Познакомился с книгой Харари ‘Sapiens. Краткая история человечества‘. Книга действительно хорошо написана. Помимо фактической информации книга содержит интерпретацию событий и позицию автора, которые по всей видимости попали в резонанс с ожиданиями просвещенной публики. Книга переведена на более 60 языков и, как пишут, было продано более 12 миллионов экземпляров.
В книге большими мазками представлена история в виде трех революций: когнитивной, аграрной и научной. После аграрной революции движущими силами представлены деньги, империи и религии; далее им на смену пришли власть, капитал и наука. Получил из книги немало новой информации, хотя позиция Харари меня разочаровала — ниже идет ее обсуждение.
Я бы охарактеризовал взгляды Харари как сциентизм, но в духе интерпретации из книги на эту роль также можно поставить технорелигию:
‘Один из существенных факторов, сохраняющих современный социальный уклад, — распространенность почти религиозной веры в технологии и в методы научного исследования. Отчасти эта вера заменила собой религию абсолютных истин.’
Технорелигия Харари связана с постгуманизмом и этому посвящены его следующие книги; я не буду на этом останавливаться.
Интерпретацию истории Харари можно в утрированной форме передать таким образом: объективная реальность заканчивается биологией, а человеческие отношения основаны на воображении. Несколько цитат в этом отношении:
‘Переводим знаменитую фразу из Декларации независимости на язык биологии: «Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди развиваются по-разному и что они рождаются с определенными мутирующими свойствами, в числе которых — жизнь и стремление к удовольствию».’
‘Но все это существует лишь внутри тех историй, которые люди придумывают и рассказывают друг другу. В реальности нет богов, наций и корпораций, нет денег, прав человека и законов, и справедливость живет лишь в коллективном воображении людей.’
‘Так же как равенство, права, компании с ограниченной ответственностью, так и свобода — плод человеческого воображения, она существует только в фантазии людей. С биологической точки зрения бессмысленно противопоставлять демократию, при которой люди якобы свободны, диктатуре, при которой они свободой не обладают.’