Недавно на экскурсию в Исторический парк, где я работаю, пришли юные экскурсоводы, точнее, группа детишек, которые занимаются развитием школьных музеев в Омской области, водят экскурсии по своим населённым пунктам (под присмотром наставников, естественно). Для них проводил необычную экскурсию с последующим разбором каждого шага, каждой сказанной реплики. Например, перед экскурсией попросил коллег отключить один из интерактивных столов, а когда группа дошла до него, сымитировал ситуацию, при которой стол и впрямь отключился внезапно, показал, как из такой ситуации выйти. Поговорили о том, как заинтересовать экскурсантов, как связывать разрозненные материалы экскурсии в цельное, почти художественное повествование.
После мероприятия педагоги, приводившие юных экскурсоводов, попросили расписать всё изложенное и прислать в виде текста. И тут меня сразил приступ косноязычия – на экскурсии заливался соловьём, всё разложил по полочкам, а связно перевести всё сказанное в текст не мог. Тогда решил записать то основное, что сразу же пришло в голову, ведь иногда первая мысль – лучшая. Верно? Итак, начнём:
1. Быть интересным.
Фраза "хороший экскурсовод" - всё равно что "хороший чай", у каждого свой вкус. Кому-то нравятся вдумчивые и меланхоличные рассказчики, кому-то эмоциональные и непоседливые, а иные вовсе приходят поболтать с экскурсоводом о жизни, погоде, ценах на гречку и сахар. Но каким экскурсовод точно обязан быть - так это обаятельным, харизматичным. Словом, интересным для любой аудитории, умеющим понять эмоциональный настрой группы, быть «мотором» экскурсии.
2. Един во многих лицах.
Экскурсовод - не просто рассказчик. Он ещё и психолог (должен понимать настрой посетителей), педагог (должен развивать посетителей, грамотно выдавая информацию), исследователь (искать новую информацию, всегда быть в курсе новейших научных достижений в своей области), популяризатор (после его экскурсии посетителей должно тянуть прочесть книгу по теме экскурсии, посмотреть фильм, погрузиться в тему вновь). И всё это - один человек, который, казалось бы, просто рассказывает и показывает...
3. Ассоциативный ряд и контекст эпохи.
Человек, пришедший на экскурсию, физически не способен запомнить всё, что ему рассказывает экскурсовод. Большая часть информации вроде бы задерживается в памяти, но в нужный момент не может быть воспроизведена. Ваша задача - сделать так, чтобы знания, оседающие в память посетителей, могли быть выдернуты из неё, если это потребуется. Ассоциации - хороший вариант. Сравнивайте, рассказывайте забавные или трагичные мини-истории, которые точно запомнятся и позволят вспомнить всё прочее. Немаловажным является и понимание контекста эпохи. Нужно давать посетителям понять, что логика поведения людей обусловлена эпохой, в которую те жили и, следовательно, мыслили совершенно не так, как мы сейчас.
4. Быть готовым к сложностям.
Экскурсия - живой процесс, в ходе него могут произойти различные нештатные ситуации от падения посетителя в обморок (не от яркого рассказа экскурсовода, а из-за жаркой погоды, например) до отключения света на экспозиции. Экскурсовод должен быт ко всему готов и реагировать сообразно ситуации.
5. Продумывать внутреннюю "драматургию" экскурсии.
Важным для хорошей экскурсии является её целостность. Повествование должно быть связным, последовательным (если иное не предусмотрено намеренно). Экскурсовод должен чётко понимать, с чего начать рассказ и чем его логически закончить. При этом, на мой взгляд, хорошая экскурсия напоминает литературный текст со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Если верно выстроить экскурсию, посетители будут погружены в неё словно в сюжет интересной книги.
6. Эмоциональные качели.
В начале экскурсии группа знакомится со своим "проводником" в мир культуры. Поэтому темп повествования можно выбрать умеренный, но безэмоционально "ровный" рассказ приедается. Представьте, что вы оказались на месте посетителей, и ведите экскурсию так, чтобы понравилось вам. Например, после монотонного рассказа можно разрядить обстановку шуткой, перейти на другую тему, воздействовать на эмоции посетителей. В меру разнообразная экскурсия будет лучше восприниматься.
Я же порой поступаю так: в первом зале выставки начинаю меланхолично и спокойно, потом всё увеличиваю объём выдаваемой информации, протягивая смысловые связки к другим событиям, темп повествования всё возрастает и к концу экскурсии экскурсанты, сами того не замечая, включаются в обсуждение того или иного события, громко восклицают, задают дополнительные вопросы. Но всё возрастающий темп требует разрядки, и в конце экскурсии следует лирическое повествование обо всех событиях, о которых шла речь, подведение итогов. Такой подход не всегда уместен, но в тех случаях, когда он позволяет более ярко и доходчиво преподнести материал, вполне оправдан.
Всем добра! Будем созидать, просвещать, радовать!