Пройдя в прошлый раз на открытую площадку с подвижным составом, я обратила внимание на современное здание, в котором теперь располагается музей. Оно интриговало, ведь раньше музей располагался в "магазинном" помещении на первом этаже 9-этажки недалеко от вокзала. Он выглядел снаружи настолько серым и скучным, что у меня никогда не возникало желания его посетить.
Теперь же всё изменилось. Я решила всё же зайти и не пожалела.
Здание округлое, внутри "полое", имеет 3 этажа, подняться на которые можно на прозрачном лифте, осматривая весь музей "по диагонали", либо же постепенно поднимаясь по спирали без всяких лестниц, осматривая все экспонаты.
Главная изюминка музея - длинная лента экрана, обвивающая этажи. По этому экрану непрерывно двигаются поезда. Самые первые паровозики сменяются тепловозами и современными электровозами. Все они двигаются снизу вверх по спирали, постепенно ускоряясь, отражая то, каких скоростей достигали поезда тех времён. Стоишь в центре зала и заворожённо разглядываешь этот мультфильм как ребёнок...
Насмотревшись на это зрелище снизу, мы начали наше восхождение снизу вверх по спирали музея. Разумеется, для экспозиции выбран хронологический принцип организации.
Внизу всех встречают имиджевые сувениры. Мне больше понравились эти:
Яйцо - стилизация под яйцо Фаберже "Транссибирская магистраль". Подробнее о нём можно прочитать здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C_(%D1%8F%D0%B9%D1%86%D0%BE_%D0%A4%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B5)#:~:text=%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%CC%81%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%CC%81%D0%BB%D1%8C%20(%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%CC%81%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%CC%81%D0%B5%D0%B7%D0%B4,%D0%A4%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8.
Ну а мне больше понравился паровозик из бересты.
Далее - по этапам развития железных дорог в России.
Начальный этап:
Советский довоенный период:
Послевоенный и современный период:
Военный период и роль железных дорог в годы ВОВ подробно не раскрыты. Возможно, у музея не хватает соответствующих артефактов. Но в своё время я посещала Поезд Победы - передвижную интерактивную экспозицию РЖД. Это была очень захватывающая идея. Сейчас поезд до сих пор курсирует. Туда сложно попасть, но это того стоит. Я в своё время зарегистрировалась туда буквально в первый час после начала регистрации на поезд в Воронеже. Уже через несколько часов регистрация закрылась (зрители были набраны). Так что если в вашем городе планируется стоянка этого поезда, выслеживайте и регистрируйтесь в первые же часы: https://poyezd-pobedy.ru/raspisanie/
Если читателям будет интересно, я могу разместить здесь рассказ об этом поезде и фото с моего посещения в отдельной статье. Пишите в комментариях.
В музее нет "нафталиновости". Всё очень интересно! Мне понравились и макеты вагончиков, локомотивов и станций (сделаны очень аккуратно, детально, любовно), и инсталляции из предметов той эпохи, фрагментов вагонов и манекенов, и представление артефактов, и внутренняя и внешняя архитектура здания. Я даже не удержалась от того, чтобы ударить в 2 станционных колокола - и это тоже можно в музее. И на лифте мы прокатились вниз!
Думаю, музей однозначно стоит посетить. В том числе, если у вас в Челябинске будет остановка часа в 2-3 (думаю, времени хватит на осмотр центра и открытой площадки с локомотивами). Это совсем рядом с вокзалом. Главное, чтобы повезло со временем - когда музей будет открыт.
Так как погода радовала, и время позволяло, я решила продолжить свою сегодняшнюю прогулку по памятным мне местам Челябинска - район ЮУрГУ и парка культуры и отдыха им. Гагарина. Об этом расскажу в следующей статье.