Если у детей возникла дислексия, им необходимо объяснить, что происходит с их мозгом. Это поможет им не причинять себе страдания, наблюдая за успехами своих одноклассников, а также повысит их мотивацию к занятиям.
Детям в возрасте старше пяти лет можно объяснить так: "У нас в голове есть целый мир - это наш мозг. Он состоит из правой и левой половинок, которые соединены мостиком". Попросите ребенка соединить ладони и переплести пальцы. "Представь, что правая рука - это правое полушарие, а левая - левое. Когда пальцы переплетены, полушария работают слаженно. Тогда ты лучше сосредоточен, можешь читать и писать".
Затем можно рассказать, что у ребенка происходит так: информация в мозге передается через нервные пути. Но у детей с дислексией эти пути, соединяющие левую и правую половинку мозга, работают не слишком хорошо. Поэтому иногда возникают трудности с чтением, написанием и пониманием слов. Но это не значит, что ребенок глупый или что с ним что-то не так. Просто у него немного другой мозг, и поэтому ему нужно больше времени и усилий для обучения.
Упражнения, чтобы научиться писать
Для детей с дислексией очень важно правильно обучаться писать. Вот несколько упражнений, которые могут помочь в этом:
- Упражнение на развитие мелкой моторики: пусть ребенок рисует различные фигуры (круги, треугольники, квадраты) и постепенно переходит к написанию букв.
- Упражнение на тренировку зрительного восприятия: пусть ребенок находит и подчеркивает различные буквы в тексте.
- Упражнения на тренировку памяти и внимания: пусть ребенок запоминает последовательность букв или слов и затем пишет их без подглядывания.
- Упражнение на тренировку координации движений: пусть ребенок сначала рисует буквы большими и медленными движениями, а затем уменьшает размер и ускоряет темп.
Упражнения, со временем, можно усложнить: показывать разные фигуры одновременно разными руками. Для облегчения процесса чтения можно закрывать часть текста слева или справа, либо с двух сторон оставляя середину. Важно, чтобы глаза двигались плавно по строке, не забегая вперед, и не возвращаясь к прочитанному слову.
Важно, что бы ребенок проговаривал слова вслух при письме. Чтобы убедить ребенка проговаривать слова вслух при письме, можно объяснить, что таким образом он помогает руке подбирать правильные буквы.
Как преобразить проблемы в преимущества
Дислексия - это особенность, которую можно корректировать и помочь ребенку научиться не только жить с ней, но и использовать ее позитивные стороны. Дислексики, как правило, обладают особым видением и ярким, образным мышлением. Однако и родители, и дети должны быть готовы к тщательной и продолжительной работе.
Выбирая логопеда, обращайтесь к опытному специалисту с большим стажем работы. Выявление дислексии требует участия команды специалистов, включающей логопеда, психолога и нейропсихолога. Иногда может потребоваться консультация невролога, если у ребенка есть сопутствующие заболевания, затрудняющие освоение чтения и письма. После этого, мультидисциплинарная команда будет работать с ребенком. Однако важно обратиться сначала к логопеду. Каждый логопед специализируется на определенных нарушениях речи, поэтому один специалист не может одинаково хорошо помочь при заикании, нарушении речи при ДЦП и дислексии. Необходимо найти «своего» специалиста.
Проблема дислексии
Проблема дислексии имеет глубокий характер, который не всегда очевиден на первый взгляд.
Во-первых, она затрагивает каждого пятого школьника в России, по самым грубым подсчетам.
Во-вторых, точные причины дислексии до сих пор остаются загадкой и для врачей, и для ученых.
В-третьих, дислексия превращается из медицинской проблемы в социальную. Ребенок сталкивается с унижениями в школе и критикой со стороны родителей. Он чувствует разочарование близких, считает себя не таким, как все остальные, уверен, что он глупее и хуже других. Естественной реакцией становится замыкание на себя, избегание общения и постоянное провоцирование конфликтов - все, что связано с девиантным поведением.
Важно поддерживать ребенка, показывать ему, что его трудности не определяют его ценность. Помогите ему обрести уверенность в своих силах и поощряйте каждый его успех. Развивайте его сильные стороны и интересы, чтобы он мог раскрыть свой потенциал.