Вся эта история с эффективными менеджерами гораздо глубже и интереснее. И не заканчивается одними мигрантами. Хотя они и наиболее ярко фигурируют во всём этом.
Медицина.
Моя жена работает врачом. И у них недавно сменилось руководство, потому что старое сразу после начала СВО уехало куда-то то ли в Израиль, то ли на Кипр вместе с главным по финансам (не забыв с собой взять какие-то финансы по словам жены). Пришедшие новые менеджеры оказались ещё более эффективными, чем старые. И начали накидывать дополнительные нормативные акты, которые нужно исполнять. И вместо лечения людей основными задачами стало оформление этих самых актов. Хотя и до этого ситуация была не сильно лучше. Постоянно приходится задерживаться. А около двух третей зарплаты платят за нормативные акты, как премию и надбавки. Т.е. если хочешь зарабатывать, нужно симулировать работу, а не лечить людей. И даже недавно мы шутили, что на осмотр пациентов можно вообще не ходить, а просто заполнять бумажки из кабинета по правилам.
Эффективным менеджерам глубоко наплевать, что там вообще происходит во врачебных кабинетах. Если по бумагам всё норм, они рады. А то, что врачи скидываются на лекарства, чтобы было чем лечить людей, это не их проблемы, потому что врачи их сами решают. Примеров подобного можно привести много, но лучше пусть напишут сами врачи. Но у врачей не принято жаловаться, потому что их потом не возьмут ни в одну государственную клинику. Ведь они неблагонадёжные по мнению эффективных менеджеров, если жалуются.
Образование.
По своему хобби я плотно занимаюсь наукой и образованием и изучаю много материалов по этой теме. И в школе ситуация аналогичная. Только там доля доходов, которые платят за имитацию бурной деятельности часто ещё выше. Т.е. за факт обучения детей хорошо если дают 20% зарплаты. А остальное - это всякие бумажки, которые никто не смотрит.
ЕГЭ и прочие ГЭ - это единственное, что интересует адаптировавшихся учителей. Если у них будут плохие результаты, то будут плохие зарплаты, если вообще будут. Потому всеми правдами и неправдами нужно набрать баллы на тройку каждому ученику. Подтасовывать результаты сложно, но, думаю, можно. Что хорошо видно по статистике ЕГЭ в некоторых регионах, где эту статистику можно вытащить.
Но это не заканчивается на уровне учителей. Создатели ЕГЭ всё понимают, а потому, желая улучшить средний балл по ЕГЭ, упрощают это самое ЕГЭ, делают задачи предсказуемыми. Это безусловно поднимает так или иначе средний балл, но опускает знания детей. Но эффективных менеджеров не интересуют знания. Их интересует средний балл, который они хотят поднять.
Транспорт.
Мой отец работает на автобусе. И у них как раз таки активно нанимают "гостей" для перевозки людей. И каждый раз отец рассказывает, что эти "гости" обращаются с автобусами так, что новые машины уходят в ремонт, не успев отъездить даже нескольких дней. Либо ДТП, либо убитый движок от неадекватного вождения. Добавком к этому лютый срач и антисанитария в автобусах, на которую "гостям" плевать.
Понимание эффективных менеджеров, что некая экономия на водителях выливается в жёсткие простои техники и невозможность вообще исполнять обязанности перевозчика, приходит очень не сразу. Потому сначала мы имеем неустранимые быстро проблемы, потом гнев менеджеров, выливающийся в претензии к тем, с кем хотя бы можно договориться (не к "гостям"). И только с большой задержкой решение проблемы (пока на словах).
Помимо "экспатов" типичным является работа в духе "закончил в полночь, вышел на следующую смену в 4 утра". И поскольку у них стоят какие-то контролирующие инструменты, которые должны такого не допускать, приходит "ручной" врач, который проставляет, что "всё ок" и можно выходить на работу.
Коммерция.
Мама работает на обычном коммерческом текстильном предприятии. И там эффективные менеджеры избрали лучший из возможных подход. Те люди, которые хорошо и много работают (оплата сдельная), получают пониженные коэффициенты по тем операциям, на которых стоят. Тем самым снижая потенциальный доход. А те, кто работает плохо, получают условные надбавки до среднего, чтобы у них были хоть какие-то адекватные зарплаты, чтобы они не уходили с предприятия. Нужно ли говорить, что иностранные специалисты работают похуже. А когда видят, что им за это ещё и доплачивают, начинают садиться на шею ещё активнее. А потом когда их дрючат за брак, приводят свою семью, которая начинает ругаться с руководством, что им не доплачивают (реальный недавний случай). И менеджеры, видимо, не понимают, где прокололись.
Я искренне считаю, что дело вообще не в мигрантах. Дело в эффективных менеджерах, которые настолько не понимают, что происходит на их же предприятиях, что допускают настолько очевидные для людей на местах проколы, что вся эта система катится в ад. А мигранты просто этим пользуются. А чего б не пользоваться, если их за это ещё и поощряют?