Бытие, как известно, определяет сознание. И военные возможности тоже. С древнейших времен каждая местность, народ, племя, отличались особой военной специализацией. Кочевники и скотоводы давали отличную легкую конницу, города, обычно, славились тяжелой пехотой, деревенская беднота- поставляла лучников, пращников и метателей дротиков. Где-то даже формировались региональные бренды, как например греческие гоплиты, критские лучники, фессалийская конница, балеарские пращники, мидийская кавалерия и прочее.
Отдельная тема горцы. Безжалостные, свирепые и воинственные гутии с отрогов Загроса погубили в свое время еще Шумеро-Аккадскую цивилизацию. С воинственными горцами полвека воевала Российская империя. Из горцев набирали себе охрану российские императоры и отборные войска британцы.
На южном берегу Каспийского моря находится гористая область Дейлем или Дайламан (Восточный Табаристан и западный Гилян).
Жили в этих горах ираноязычные Дейлемиты, дайламиты (пехл. Daylamīgān; перс. دیلمیان Deylamiyān), также известные как доломиты (Прокопий Кесарийский) или дилимнитов (у Агафия) первое упоминание которых в письменных источниках относится к концу 2-го века до н.э. у Полибия, который, правда, ошибочно их именует эламитами.
Местное королевство Гушнасп (Дейлем, Гилан и Руян) считалось парфянским вассалом, но позже перешло на сторону Сасанидов.
Византийский историк VI века Прокопий считал Дайламитов :
варварами, которые живут … в центре Персии, но никогда не подчинялись персидскому царю. Ибо их жилище находится на отвесных склонах гор, которые в целом недоступны, и поэтому они продолжали оставаться автономными с древних времен до в наши дни; но они всегда маршируют с персами как наемники, когда идут против своих врагов. И все они — пехотинцы, каждый с мечом, щитом и тремя дротиками в руке. Они умеют очень хорошо и быстро лазить по стремнинам и вершинам гор, как будто они бегают по гладкой равнине(De Bello Persico 8.14.3-9).
Полностью покорить дайламитов не получилось ни у парфян, ни у сасанидов, ни у сменивших их арабов. Многочисленные походы разбивались о скалы Дейлема. Дейлемитам удавалось в течение нескольких столетий противостоять даже победоносному арабскому вторжению. Более того, персам и арабам пришлось укреплять город-крепость Казвин, стоявший на пути набегов дейлемитов. Дейлемиты и тюрки считались злейшими врагами арабских мусульман, как утверждает ат-Табари.
Только Аббасидам удалось оккупировать часть региона, но надежно контролировать его они так и не смогли.
Среди закоренелых язычников благодаря монаху Шубхалишогу с 781 года распространилось несторианское христианство, а с конца IX века беглецы-шииты от преследований осели в Дейлеме, привив ислам шиитского толка с ярко выраженным антиарабским уклоном.
Эстахри описывает дейлемитов как смелых, но невнимательных людей, худощавых с виду и пушистых волос. Они занимались сельским хозяйством и имели стада, но только несколько лошадей. Они также выращивали рис, ловили рыбу и производили шелковые ткани. Согласно аль-Мукаддаси, Дайламиты были красивы и имели бороды. По словам автора «Худуд аль-Алам», женщины-дейлемиты занимались сельским хозяйством, как и мужчины. Согласно Рудхравари, они были «равны людям по силе разума, силе характера и участию в управлении делами». Кроме того, Дейлемиты также строго практиковали эндогамию (браки внутри сообщества).
Однако непокорные дайламиты были весьма отзывчивы на звон монет. С VI века они активно используются в армии Сасанидов. Здесь они оказались весьма востребованы. Сасанидская армия традиционно основывалась на прекрасной коннице. Пехота же считалась сугубо вспомогательными войсками, для переноски тяжестей, рытья укреплений и прочих хозработ.
Однако тяжелейшие войны с Византией обнаружили жесткий дефицит у персов обученной пехоты, способной на правильную осаду и штурмы византийских крепостей. Особенно удачно дайламиты действовали при штурме горных крепостей, внезапных ночных нападениях и прочих нестандартных операциях специального назначения.
Их можно причислить к самым воинственным народностям. Они не являются стрелками или сражающимися издалека. Они носят копье и сариссы, меч, свисающий с плеча, маленький кинжал, привязанный к левой руке, защищаются большими и малыми щитами. Их нельзя назвать ни легковооруженными, ни гоплитами и тяжеловооруженными войсками. В случае необходимости они издали мечут копья и сражаются врукопашную. Они хороши в столкновении с неприятельской фалангой и сильным натиском могут прорывать густые неприятельские ряды, опытны в перестройке боевого порядка и в приспособлении к любой случайности. Они легко взбираются на высокие холмы, занимают возвышенности и с величайшей быстротой, если это нужно, убегают назад и, снова повернувшись, с ожесточением теснят и преследуют врагов. Искушенные и весьма опытные во всех видах боевых действий, они наносят врагам весьма тяжелые удары. Уже давно приученные к войне, они издавна сражаются под знаменем персов, но не по принуждению, как подданные. Ибо они свободными живут по своим законам и не привыкли подчиняться насилию и чьему-либо произволу (Agath. III. 17).
Царь царей (шахиншах) Ирана Кавад I (годы правления 488—531) династии Сасанидов использовал войска под командованием дайламита Буйя ( Боес в византийских источниках) против Вахтанга I Иберийского. Дайламит Хурразад в 570 году во время правления Хосрова I (годы правления 531—579) завоевал для шахиншаха Йемен. Дайламские войска позже сыграют значительную роль в обращении Йемена в зарождающийся ислам.
Тот же Агафий сообщает, что дайламиты составляли на персидской службе отряд в 3000 человек (Agath. III. 17).
Дейлемиты также участвовали в осаде византийского Археополиса в 552 году, отличились в битвах против войск Юстина II. Не остались они в стороне и от внутренних разборок, они поддержали восстание Бахрама Чобина против Хосрова II, однако Хосров и позже сохранял элитный отряд из 4000 дайламитов в качестве части своей гвардии. Некоторые мусульманские источники утверждают, что после поражения Сасанидов в битве при аль-Кадисийя, четырехтысячная гвардия дайламитов вместе с другими сасанидскими войсками перешла на сторону арабов и приняла ислам.
Начиная с IX века, пехотинцы дейлемитов стали составлять важный элемент армий исламского Ирана. Горцев активно вербовали в Королевскую гвардию и армию.
«для личной охраны халифа оставалось обычным делом включать в себя как дайламитов, так и вездесущих турок».
Дайламиты использовались Сасанидами, Омейядами и Аббасидами в качестве высококлассной пехоты. Они были весьма воинственны и умели вести ближний бой мечом, щитом и копьями или дротиками.
Дайламиты отличались высокой мобильностью, хотя использовали для перевозки припасов и снаряжения только мулов, а переходы совершали пешком, нагрузив оружием и щитами помощников- оруженосцев из младших соплеменников. Особо ценным считался щит, потерять или сжечь его при поражении было позором для дайламитов.
Пик боевой славы этих волосатых горцев, сильно злоупотреблявших чесноком и гордившихся своими ярко разукрашенными щитами, пришелся на Х век.
В большинстве они еще оставались язычниками, но входили в гвардию арабских халифов, Омейадов и Аббасидов.
В сасанидской армии дайламиты были вооружены мечами, щитами, боевыми топорами (tabar-zīn), пращами, кинжалами, пиками и двузубыми дротиками (zhūpīn). Мечи они носили как на поясе так и на перевязи.
В исламских источниках упоминаются характерные расписные щиты и короткие двузубые копья (по-персидски: ژوپین zhūpīn; по-арабски: مزراق mizrāq), которые можно было использовать для колющих или метательных ударов в качестве копья.
Вооружение и снаряжение их постепенно становилось разнообразнее, кроме мечей, щитов, трех дротиков "зупин" они обзавелись луками с короткими стрелами хузбан или джавалдуз. Примерно в то же время дайлемиты освоили длинный овальный или каплевидный щит. Высокие щиты были окрашены в серый цвет.
Тактика же оставалась неизменной, продвижение под прикрытием стены из щитов и копий, затем атака дротиками, а после появления брешей в строю противника- атака и ближний бой с мечами и топорами. Некоторые дайлемиты использовали копья с горящей нафтой. Поэтическое описание бояев дайлемитов содержится в “Вис и Рамин”, персидской поэме XI века Фахриддина Гургани.
С горы Дейлем пришедшим пешим строем
И силу и величье гор присвоим!
В принципе, довольно похоже на тактику шотландских горцев.
Наиболее успешны были действия дайлемитов в конце X–XI вв. в Иране и Египте, в тандеме с тюркской конницей (своей у них не было).
Дейлемиты были поразительно стойкими и способны переносить ужасные лишения.
В конце IX века, помимо найма на службу к халифам, дейлемиты также стали совершать самостоятельные захватнические походы на соседние области.
Именно Дейлем, независимый осколок Ирана, стал ядром "иранской реконкисты" ( Иранское интермеццо). Сильнейшая в Дейлеме династия Буидов объединила персов-шиитов в борьбе против арабского Багдадского халифата. Формально признавая главенство Багдадского халифа, Буиды получили пост амир аль-умара (военного диктатора) и титул шаханшах аль-азам малик аль-мулук — «величайший царь царей, государь государей».
С 934 по 1062 годы Буиды владели областью Фарс (Персия) на юго-западе Ирана; затем были присоединены Джибал и Керман. С 945 по 1055 год Буиды правили и самим Багдадом со значительной частью Междуречья.
В 1070-х годах Адуд ад-Даула объединил все буидские владения в Ираке, Северном Иране и Омане, достигнув вершины могущества своей династии. Адуд ад-даула воевал со всеми соседями- Хаманидами на западе, Зияридами на востоке и Саманидов из Хорасана.
После его смерти августейшее семейство перессорилось и ввергло страну в междоусобицы. Во второй половине XI века Буиды пали в результате нашествия сельджуков и их союзников.
Если армии Буидов состояли из дайлемитской пехоты и наемной тюркской конницы, что позволяло получить сбалансированную армию, то сменившие их сельджуки и газневиды свою тюркскую конницу укрепляли отрядами элитной пехоты из горцев.
После XII века упоминания о дейлемитах в мусульманской историографии почти исчезают, зато в конце XIII века на месте Дейлема появляется «вилайет Талыш», что позволяет предположить в талышах наследников горцев- дейлемитов. При Хулагидах эти дикие места удалось немного утихомирить. Великий падишах Газан-хан истребил многочисленных местных разбойников и застроил вилайет крепостями с гарнизонами.
Кстати, легендарный замок Аламут, оплот исмаилитов и ассасинов, был основан правителем Дайлама Вахсуданом до V века. В 1090 году здесь обосновались исмаилиты. В 1214 году Аламут будет взят монголами. Но это совсем другая история...
➤В текущей ситуации единственный способ узнавать о новых публикациях- подписаться на телеграмм канал!
В обычной ленте Дзена публикации канала сейчас не появляются.
*иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам