединение», затем универмаг №100, потом Торгсин. После закрытия торгсинов — гастроном №2

Смоленская площадь. Угол с Арбатом.

Справа — Смоленский универмаг и Торгсин (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами). 1928 года постройки. Архитектор Георгий Константинович Олтаржевский. В 1931 году дом перестроен архитектором Владимиром Матвеевичем Маятом: он надстроил шестой этаж и несколько изменил фасад.

Но откроем роман Булгакова «Мастер и Маргарита».

«Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей Торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним чёрный крупный кот. Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый и крайне недоброжелательный швейцар преградил ему путь и раздражённо сказал:

— С котами нельзя.

— Я извиняюсь, — задребезжал длинный и приложил узловатую руку к уху, как тугоухий, — с котами, вы говорите? А где же вы видите кота?

Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался и порывался в магазин толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус. Эта парочка посетителей почему-то не понравилась швейцару-мизантропу».

Сцена проходила именно здесь.