Найти тему

Советы юным экскурсоводам

Недавно на экскурсию в Исторический парк, где я работаю, пришли юные экскурсоводы, точнее, группа детишек, которые занимаются развитием школьных музеев в Омской области, водят экскурсии по своим населённым пунктам (под присмотром наставников, естественно). Для них проводил необычную экскурсию с последующим разбором каждого шага, каждой сказанной реплики. Например, перед экскурсией попросил коллег отключить один из интерактивных столов, а когда группа дошла до него, сымитировал ситуацию, при которой стол и впрямь отключился внезапно, показал, как из такой ситуации выйти. Поговорили о том, как заинтересовать экскурсантов, как связывать разрозненные материалы экскурсии в цельное, почти художественное повествование.

Те самые дети. Кто-то из ребят со временем сам начнёт водить экскурсии.
Те самые дети. Кто-то из ребят со временем сам начнёт водить экскурсии.

После мероприятия педагоги, приводившие юных экскурсоводов, попросили расписать всё изложенное и прислать в виде текста. И тут меня сразил приступ косноязычия – на экскурсии заливался соловьём, всё разложил по полочкам, а связно перевести всё сказанное в текст не мог. Тогда решил записать то основное, что сразу же пришло в голову, ведь иногда первая мысль – лучшая. Верно? Итак, начнём:

Велосипедная экскурсия по городу Омску
Велосипедная экскурсия по городу Омску

1. Быть интересным.

Фраза "хороший экскурсовод" - всё равно что "хороший чай", у каждого свой вкус. Кому-то нравятся вдумчивые и меланхоличные рассказчики, кому-то эмоциональные и непоседливые, а иные вовсе приходят поболтать с экскурсоводом о жизни, погоде, ценах на гречку и сахар. Но каким экскурсовод точно обязан быть - так это обаятельным, харизматичным. Словом, интересным для любой аудитории, умеющим понять эмоциональный настрой группы, быть «мотором» экскурсии.

Вечерняя экскурсия по городу
Вечерняя экскурсия по городу

2. Един во многих лицах.

Экскурсовод - не просто рассказчик. Он ещё и психолог (должен понимать настрой посетителей), педагог (должен развивать посетителей, грамотно выдавая информацию), исследователь (искать новую информацию, всегда быть в курсе новейших научных достижений в своей области), популяризатор (после его экскурсии посетителей должно тянуть прочесть книгу по теме экскурсии, посмотреть фильм, погрузиться в тему вновь). И всё это - один человек, который, казалось бы, просто рассказывает и показывает...

Экскурсия выходного дня по выставке "Рюриковичи"
Экскурсия выходного дня по выставке "Рюриковичи"

3. Ассоциативный ряд и контекст эпохи.

Человек, пришедший на экскурсию, физически не способен запомнить всё, что ему рассказывает экскурсовод. Большая часть информации вроде бы задерживается в памяти, но в нужный момент не может быть воспроизведена. Ваша задача - сделать так, чтобы знания, оседающие в память посетителей, могли быть выдернуты из неё, если это потребуется. Ассоциации - хороший вариант. Сравнивайте, рассказывайте забавные или трагичные мини-истории, которые точно запомнятся и позволят вспомнить всё прочее. Немаловажным является и понимание контекста эпохи. Нужно давать посетителям понять, что логика поведения людей обусловлена эпохой, в которую те жили и, следовательно, мыслили совершенно не так, как мы сейчас.

Экскурсия для хоккейной Академии "Авангард"
Экскурсия для хоккейной Академии "Авангард"

4. Быть готовым к сложностям.

Экскурсия - живой процесс, в ходе него могут произойти различные нештатные ситуации от падения посетителя в обморок (не от яркого рассказа экскурсовода, а из-за жаркой погоды, например) до отключения света на экспозиции. Экскурсовод должен быт ко всему готов и реагировать сообразно ситуации.

Экскурсия по выставке "Путь к звёздам" об истории покорения космоса
Экскурсия по выставке "Путь к звёздам" об истории покорения космоса

5. Продумывать внутреннюю "драматургию" экскурсии.

Важным для хорошей экскурсии является её целостность. Повествование должно быть связным, последовательным (если иное не предусмотрено намеренно). Экскурсовод должен чётко понимать, с чего начать рассказ и чем его логически закончить. При этом, на мой взгляд, хорошая экскурсия напоминает литературный текст со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Если верно выстроить экскурсию, посетители будут погружены в неё словно в сюжет интересной книги.

6. Эмоциональные качели.

В начале экскурсии группа знакомится со своим "проводником" в мир культуры. Поэтому темп повествования можно выбрать умеренный, но безэмоционально "ровный" рассказ приедается. Представьте, что вы оказались на месте посетителей, и ведите экскурсию так, чтобы понравилось вам. Например, после монотонного рассказа можно разрядить обстановку шуткой, перейти на другую тему, воздействовать на эмоции посетителей. В меру разнообразная экскурсия будет лучше восприниматься.

Я же порой поступаю так: в первом зале выставки начинаю меланхолично и спокойно, потом всё увеличиваю объём выдаваемой информации, протягивая смысловые связки к другим событиям, темп повествования всё возрастает и к концу экскурсии экскурсанты, сами того не замечая, включаются в обсуждение того или иного события, громко восклицают, задают дополнительные вопросы. Но всё возрастающий темп требует разрядки, и в конце экскурсии следует лирическое повествование обо всех событиях, о которых шла речь, подведение итогов. Такой подход не всегда уместен, но в тех случаях, когда он позволяет более ярко и доходчиво преподнести материал, вполне оправдан.

Зимняя экскурсия по городу для участников интеллектуальной игры "Навстречу истории"
Зимняя экскурсия по городу для участников интеллектуальной игры "Навстречу истории"

Всем добра! Будем созидать, просвещать, радовать!