Найти тему

Зависимость России от Китая. Новое и старое в китайской культуре. Интервью с профессором философии А.В. Араповым

Привет, Александр Владиленович!

Как человек, близкий к восточной культуре и философии, что ты можешь сказать о феномене китайской культуры?

Если говорить о традиционной культуре, то здесь надо отметить практическую, и, я бы сказал, ее прагматическую направленность. Она больше ориентирована на решения земных проблем, чем на абстрактную метафизику и выход за пределы материального существования.  Разумеется, решения, как и в любой другой традиционной культуре, предлагаются в традиционном духе, тесно связанном с мифологией и религией.

В Китае транслируется идеология древнего и непрерывного Китая. Принято считать и Китай современный, это прямое продолжение Древнего Китая.

Что ты думаешь по этому поводу?

В этом тезисе я вижу некоторое противопоставление. Якобы Китай древний и непрерывный, а вот Европа уже нет. О какой непрерывности идет речь? Современный Китай продолжение  древнего – в чем? Сразу отбросим всю сферу промышленности, науки и технологий. Наука и технологии пришли в Китай с Запада. То оружие, которым вооружен современный Китай – отнюдь не результат развития средневековых китайских пороховых ракет. Физика и химия, которые изучаются в китайских учебных заведениях – не результат  развития концепции пяти элементов. Если мы посмотрим на политическую историю Китая, то увидим, что после революции 1912 года в Китае существовал ряд правительств и ряд конституций, все они строились по европейскому образцу. А после провозглашения Китайской Народной Республики власть в Китае была организована по советскому образцу.   В плане культуры Европа древняя и непрерывная в такой же степени как Китай древний и непрерывный.  Так же как в Китае существовала традиция изучения древних авторов, так же и в Европе существовала и существует традиция изучения античных авторов и античного наследия. Мы все с детства знакомы с легендами и мифами Древней Греции. По «Одиссее» и «Илиаде» до сих пор снимают фильмы и мультфильмы. Для носителей европейской культуры античная культура не менее «живая», чем древнекитайская для современных китайцев.  Существовал и существует непрерывная традиция изучения латинского языка в европейских учебных заведений. В Европе всегда, даже в самые «темные» века были люди умевшие говорить и писать на латыни. В России гимназическое образование вплоть до Октябрьской революции предполагало изучение греческого и латинского языков. Китай тут не представляет собой чего-то уникального.

Почему в Новое время Китай стал на слуху, когда занялся развитием технологий?

Благодаря внедрению западных технологий и способов организации производства Китай стал реальной экономической силой, «мировой фабрикой». Поэтому он и стал вызывать такой интерес.

Что сами китайцы думают о своей истории? Интересует ли их древность?

Я думаю, в любой стране есть немало людей интересующихся историей своей страны, любящих и ценящих своих классиков. Китай не исключение. Но, вообще, надо понимать, что государственная  идеология Китая, начиная с 1949 года – это марксизм в разных его вариантах. Марксизм – современная западная идеология. Основные идеологические столкновения внутри Китая – это столкновения по поводу интерпретации и применения марксизма, а не каких-либо древних авторов.

У китайцев очень популярны общемировые тренды и вполне западные увлечения. Я даже специально смотрел статистику. Голливудское кино, такие виды как баскетбол, кикбоксинг, танцы вроде брейкданса, танго невероятно популярны в Китае. Это результат вестернизации?

Я бы сказал – модернизации. Существует единая мировая  культура модерна. По мере того, как в той или иной стране происходила  модернизация, в ней получала распространение эта культура. В Китае активная модернизация началась после Боксерского восстания (1898-1901 гг.) После него стало ясно, что традиционный  Китай проигрывает европейским государствам, по крайней мере, в военном плане. Дальше все основные политические силы были сторонниками модернизации, но расходились во взглядах на ее методы и приоритеты, на то, по какому образцу ее проводить. Переход к модернизированному обществу затрагивал и культуру.  Конечно, определенная  преемственность с традиционной культурой сохранялась, она и в любой стране сохранялась так или иначе. . Но при этом в Китае чем дальше, тем больше приобретали значение общемировые культурные тренды. Отметим любопытный факт, первая кинокомпания -  «Азия Фильм» в Китае была основана в 1909 году американцем  Бенджамином Бродским.

Насколько Китай социалистический и Насколько капиталистический?

По состоянию на 2021 год на долю частного сектора экономики приходилось более 50 % налоговых поступлений, свыше 60 % ВВП и более 70 % технологических инноваций; он обеспечивал более 80 % рабочих мест в городах и посёлках городского типа, на него приходилось свыше 90 % субъектов рынка в Китае. Китай из тоталитарного социалистического государства все больше становится авторитарным капиталистическим.

Приходилось ли тебе общаться с китайцами?

Да, с китайскими студентами. Но по душам поговорить не случалось. Вообще китайские студенты производят впечатление намного более закрытых людей, чем студенты из Ирана и других мусульманских стран.

Чем тебе нравится Китай? Что тебя в китайской культуре отталкивает?

Китай нравится способностью к быстрым изменениям в политике и экономике. Китайские руководители оказывались способны разворачивать политический курс на 180 градусов, если понимали, что прежний курс ошибочный. При всех вывертах, вроде культурной революции и выплавки чугуна в самодельных печах, такие крайности долго не держались. Те же колхозы распустили достаточно быстро, когда стала ясно, что они не эффективны. При этом реформы удается провести так, что они не приводят к дезорганизации и развалу всей системы. В партийной идеологии намного меньше догматической неповоротливости, чем было в СССР. Отталкивает, доведенный до абсурда коллективизм, безусловный приоритет интересов государства над интересами отдельного человека и вытекающая отсюда готовность к применению самых жестоких методов для реализации государственной политики. Это все, конечно, не только в Китае было. Но я бы сказал, что в Китае как-то подзадержалось. Вот эти все ограничения рождаемости, которые существовали до недавнего времени. Затем крайняя жесткость антиковидных мер.

Насколько верны наши стереотипы о Китае?

Мне не кажется, что о Китае у нас так много  стереотипов. Но не потому, что Китай так хорошо знают, а потому, что он для широкой публики  не особо интересен.  Знания настолько отрывочные, что стереотипов каких-то не складывается. Может быть, среди поклонников традиционной китайской культуры есть стереотип, согласно которому  все в Китае являются носителями этой культуры. Уже в другой среде есть устойчивое мнение, что «китайцы хотят захватить Сибирь».

Насколько верно понимается смысл древнекитайских учений на Западе? Понимают ли их нынешние китайцы?

Смотря, кто на Западе. Есть ученые-китаисты, которые, действительно, хорошо знают философию и религию древнего Китая. Есть разные «эзотерические» и нью-эйджевские круги, которые, можно сказать, выдумывают такую древнекитайскую философию, которая им нравится. В самом Китае, насколько мне известно, есть тенденция «осовременивать» древних авторов, видеть в них родоначальников современных наук и  интерпретировать в сциентистском ключе. Это вполне понятно, так как таким образом их можно сделать совместимыми с официальной материалистической марксистской философией.

Какой он - современный Китай, на твой взгляд?

Китай – современное индустриальное  государство, которое находится вы процессе перехода   к постиндустриальной фазе.  В 2022 ВВП Китая следующим образом распределялся по секторам экономики: сельское хозяйство - 7.3%, промышленность - 39.9%, сфера услуг: 52.8%. Это структура экономики, характерная уже для постиндустриального общества. Но при этом постиндустриальное общество – не значит обязательно  богатое общество. Средний месячный оклад после удержания налогов в Китае эквивалентен 1029 евро, а в США - 3799,07 евро.   При этом и в технологическом плане КНР отнюдь не сравнялась с ЕС и США.

Россия и Китай "братья на век". Нужны ли мы Китаю и кто Китаю ближе экономически мы или Штаты.

«Братья навек» были очень краткий период. От установления в Китае  коммунистического режима до смерти Сталина. Я бы даже сказал «Мао и Сталин» братья навек. Умер Сталин и братство быстро  закончилось. В наши дни уже бессмысленно вообще говорить о каком-то братстве в международных отношениях.  По поводу экономической близости достаточно взглянуть на цифры. В 2022 США занимали первое место среди партнеров Китая по экспорту  - 16.1% всего экспорта из Китая, Россия вообще не входила в восьмерку крупнейших партнеров по экспорту. В  том же году в Китае  импорт из США составлял 6.54% от всего импорта, а импорт из России - 4.20%.

Наверное все мы слышали наивные лозунги, вроде - "Китай хочет отнять у нас Дальний восток и Сибирь". Нужны ли они Китаю?

Эти территории малопригодны для проживания. В самом Китае районы,  прилегающие к России, сравнительно мало населены. Все ресурсы, которые есть в Сибири, Китай может у нас купить, причем задешево. Воевать за эти территории он точно не будет. Эта тундра и тайга не нужны не Китаю, ни США.

Мы становимся зависимыми от Китая экономичесски?

Да, по экспорту зависимость от Китая растет. Но при этом растет зависимость и от других стран, особенно от Индии. Что касается импорта, то здесь в большей степени растет зависимость от Турции. Через нее идет значительная часть «серого» или «параллельного» импорта. Китай просто не производит ряд высокотехнологичных товаров, которые приходится закупать через Турцию.

Интервью провел Nik Sokirkin

А я напоминаю, что Всех жду по адресу: Воронеж, Орджоникидзе, д.6 и 60-й армии, д. 21.

А ещё приглашаю в Чайный паб "Ли Бо" по адресу Ф. Энгельса 13

Не забываем подписываться на мой Telegram-канал