7,8K подписчиков

Как запомнить словарные слова

А у ваших детей есть проблемы с запоминанием правильного написания словарных слов?

В этой статье поделюсь способами, которыми можно пользоваться для решения этих проблем.

Способ 1. Прописываем словарные слова много раз

В этой статье я уже рассказывала о пользе длинных упражнений на переписывание.

Здесь работает так же. Чисто механически: рука запоминает, как нужно двигаться, чтобы записать то или иное слово.

Чтобы способ сработал, словарное слово нужно записать хотя бы 10 раз (на 2 или 3 строках).

Но есть нюанс: порой ребенок может и 100 раз написать "сОсеД", а потом на словарном диктанте услышит произнесённое учителем "сАсеТ" - да так и напишет.

Поэтому. Чтобы способ работал эффективно, вы не просто говорите: "Переписывай", и уходите.

Садитесь рядом и, пока он пишет, постоянно говорите слово обычным голосом, не по буквам. Задача ребенка - слушать обычное звучание слова (как на словарном диктанте) и записывать его орфографически правильно.

Проблемную букву ребенок обязательно должен выделять. Разные учителя предлагают разные способы выделения: писать зеленой ручкой, подчеркивать...

Самому эффективному способу я научилась у нашего учителя начальных классов: рисовать той же ручкой звёздочку * над запоминаемой буквой. Почему-то именно этот подход работает на запоминание лучше всего.

Способ 2. Слова с удвоенными согласными

Для удвоенных согласных первый способ часто не помогает.

Попробуйте попросить ребенка написать такие слова

  • сначала 10 - 15 раз, разделяя "как для переноса" между удвоенными согласными: суб-бота, ал-лея, весен-ний
  • потом еще раз 10, не разделяя: суббота, аллея, весенний

Прописывая такие слова с разделением, ребенок будет обращать дополнительное внимание на двойную букву.

Если попалось слово с удвоенной буквой в конце (напр., класс, грамм) - возьмите для прописывания не само это слово, а его форму в другом падеже (напр., клас-са, грам-ма).

Кстати, если, наоборот, ребенок упорно пишет удвоенную букву вместо одной - способ тот же самый: разделяем для переноса там, где находится проблемная согласная, и обращаем внимание на то, что на границах переноса только одна согласная.

Способ 3. Проверочные слова

С удивлением обнаружила, что в качестве словарных детям порой предлагают слова, к которым вполне можно найти проверку, либо ребенок ошибается не в словарной орфограмме, а в проверяемой (напр., "воскрИсенье" вместо "воскрЕсенье" или "до свЕдания" вместо "до свИдания").

Посмотрите, возможно, вы сможете подобрать подходящие проверочные слова (к примерам выше: воскрЕс, свИдимся).

Если так - придумывайте и прописывайте с ребенком фразы, в которых будет и словарное и проверочное слово (к примерам выше: воскрес в воскресенье; До свидания! Скоро свидимся!).

Не страшно, если фразы будут странными. Наоборот, чем страннее и смешнее они будут - тем лучше запомнятся (знаете же, детям свойственно запоминать всякую фигню :-) )

Способ 4. Словарные слова - незапоминайки

А бывает, что как ни стараешься, не запоминается слово - и всё тут.

Тут можно попробовать два варианта (возможно, и больше, но я пока знаю только про эти):

Путает с другим словом

По каким-то причинам в голове ребенка путается написание двух слов. Причем, слова не обязательно прямо сильно похожи. Вполне возможно, что у них просто есть что-то "орфографически" общее: чувствовать - участвовать (чуВ - ча(В)), трамвай - транспорт (траМ - траН), длина - длинный (длиН - длиНН) и т.д.

Если столкнулись с этим случаем

  • сначала раз 10 пропишите эти слова парами, выделяя проблемную букву звездочкой
  • потом раза 3-4 пропишите эти слова во фразах, где будут оба слова (к примерам выше: я чувствую, что поучаствую; трамвай транспортирует транспорт; длина длинной долины)

Для закрепления потом можно подобрать предложения или фразы, где каждое слово из пары фигурирует в отдельности. Но чаще всего без этого уже можно обойтись - помогают первые два пункта.

Просто не может запомнить - и всё

Добавьте к многократному прописыванию еще такое упражнение.

Подберите любые другие слова, в которых есть проблемный "кусочек слова".

Почему я говорю "кусочек слова": это должен быть НЕ слог.

Чтобы этот способ работал, и сложные места в словах хорошо запоминались:
- для проблемных гласных - сложная буква в словах - помощниках должна быть в окружении согласных
- для непроизносимых согласных - буква в словах - помощниках должна быть отчетливо слышна

Хотя бы в одном (а лучше - во всех) из этих слов главная в проблемном кусочке должна быть под ударением. Сделайте из них короткую фразу или предложение (тоже смешное или бредовое отлично подойдет). Напр.,

  • для слова "облАко": ЛАки лакает облако.
  • для слова "сосед": Соседка Соня сосёт соску.
  • для слова "солнце": соль и солнце (а еще можно петь O, Sole Mio :-) )
  • для слова "трамвай": трам-пам-пам гремит трамвай.

Предложения прописываются по 3 - 5 раз, проблемная буква обязательно выделяется звездочкой во всех словах.

Порядок работы со словарными словами

Самое важное: работать над словарными словами нужно ЕЖЕДНЕВНО.

...Сороконожка подумала, в каком порядке передвигает лапки... задумалась и упала...

Вы обязательно выясните, что некоторые словарные слова ребенок и так умеет писать правильно. Эти слова не нужно специально учить и прорабатывать - сделаете только хуже. Поэтому.

Первый день

Выберите довольно много словарных слов: 10 или 20 (сколько ребенок способен написать за один присест).

  • Продиктуйте ребенку, как словарный диктант, диктуя звуки как в речи (а не как правильно писать).
  • Проверьте работу и выясните, в каких словах возникают проблемы. Работать нужно только с этими словами!
  • Проработайте слова с ошибками в этот же день, воспользовавшись способами проработки, описанными выше.

Второй день

  • Продиктуйте те же самые слова снова. Убедитесь, что ребенок всё так же правильно пишет слова, в которых вчера не было ошибок. Вдруг вчера ему просто повезло?
  • Проверьте работу, проработайте проблемные слова снова.

Третий день

  • Повторите "второй день": полностью все слова, проработка ошибок

Если в каком-то из слов не было ошибок все три дня - оно считается выученным.

  • По результатам диктанта вычеркните такие слова из своего списка для изучения.

Четвертый день

  • Накануне вы подтвердите, что в некоторых словах из списка ребенок не ошибается.

Сегодня их учить уже не нужно, но нужно, чтобы количество слов в диктанте оставалось прежним - так вам будет проще видеть прогресс.

  • Поэтому вместо слов, которые вчера убрали из изучения, продиктуйте новые в таком же количестве.
  • Проработайте все проблемные слова

Пятый - шестой дни

Теперь каждый день вы (возможно) будете видеть прогресс.

Ежедневно убирайте из списка слова, которые ребенок три дня подряд писал правильно.

Может выясниться, что ребенок два дня писал слово нормально, а на третий ошибся - не расстраивайтесь. Так бывает. Просто прорабатывайте это слово.

Седьмой день

  • Напишите все слова, которые изучили за неделю.

К концу недели их может накопиться довольно много: и те, которые ребенок пишет без ошибок, и те, с которыми всю неделю работали.

  • Так что диктант можно разделить на две части: половину написали - отдохнули - написали вторую половину.
  • На этом этапе важно проверить, что он всё еще правильно пишет слова, которые мы посчитали не требующими изучения или выученными.
  • По результатам скорректируйте список слов для изучения и работайте с ним следующие 7 дней.

...и так до тех пор, пока ребенок не выучит все словарные слова за свой класс.

____________________________________

А на самом деле при таком подходе можно выучить все словарные слова за всю началку за полгода :-)

Главное - не лениться и не забывать тратить на это полчаса - час ежедневно.

Успехов вашим школьникам!