“Настоящий музыкант не умирает.
Он просто перестает давать концерты”
/Виктор Цой/
В переводе с латыни “classicus” - это образцовый, лучший, выдающийся, первоклассный.
Ценность эталонных, общепризнанных произведений музыки, литературы, художественного мастерства не теряется во времени.
Шедевры держат в тонусе национальную и всемирную культуру. Классические творения не утрачивают первичного очарования и по-прежнему заставляют эмоционировать зрителя, читателя, слушателя.
Парафраз “Классической жанр”
В любом жанре имеется своя классика, с которой начинается изучение какого-либо предмета - литературы, архитектуры, кинодела, театрального мастерства, музыкальной культуры.
Есть классика и в торговой сфере. “Классическая модель” - это версия вещи, популярной издавна и “навсегда”. Термин используется в профессиональном лексиконе для отличия образца, прошедшего испытание временем, от новых нарядов, будущее которых пока неизвестно.
В спорте классикой называют, к примеру, те еще, античные “Олимпийские игры Греции”.
Таким образом, классика - это пример стиля, высшая категория качества, что-то такое особенное и постоянное. В каждом возрасте каноничные творения воспринимаются и открываются совершенно по-новому. В детстве мало кому дано услышать совершенство и гармонию в классических пьесах и тем более - симфониях.
Но на каком-то этапе жизни (когда случилась несчастная любовь или, наоборот, счастливое достижение высокой цели) душа разворачивается так широко, человек так открыт самому прекрасному в мире, что уже “маловато будет” легких песенок, модных треков и даже навороченных композиций прогрессив-рока.
Это момент, когда человек желает принять нечто свыше, получить шанс приблизиться к недостижимому до сих пор.
И тогда в уши льется “Первый концерт” Чайковского или “Токатта ре-минор” Баха. Наступает кааайф для слуха, сердца, мышления.
С этого дня вы становитесь поклонником классики - и не только в музыке, а, возможно, и в других сферах жизни - моде, киноиндустрии и даже личных отношениях. Тут вспоминаются мои же размышления про https://dzen.ru/a/ZQcVwcSrWAOajaj3?referrer_clid=1400&
А теперь вот о чем и о ком.
Парафраз “Всё это рок-н-ролл”
Музыка - сложнейшее и многоуровневое НЕЧТО, что влияет на восприятие, на НС, на мозг. Негласный алгоритм, который несет мелодия, считывается нашим подсознанием.
Специалистами и простыми обывателями подмечено, что рок-музыка также, как и классические произведения, задевает самые чувствительные струны души.
Прослушивание рок-композиций, посещение концертов вызывают у аудитории восторг и страдания, возмущение и покорность, томную негу и светлую печаль.
Страсти в рок-произведениях накалены, звук на концертах максимально громкий, обмен энергетикой между артистами и публикой - сумасшедший.
Происходят те самые “музыкальный кач” и “танцевальный драйв”, выплеск живой силы и ярких эмоций.
К сожалению, ученые выявили, что если изо дня в день, из часа в час слушать только рок, то можно впасть в агрессию и ярость, испытать гнев, депрессию и даже склонность к суициду. “Как страшно жить!”
Все верно:
“Остерегайтесь людей, поклоняющихся только одной книге”.
/Фома Аквинский/
А, между тем, поклонники рок-групп ну очень схожи с любителями музыки классической.
Многие коллективы невероятно классно исполняют современные хиты на классических инструментах (супер пример - струнная группа “Апокалиптика”).
Симфо Рок. Слышали?
Сегодня невероятной популярностью пользуются концерты, на которых рок-группы/рок-певцы исполняют свои композиции вместе с симфоническим оркестром.
И это здорово!
Почему не мудреные тексты и незамысловатые мотивы способны проникнуть в самое “яблочко” мишени-сердца
Русский рок - это тексты глубин Марианской впадины. Это неудивительно. Еще классики родной литературы говорили:
“Дайте простор русской душе, певучей душе, святой, великой!” /М. Горький/
“В русской душе всегда остается иррациональный, неорганизованный и неупорядоченный элемент”. /Н. Бердяев/
Но ведь Марианский желоб наполнен водами Тихого океана - а это просто соленая вода.
Глубинный смысл рок-гимнов, песен, баллад может быть достигнут несложными словами и не мудреными предложениями.
Мелодии композиций не обязательно закручивать в спираль гармоний и модуляций, мотивы могут быть стройными и легко запоминаться.
Именно такие вещи умел сочинять Виктор Робертович Цой.
Люди спорят и даже ссорятся, обсуждая ответ на вопрос: “Можно ли считать творчество Виктора Цоя классикой русского рока”.
Я же спорить не стану, ибо считаю, что да, песни группы “Кино” - настоящее, незабываемое - то, что пробилось сквозь асфальт и брезентовое поле, выжило, прижилось и полюбилось навсегда.
Испытание временем песни Цоя уже проходят третье поколение - а это немало. У композиций Виктора Робертовича есть отличный шанс стать той самой классикой (напомню, сфера деятельности и жанр творчества здесь не важны).
Моё понимание уникальности Цоя - музыканта, который больше не даёт концертов
Про Цоя не говорит, не пишет, наверное, только ленивец из мультика “Зверополис”. “Автоматические удовлетворители”, “Палата номер 6”, “Гарин и гиперболоиды”, “Кино” -
Виктор не стал изъясняться витиевато и каламбурно, как первопроходец русского рока “папа Майк” Науменко, философствовать и заумничать, как великий БГ, строить сложные стилистические и многоуровневые мыслительные обороты, как Кинчев-Панфилов.
Цой рассказывал жизнь простыми словами, четкими фразами, которые легко доходили до понимания и сердца каждого человека.
Песни группы “Кино” касаются любого, волнуют всякого неравнодушного слушателя. Возраст аудитории не имеет значения.
Дети отлично чувствуют энергетику и смысл композиций Цоя.
Лирическое отступление. Пример из жизни
Недавно я навещала внуков (девочке 7, мальчику 5). Ребята играли в шахматы и попросили помощницу-Алису включить “Группу крови”. Дети продолжали состязание, песня звучала, я готовила ужин и начала подпевать.
Внуки забыли о шахматах и широко раскрыли глаза:
“Ба! Ты что, ЭТО ЗНАЕШЬ?”
Как же я смеялась! Успокоившись, я ответила:
“Это Я вас должна спросить: “Дети! Вы что, ЭТО ЗНАЕТЕ?” А я-то как раз на ЭТОМ выросла”.
Песни русских рок-групп звучат у детей в автомобилях. Родители водят ребят на рок- и симфо концерты. Цой - классика? Почему бы и “ДА”!
Ну, и в заключении, я подобрала несколько фактов о Викторе Цое, которые показались интересными и мне самой.
Десять фактов о Викторе Робертовиче Цое
- Первые аккорды на шестиструнке 8-летнему Вите показал отец.
- Цой довольно часто сочинял куплеты и припевы независимо друг от друга и даже в разные годы. И прекрасно излагал суть песен в рисунках.
3. Об истинном содержании лучшей песни “Кино”, в ритме которой мы слышим стук сердца, спорят до посинения. Мне понравилась вот эта версия: “Группа крови на рукаве” - не лычки, не погоны. Это единение с народом, который с певцом “одной крови”. “Порядковый номер” - позиция Воина, ответственного за историю страны, покой отцов, счастье детей.
4. Виктор не употреблял в разговоре матерные слова. Необходимое словечко могло прозвучать в анекдоте или быть уместным в какой-то шутке.
5. Цой любил черный и желтый цвета. Рок и черный цвет - с этим все понятно. Желтый полюбился певцу как символ Вечности из восточной культуры.
6. Кумиром Виктора с детства был Брюс Ли. Цой подражал актеру и занимался восточными единоборствами.
7. Кто-то вспоминает скромность и нешумность Виктора Робертовича. Некоторые отмечают склонность к пафосу, а Константин Кинчев сказал о Цое вот что:
“Звезды всегда располагались так, что вели его к намеченной цели - самому стать звездой. И каждая случайность встраивалась в закономерное движение к славе”.
8. Витя любил портвейн (прекрасный выбор), а водку, и вообще крепкий алкоголь не понимал и не употреблял.
9. За 6 месяцев до автокатастрофы Цой написал 7 полотен, главной темой которых была дорога и “фантом” (Виктор изобразил себя?).
10. Вот слова матери Виктора о сыне: “Это редкое материнское счастье — видеть сына таким популярным и любимым, видеть в киосках его фотографии, а у прохожих — значки с его именем.
Мне всё хотелось сказать ему об этом. “Вить, говорю однажды, — я очень благодарна тебе”. Ты подарил мне во-от такое большое небо!” Он только глаза опустил и промолчал”.
15 августа 1990 года мы услышали дикую, непонятную для осознания новость о гибели Виктора Цоя. Есть статистические сведения, что в тот день 45 молодых людей, подростков покончили с собой в разных уголках России.
Я безоговорочно считаю творчество Виктора Цоя уникальным.
Песни несложно подобрать, сыграть на гитаре, спеть. Смысл текстов мощный, а слова простые.
Композиции были злободневны вчера, актуальны сегодня, точно будут своевременны и завтра.
Именно поэтому появилась расхожая фраза “Цой жив” - песни Виктора поют и перепевают, его творчеству посвящаются концерты и фильмы.
А что сегодня?
Музкультура нынешней России живет по Уставу “Постмодерн, глобализация, коммерция, шоу-бизнес”.
Увы, в такой обстановке композитор - лишь услужливый менеджер.
Звездами проекта является устойчивая тройка - продюсер, звукач, исполнитель.
Сложнее всего приходится образованным, элитным сочинителям композиций, которые творят сами по себе, делают новую, но мало кому понятную музыку.
Массовые муз продукты не дают шанса пробиться к слушателю редкой, сложной, по-новому замечательной музыке.
Как хорошо, что есть нечто, что заставляет наши души метаться, рыдать, вырывать себя за волосы из самых страшных передряг.
Все-таки душа есть, и она - путь мизерная, но часть всего непостижимо гигантского, бесконечного мироздания. Сочиненное века назад до сих пор “работает”, имеет вес, энергию, мощь.
В произведения вложена сила души человека, создавшего такое. Поэтому мы и говорим: “сила слова”, “порыв души”.
Ну и, какое счастье! - правильный живой рок продолжает будоражить наши души и сегодня.