В Советском Союзе значительное внимание уделялось речному пассажирскому флоту, причем начиная со второй половины ХХ века особое внимание уделялось развитию судов на подводных крыльях. Одним из примечательных примеров является СПК «Метеор», который и станет предметом обсуждения в этой статье.
Первые попытки проектирования кораблей на подводных крыльях в Советском Союзе начались в 1933 году под руководством инженеров ЦАГИ А. Н. Владимирова и В. Г. Фролова. Именно в 1937 году была успешно создана первая отечественная система управления подводными крыльями. Первые крупные достижения в разработке СПК советские конструкторы добились в 1943 году, а к 1947 году на свет появилось экспериментальное судно А-7, ставшее предшественником всех будущих советских СПК. Первое пассажирское судно этого класса получило название «Ракета-1» и начало курсировать 25 августа 1957 года по маршруту Горький — Казань.
Первое поколение советских СПК производилось с конца 1950-х до конца 1960-х годов, когда появились такие известные корабли, как «Комета», «Беларусь» и «Метеор». С 1970-х до конца 1980-х годов Советский Союз перешел к производству второго поколения СПК, имевшего такие известные суда, как «Восход», «Колхида», «Полесье», «Циклон» и «Ласточка».
Растущий интерес к судам на подводных крыльях обусловлен их отличительными характеристиками. По сравнению с обычными кораблями СПК демонстрировали более высокую скорость, превосходные мореходные качества и практически полную устойчивость к качке. Однако у этих судов были и свои недостатки, в том числе требования к требовательным двигателям, ограниченная мореходность в бурных водах и более низкая эффективность.
На самом деле «Метеор» — это не просто судно на подводных крыльях, а целая серия речных судов, включающая модели 342, 342Э и 342У. Разработан как речное пассажирское судно в Горьковском ЦКБ СПК под руководством советского кораблестроителя Ростислава Евгеньевича Алексеева. Корабль был создан в 1959 году, а серийное производство «Метеоров» осуществлялось на Зеленодольском судостроительном заводе имени А. М. Горького в Татарстане. Метеоры производились с 1961 по 1999 год, всего было собрано около 400 судов.
Водоизмещение «Метеора» составляло 53,4 тонны, а его длина по борту достигала 53,4 метра. С учетом размаха подводных крыльев ширина судна составила 9,5 метра, а высота во время движения достигала 6,78 метра. Осадка судна во время плавания составляла 1,2 метра, в состоянии покоя – 2,35 метра. Эта серия СПК оснащалась различными двигателями, в том числе М400, М401, М-417, а после распада Советского Союза - импортными двигателями MAN. СПК всегда работал с двумя дизельными силовыми установками мощностью от 1100 до 2200 л.с. и достигал рабочей скорости до 66 км/ч. Экипаж каждого корабля состоял из трех человек.
В зависимости от модели «Метеор» мог вместить от 78 до 123 пассажиров. Все СПК этой серии имели три пассажирские каюты, расположенные в носовой, кормовой и средней частях судна. Обычно мягкие кресла располагались в 23, 44 и 44 салонах соответственно. Кроме того, на каждом корабле имелась комната экипажа, подсобное помещение и туалет.