«Тот, кто хочет понять символ, всегда идет на риск». (О.Уайльд)
Алые паруса 1920 — 2 (Грэй)
Во второй части феерии мы знакомимся с героем. Его детством, его предысторией.
Грей, по сравнению с Ассоль, рождается в привилегированном положении. Он дворянин, единственный сын богатых, обеспеченных родителей.
С первых же строк о Грэе автор называет его капитаном.
«Он родился капитаном, хотел быть им и стал им».
И с тех пор за самим писателем закрепляется в популярном литературоведении и обыденном сознании образ человека, который хотел стать капитаном, а вместо этого стал писателем. На самом деле в юности, предполагаемом времени, когда он хотел стать капитаном, Александр Гриневский не много рассчитывал и думал о том, чтобы стать капитаном, а был скорее обыкновенным бродягой, который не знает, куда приткнуться и чьи скитания отразились во многих рассказах. Грэй становится не обычным капитаном. Не реальным капитаном, а символическим. Он становится капитаном выдуманной страны (=писателем).
На реальный язык эту фразу можно было бы перевести так:
«Он родился писателем, хотел быть им и стал им».
Возродившийся к жизни в Доме искусств и вернувший к своему писательству Грин отразил эту уверенность в своем писательском пути в образе Грэя.
Грэй, в отличие от Ассоль, которая не по своей воле оказалась отщепенкой, сам отщепляет себя от своей среды: от того, чтобы следовать наследию предков. И самовольно уходит из дома. Таким образом, можно сказать, что символически он приближается к Ассоль. Идет к ней навстречу. Как и сам будущий писатель, уйдя из родительского дома, решился в юные годы на скитания и поиски, приближаясь к встрече со своей душой (своими потребностями, желаниями, ценностями, мечтами).
Ассоль родилась, выросла и живет у моря. В чудесной стране — которую позже (не сам Грин) назовут Гринландией, недалеко от выдуманного писателем Лисса. В этом смысле Ассоль — немного более выдумка, чем герой, Грэй.
Грэй — где-то на материке, на суше, далеко от моря, в странном, можно еще сказать старомодном — замке. Море, как когда-то житель Вятки Саша Гриневский, он увидел только на картине в библиотеке и прочитал об этом в книгах.
Мать. Если при описании Ассоль как с самым важным человеком в ее жизни мы знакомимся с ее отцом, то в отношении Грея мы больше знакомимся с его матерью — Лилиан. «Лишенной женственного притяжения» - так пишет о ней Грин. И прощавшей все своему сыну, предоставляя ему возможность жить «в своем мире».
От нее уходит Грэй. Ее навещает, став уже капитаном (умирает же именно отец героя).
Разум бытия и разум действия. На мой взгляд, первый раз эта пара появилась у Грина в рассказе «Дьявол Оранжевых Вод», 1913 год (см. Анализ 59). Грэй (разум действия) как англичанин Бангок, а Ассоль (разум бытия) — в мужском образе — русского политического эмигранта Баранова. Все, чем может помочь Грэй-Бангок своему невольному другу и напарнику по несчастью, Баранову, это убить его по его же просьбе (Баранов по-женски слаб и не может вынести тягот этой жизни из-за склада своего ума, своей психики). И совсем иной оказывается история, новым настроением проникнуто новое произведение писателя на эту тему — феерия «Алые паруса». Она дает Баранову-Ассоль не только надежду, но и ощущение реальности счастья.
В рассказе «Дьявол Оранжевых Вод» показана распря, несовпадение этих типов героев: то, что их разъединяет. В «Алых парусах» происходит их чудесная встреча, брачный союз, слияние, понимание друг друга, нахождение друг друга: то, что их объединяет и может служить дополнением друг друга.
Бангок это человек дела.
«Я – воин, драчун, человек упорный и петушистый»,
- говорит о себе Бангок.
То же самое мы могли бы сказать и о Грэе. «Человеком действия» называет его в феерии Грин. Он относит Грэя к «типу рыцарей причудливых впечатлений, искателей и чудотворцев» (в последнем слове — явная параллель с Христом).
Знаменитая фраза Грэя:
«...я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Действия Грина — это прежде всего его писательство. А изначальная привилегированность героя, возможно, связана символически с тем, что ему дан этот — писательский — талант.
Ассоль (образ души, анимы Грина) без этих действий беззащитна, беспомощна и обречена, как и другой его герой, Баранов. Грэй «спасает» и Ассоль, а до этого, будучи ребенком, самого Христа, «вынимая» нарисованные гвозди на его распятии.
Грэй-Грин направляют свою активность, свои действия на то, чтобы встретиться с Ассоль, подслушать ее мысли, восхититься ими и реализовать. В этом их отличие от Бангока.
Предсказание. Рай. С Грэем, как и с Ассоль, связано еще одно предсказание феерии, еще одна загадка («такой загадки не задавал египетский сфинкс»). Ему предназначено выпить вино, когда он окажется в раю. Это вино «взрывающее душу и превращающее тело в неподвижное тесто».
«Как понять? Выпьет, когда умрет, что ли? Странно. Следовательно, он святой, следовательно, он не пьет ни вина, ни простой водки. Допустим, что «рай» означает счастье. Но раз так поставлен вопрос, всякое счастье утратит половину своих блестящих перышек, когда счастливец искренно спросит себя: рай ли оно? Вот то-то и штука. Чтобы с легким сердцем напиться из такой бочки и смеяться, мой мальчик, хорошо смеяться, нужно одной ногой стоять на земле, другой — на небе».
Это второе — предсказание о грядущем божественном союзе мужского и женского (то же самое, что было предсказано и Ассоль Эглем).
А затем Грин, спускаясь совсем с неба на землю, пишет, словно предостерегая самого себя от такого печального, но вполне возможного (проблема алкоголизма писателя) исхода:
«Есть еще третье предположение: что когда-нибудь Грэй допьется до блаженно-райского состояния и дерзко опустошит бочку. Но это, мой мальчик, было бы не исполнение предсказания, а трактирный дебош».
Кухня. Образ кухни символичен в «Алых парусах». Это образ лаборатории жизни и писательской лаборатории. Кухня — излюбленное место мальчика Грэя в доме. Прежде всего это было запрещенное для него место. И поэтому так манящее. Юный Грэй побаивался этого места. Оно казалось ему хранилищем неких темных сил, «главной пружиной замка». Мальчику хочется заглянуть в самую большую кастрюлю, которая кажется ему Везувием.
Показателен эпизод, когда одна из служанок обжигает руку паром из кастрюли. И Грэй обжигает паром вслед за ней и свою руку, чтобы самому почувствовать, что такое боль. Опыт боли очень важен для будущего героя. И получает он его не просто так, не для себя самого, а чтобы понимать и чувствовать других. Благодаря этому опыту он лучше начинает понимать боль других, боль служанки Бетси, а затем и Ассоль.
Сад. Книга (библиотека). Образ сада, значимый образ, образ библейский, который часто встречался уже у Грина (см. ранние рассказы «В Италию», «Она», «Карантин», «Игрушка», «Телеграфист из Медянского бора», «Дача Большого озера», «Находка», Трагедия плоскогорья Суан»), возникает и в «Алых парусах», в рассказе о 16-летнем Грэе:
«До этого он как бы находил лишь отдельные части своего сада — просвет, тень, цветок, дремучий и пышный ствол — во множестве садов иных, и вдруг увидел их ясно, все — в прекрасном, поражающем соответствии».
Курсив слов «своего» и «иных» взят из первоисточника — самого текста феерии. Сад уподобляется самому человеку. И другие люди — садам. Наиболее подробно Грин рассмотрел и описал этот аспект индивидуального и социального (коллективного) в рассказе "Повесть, оконченная благодаря пуле" (см. Анализ 64): писатель Коломб преодолевает свою враждебность другим людям.
Произошло это чудесное видение, соединение своего сада с другими садами - в библиотеке. Очень неожиданно описывает это место Грин с точки зрения того, что привлекает, запоминается, обращает на себя внимание здесь:
«Тишина покинутости стояла здесь, как прудовая вода».
Картинка. Море, вода. Там Грэй не только читал книги, тексты, но и увидел такой важный для Грина объект — картинку (см. Анализы рассказов «На досуге», «Колония Ланфиер», «Пролив бурь», «Искатель приключений», «Далекий путь (Горные пастухи в Андах)»). На этот раз ею стала не почтовая открытка, не фото в медальоне, не иллюстрация в книге, а огромная великолепная картина над дверью библиотеки. На «картинке» был изображен корабль, который шел прямо на зрителя, и капитан, который стоял на корабле. Эта картинка стала для героя
«тем нужным словом в беседы души с жизнью, без которого трудно понять себя».
Автор: Орлова Ольга Анатольевна
Психолог, КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru