Историческая память удивительная вещь. В легендах героями и святыми на века остаются люди, деяния которых по современным меркам тянут на пару уголовных дел с пожизненным. Для этого и нужна нам история: знать о времени, когда всё было по-другому. Другие условия жизни, понятия о добре и зле и решаемые проблемы.
Что же произошло после того, как скончался легендарный Олег? Пришло время князя Игоря и его невероятной жены Ольги.
В 912 году власть перешла к сыну Рюрика – Игорю. Его правление можно охарактеризовать выражением психологов «Откаты – это нормально». Если Олег был правителем (а править — это работа), то в Игоре взыграла бандитская варяжская кровь предков, что его и сгубило.
Игорь начинал свою карьеру, как хороший правитель. Ему удавалось сдерживать набеги печенегов на юге. Дважды он ходил на Царьград. Первый рейд с треском провалился, но князь сумел провести работу над ошибками. Из второго похода он вернулся с победой и договором, подписанным на выгодных для Руси условиях.
В 945 году Игорь отправился собирать дань со славянского племени древлян. Получив её, он ушел, но по каким-то причинам решил, что маловато будет и вернулся. Т.е. повел себя как его предки-грабители, для которых подчиненные земли были лишь ресурсом. Но это поступок точно не государя и правителя. Государство, даже зарождающееся, — это всегда игра по правилам. Древляне как грабеж этот поступок и расценили: заплатим ещё раз, и повадится волк в овчарню пока всех овец не перетаскает. Поступили они просто. Нет бандита, нет проблемы. Игоря убили, причем очень жестоко: на земле привязали к верхушкам деревьев и отпустили их. Эту подробность можно было бы опустить, но она важна для понимания дальнейшего поведения его вдовы. Что она почувствовала, узнав об этом, легко представить и спустя тысячелетие.
Право мести было важнейшим для людей того времени. На беду древлян, мстить им стала очень умная женщина. Они тоже понимали, что что-то пошло не так. Одно дело на эмоциях расправиться с зарвавшимся варягом, а другое – спокойно подумать о последствиях. Не даром же у него было право эту дань собирать. Они решили сгладить ситуацию и предложили Ольге выйти замуж за их князя Мала.
С точки зрения современного человека – самое странное, что можно было сделать. Выйти замуж за убийцу мужа это как вообще? Но для древних славян – благороднейший поступок! Ей предложили стать женой победителя и перейти под его защиту. В гарем, т.к. древляне были многоженцами, но крышу над головой и защиту статус жены ей обеспечивал. На деле же произошло столкновение двух культур. Ольга была варяжской женщиной. Викинги уже давно практиковали моногамный брак. Статус матерой вдовы обеспечивал ей высокое социальное положение в обществе и возможность распоряжаться наследством своего супруга. Вариант куда лучше, чем идти десятой женой.
Матёрая вдова (от слова «мать») – это женщина, после смерти мужа оставшаяся с сыновьями. Т.е. выражение «матёрый волк» в корне не верно. Положение женщины в обществе того времени оставляло желать лучшего, но самостоятельность именно матёрой вдовы была законной и неоспоримой.
Ольга решила мстить. Теперь считаем уголовные дела, которые сегодня могли бы открыть на княгиню:
- Первую группу сватов по её приказу живьем закопали в землю. Сказала, что их с почетом в ладье отнесут в терем на приём, а отнесли в яму и засыпали;
- Старейшинам Ольга ответила, что послы были не слишком знатного рода. Попросила прислать лучших мужей, а то не пустит её народ за Мала. Прибывшую вторую группу она сожгла в бане;
- В третий раз княгиня сказала, что сама придет к городу, где погиб её муж, и устроит там поминальный пир. Древляне тоже были приглашены. Ведь уже почти свои люди, к свадьбе дело идёт. После обильных алкогольных возлияний Ольга приказала дружине их изрубить;
- Когда древляне поняли, что
дело пахнет керосиномОльга будет мстить до конца, они заперлись в городе Искоростне. Крепость княгиня не могла взять или просто своих воинов жалела. Она лишь попросила легкую дань: с каждого двора воробья да голубя, что ни у кого не вызвало подозрений. Мелкие пернатые были кормом для хищных охотничьих птиц. На закате Ольга приказала привязать к их лапкам тлеющие труты и отпустить на волю. Домашние птицы, естественно, вернулись в родные гнезда. Искоростень сгорел дотла. Множество древлян были уничтожены и отданы в рабство.
Но эта жестокость не помешала ей стать первой русской святой. Прежде всего потому, что даже при начавшейся христианизации, её поведение в глазах общества было нормальным. Сегодня для многих только Уголовный кодекс - железный аргумент не совершать преступление. В Х веке для потенциального нарушителя убедительной причиной была возможность, что придут родственники потерпевшего и порубят его в капусту отомстят. Да и сила оказалась на её стороне, а победителей не судят. К тому же именно Ольга навела порядок на своей земле. Возможно, даже собираясь мстить, она в глубине души понимала, что и её муж был не прав. Порядок – это именно то, чего так хотели славяне, призывая к себе варяг, и нарушать его - себе дороже.
Княгиня определила размер дани, выплачиваемой князьям, сроки и даже места её сбора, занимаясь этой непростой работой лично. По преданию ещё в XII веке в Пскове хранили сани Ольги, на которых она ездила собирать дань. Там застала её весна и распутица, и сани пришлось бросить. Представьте, вы женщина с ребенком на руках, а вам нужно заставить население соседних районов вам деньги приносить. Не самая простая задача.
Ближе к концу жизни Ольга приняла христианство, что не было историческим событием. Просто её личный выбор, хотя не исключено, что доверие к этой религии и авторитет бабушки сыграли свою роль при выборе государственной религии её внуком Владимиром Красное Солнышко.