Найти тему
Julius_Ch

Взрыв в Галифаксе: столкновение грузового корабля SS Mont-Blanc с норвежским судном SS Imo

Оглавление
Эта фотография якобы была сделана через 15-20 секунд после взрыва. В описании Национальной библиотеки и архивов Канады расстояние от взрыва оценивается примерно в 2 километра (одна с четвертью мили) и что он был сделан в бассейне Бедфорд, Галифакс, Новая Шотландия, Канада, с видом на юг, в сторону гавани Галифакса. Фотограф: неизвестен.  By Unknown author - Library and Archives Canada Public Domain
Эта фотография якобы была сделана через 15-20 секунд после взрыва. В описании Национальной библиотеки и архивов Канады расстояние от взрыва оценивается примерно в 2 километра (одна с четвертью мили) и что он был сделан в бассейне Бедфорд, Галифакс, Новая Шотландия, Канада, с видом на юг, в сторону гавани Галифакса. Фотограф: неизвестен. By Unknown author - Library and Archives Canada Public Domain

Утром 6 декабря 1917 года французский грузовой корабль SS Mont-Blanc столкнулся с норвежским судном SS Imo в гавани Галифакса, Новой Шотландии, Канада. Mont-Blanc, перевозивший взрывчатые вещества, воспламенился и взорвался, разрушив район Ричмонд в Галифаксе. По меньшей мере 1 782 человека были убиты, в основном в Галифаксе и Дартмуте, в результате взрыва, обломков, пожаров или обрушившихся зданий, и еще около 9 000 человек были ранены. Этот взрыв был самым большим человеческим взрывом на тот момент и высвободил энергию, эквивалентную приблизительно 2,9 килотоннам тротила.

Mont-Blanc был отправлен перевозить груз из Нью-Йорка через Галифакс в Бордо, Франция. Примерно в 8:45 утра он столкнулся с практически неподвижным Imo, арендованным Комиссией по оказанию помощи Бельгии для забора груза с гуманитарными товарами в Нью-Йорке. При столкновении на Mont-Blanc были повреждены бензоловые бочки, хранившиеся на палубе, исходящие пары которых вспыхнули от искр от столкновения, что вызвало пожар на борту, который быстро вышел из-под контроля. Примерно через 20 минут, в 9:04:35 утра, произошел взрыв Mont-Blanc.

Почти все сооружения в радиусе 800 метров, включая район Ричмонд, были уничтожены. Ударная волна вырвала деревья, согнула железные рельсы, разрушила здания, выбила суда на мели (включая Imo, который был смыт на берег цунами), и разбросала обломки Mont-Blanc на километры. Напротив гавани, в Дартмуте, также был значительный ущерб. Цунами, вызванное взрывом, уничтожило общину индейцев микмак, которая жила в районе Тафтс Коув поколениями.

Помощь началась практически сразу, и больницы быстро переполнились. Спасательные поезда начали прибывать в день взрыва из разных частей Новой Шотландии и Нью-Брансуика, в то время как другие поезда из центральной Канады и северо-востока Соединенных Штатов препятствовали снежными бурями. Строительство временных убежищ для бездомных началось вскоре после катастрофы. Первоначальное судебное расследование пришло к выводу, что Mont-Blanc был виноват в катастрофе, но позднее апелляция определила, что оба судна несут ответственность. Северная часть Галифакса имеет несколько мемориалов в память о жертвах взрыва.

Исторический контекст

Дартмут располагается на восточном побережье Галифаксской гавани, а Галифакс - на западном побережье. К 1917 году "Внутренняя гавань Галифакса стала основной точкой сбора торговых конвоев, отправляющихся в Британию и Францию. Галифакс и Дартмут процветали во времена войны; гавань была одной из важнейших баз Британского королевского флота в Северной Америке, центром военной торговли и домом для частных каперов, которые били врагов Британской империи во время американской революции, наполеоновских войн и Войны 1812 года. Завершение строительства Интерколониальной железной дороги и ее глубоководного терминала в 1880 году позволило увеличить пароходную торговлю и ускорило развитие портовой зоны, но Галифакс столкнулся с экономическим спадом в 1890-е годы, так как местные фабрики боролись за конкуренцию с предприятиями в центральной Канаде. Британский гарнизон покинул город в конце 1905 и начале 1906 года.

Взрыв разрушил большую часть Галифакса (показано) и часть Дартмута (внизу карты). By The Boston Daily Globe (newspaper of Boston, Massachusetts, U.S., 1917) - https://newspaperarchive.com/boston-daily-globe-dec-08-1917-p-1/https://newspaperarchive.com/boston-daily-globe-dec-08-1917-p-2/, Public Domain
Взрыв разрушил большую часть Галифакса (показано) и часть Дартмута (внизу карты). By The Boston Daily Globe (newspaper of Boston, Massachusetts, U.S., 1917) - https://newspaperarchive.com/boston-daily-globe-dec-08-1917-p-1/https://newspaperarchive.com/boston-daily-globe-dec-08-1917-p-2/, Public Domain

Канадское правительство взяло под контроль Галифаксский док (теперь CFB Галифакс) у Королевского флота. Позднее этот док стал командным центром Королевского канадского флота при его основании в 1910 году. Прямо перед Первой мировой войной канадское правительство начало решительное развитие гавани и набережных объектов. Вспышка войны вернула Галифакс в центр внимания. Поскольку у Королевского канадского флота практически не было мореходных судов собственного флота, Королевский флот принял на себя ответственность за поддержание атлантических торговых маршрутов, вновь приняв Галифакс в качестве своей базы операций в Северной Америке.

В 1915 году управление гаванью перешло под контроль Королевского канадского флота; к 1917 году в Галифаксе был развернут растущий флот военных судов, включая патрульные корабли, буксиры и миноискатели. К населению Галифакса/Дартмута к 1917 году присоединилось от 60 000 до 65 000 человек. Конвои перевозили людей, животных и товары на европейский театр войны. Две основные точки отправления были в Новой Шотландии - в Сиднее, на острове Кейп-Бретон, и в Галифаксе.

SS Imo сел на мель на Дартмутской стороне гавани после взрыва By Unknown author - Nova Scotia Archives and Records Management / Canadian Navy Heritage Project, Image Negative Number DNDHfxExplosion-3, Public Domain
SS Imo сел на мель на Дартмутской стороне гавани после взрыва By Unknown author - Nova Scotia Archives and Records Management / Canadian Navy Heritage Project, Image Negative Number DNDHfxExplosion-3, Public Domain

Больничные корабли доставляли раненых в город, поэтому была построена новая военная больница. Успех немецких атак субмарин на суда, пересекающие Атлантический океан, заставил союзников ввести конвойную систему для снижения потерь при транспортировке товаров и солдат в Европу. Торговые суда собирались в Бедфорд-Бейсине на северо-западном конце гавани, который был защищен двумя комплектами антисубмаринных сетей и охраняем патрульными кораблями Королевского канадского флота. Конвои отправлялись под защитой британских крейсеров и эсминцев. Большая армейская гарнизон обеспечивала защиту города фортами, артиллерийскими батареями и антисубмаринными сетями. Все нейтральные суда, направляющиеся в порты Северной Америки, должны были являться в Галифакс для инспекции.

Катастрофа

Норвежский корабль SS Imo отправился из Нидерландов в Нью-Йорк, чтобы взять на борт гуманитарную помощь для Бельгии под командованием Хакона Фрома. Корабль прибыл в Галифакс 3 декабря для нейтральной проверки и провел два дня в Бедфорд-Бейсине, ожидая поставок топлива. Хотя ей было разрешено покинуть порт 5 декабря, отплытие Imo задержалось из-за того, что уголь не прибыл до позднего дня. Загрузка топлива была завершена только после поднятия антисубмаринных сетей на ночь. Поэтому корабль не мог отправиться до следующего утра. Французский грузовой корабль SS Mont-Blanc прибыл из Нью-Йорка поздно 5 декабря под командованием Аиме Ле Медека. Корабль был полностью загружен взрывчатыми веществами TNT и пикриновой кислотой, горючим топливом бензолом и капсюлем. Его намерение было присоединиться к медленному конвою, собиравшемуся в Бедфорд-Бейсине, готовясь отправиться в Европу, но он опоздал, и не смог войти в гавань до поднятия сетей. До войны судам, перевозящим опасные грузы, не разрешалось входить в гавань, но риск, создаваемый немецкими подводными лодками, привел к смягчению правил.

Вид на север от элеватора в сторону сахарного завода в Акадии, около 1900 года: вид на территорию, позже разрушенную взрывом 1917 года. By Unknown author - Nova Scotia Archives & Records Management Reference no.: NSARM / negative: N-7014, Public Domain
Вид на север от элеватора в сторону сахарного завода в Акадии, около 1900 года: вид на территорию, позже разрушенную взрывом 1917 года. By Unknown author - Nova Scotia Archives & Records Management Reference no.: NSARM / negative: N-7014, Public Domain

Для выхода из Бедфорд-Бейсина или входа в него требовалось пройти через пролив, называемый Узким. Ожидалось, что суда будут приближаться к боковой стороне канала, находящейся справа, и встречать идущие навстречу суда "слева направо", то есть держать их с "левой" стороны. В гавани судам разрешалось двигаться со скоростью 5 узлов (9,3 км/ч). Imo получила разрешение на выход из Бедфорд-Бейсина по сигналам охранного корабля HMCS Acadia примерно в 7:30 утра 6 декабря, с пилотом Уильямом Хейсом на борту. Корабль вошел в Узкий пролив намного выше предельной скорости в гавани в попытке наверстать задержку, связанную с загрузкой угля. Imo встретила американский трамповый пароход SS Clara, которым управлял пилот, двигающийся по неправильной (западной) стороне гавани. Пилоты согласились проходить справа от друг друга. Вскоре после этого Imo была вынуждена направиться еще дальше к берегу Дартмута после того, как прошла буксир Stella Maris, двигавшийся вверх по гавани в направлении Бедфорд-Бейсина по средней части канала. Горацио Брэннен, капитан Stella Maris, увидел Imo, приближающуюся с большой скоростью, и приказал своему судну приблизиться к западному берегу, чтобы избежать аварии. Фрэнсис Маки, опытный лоцман, взошел на борт Mont-Blanc вечером 5 декабря 1917 года; он спросил о "специальной защите", так как на борту Mont-Blanc находился взрывчатый груз, но специальных мер было принято не было.

Mont-Blanc начал движение в 7:30 утра 6 декабря и стал вторым кораблем, входящим в гавань, когда антисубмаринная сеть между островом Жоржа и Пиром 21 открылась на утро. Mont-Blanc направился к Бедфорд-Бейсину по стороне Дартмута гавани. Маки следил за паромным движением между Галифаксом и Дартмутом и другими маленькими лодками в районе. Он впервые заметил Imo, когда она была примерно в 1,21 километра (0,75 мили) от него, и начал беспокоиться, поскольку ее курс казался направленным на правый борт его корабля, как будто чтобы пересечь его путь. Маки дал короткий сигнал своему корабельному свистку, чтобы показать, что у него есть приоритет, но был встречен двойным сигналом от Imo, указывающим на то, что приближающееся судно не уступит своего положения.

Капитан приказал Mont-Blanc остановить двигатели и слегка углубиться вправо, ближе к Дартмутской стороне Узкого. Он произвел еще один короткий сигнал своего свистка, надеясь, что другое судно также уйдет вправо, но был вновь встречен двойным сигналом. Два человека наблюдают за большим судном на мельчайшем берегу с надписью "Belgian Relief" на его борту SS Imo на мельчайшем берегу гавани после взрыва Моряки на соседних кораблях услышали последовательность сигналов и, осознавая, что столкновение неизбежно, собрались наблюдать, как Imo приближается к Mont-Blanc. На этот момент оба корабля уже отключили двигатели, но их инерция несла их друг к другу со сравнительно низкой скоростью. Не имея возможности вывести свой корабль на мель из-за опасения, что удар может вызвать взрыв ее взрывного груза, Маки приказал Mont-Blanc резко уйти влево и пересек переднюю часть Imo в последней попытке избежать столкновения. Оба корабля были практически параллельными друг другу, когда Imo внезапно послала три сигнальных сигнала, указывающих на то, что корабль отступает с двигателей. Комбинация неполного груза судна в воде и боковой тяги его правого винта заставила нос судна двигаться в Mont-Blanc.

Нос Imo врезался в грузовое отделение No. 1 Mont Blanc с ее правой стороны. Столкновение произошло в 8:45 утра. Повреждения Mont-Blanc были не столь серьезными, но бочки с грузом на палубе опрокинулись и разбились. Это затопило палубу бензолом, который быстро попал в трюм. Когда включились двигатели Imo, она отошла, что вызвало искры внутри корпуса Mont-Blanc. Они воспламенили пары от бензола. Пожар начался на водной линии и быстро поднялся вдоль борта судна. Окруженные густым черным дымом и боясь, что корабль взорвется практически немедленно, капитан приказал экипажу покинуть судно.

Все больше горожан Галифакса собирались на улицах или стояли у окон своих домов или бизнесов, чтобы наблюдать за впечатляющим пожаром. Взволнованный экипаж Mont-Blanc кричал с двух спасательных шлюпок на несколько других судов, что их судно собирается взорваться, но их не слышали из-за шума и смешения. По мере того как спасательные шлюпки направлялись через гавань на берег Дартмута, брошенное судно продолжало дрейфовать и осело на мели у пирса 6 недалеко от устья улицы Ричмонд. Буксируя две баржи в момент столкновения, Stella Maris немедленно ответила на пожар, пришвартовав баржи и направившись обратно к Пирсу 6, чтобы поливать горящий корабль их огнетушителем. Капитан буксира, Горацио Х. Брэннен, и его экипаж поняли, что пожар слишком интенсивен для их одного шланга, и отошли от горящей Mont Blanc. К ним подошел баркас с HMS Highflyer и позже паровая пинас HMCS Niobe. Капитан Брэннен и Альберт Мэттисон из Niobe согласились закрепить линию на корме французского судна, чтобы оттащить его от пирса и избежать пожара. Изначально использованный пятидюймовый (125 мм) буксирный трос был признан слишком маленьким, и пришли приказы о десятидюймовом (250 мм) буксире. Именно в этот момент и произошел взрыв.

Взрыв

В 9:04:35 утра находившийся вне контроля пожар на борту Mont-Blanc подрывает ее груз высоких взрывчатых веществ. Судно было полностью разорвано, и мощная ударная волна излучилась от взрыва изначально со скоростью более 1000 метров в секунду. Температуры в районе 5000 °C и давления тысячи атмосфер сопровождали момент взрыва в центре взрыва. Белоснежные осколки железа упали на Галифакс и Дартмут. Передняя 90-мм пушка Mont-Blanc приземлилась примерно в 5,6 километрах к северу от места взрыва недалеко от озера Альбро в Дартмуте с изогнутой ствольной частью и половиной оторванной силой взрыва, и шкот Mont-Blanc, весивший полторы тонны, приземлился в 3,2 километрах к югу в Армдейле. Облако белого дыма поднималось по крайней мере на 3600 метров.

Облако дыма от взрыва в Галифаксе , вероятно, снятое с острова Макнабс . Оригинальная фотография, разработанная капитаном Бэрдом. By Unknown author - Halifax Relief Commission NSARM accession no. 1976-166 no. 106 / negative: N-2373, Public Domain
Облако дыма от взрыва в Галифаксе , вероятно, снятое с острова Макнабс . Оригинальная фотография, разработанная капитаном Бэрдом. By Unknown author - Halifax Relief Commission NSARM accession no. 1976-166 no. 106 / negative: N-2373, Public Domain

Взрыв ощущался на расстоянии, до Кейп-Бретона (207 километров) и Принц-Эдвард-Айленда (180 километров). Площадь более 1,6 квадратных километров была полностью уничтожена взрывом, и дно гавани на мгновение оказалось под водой, из-за объема воды, которая была перемещена. Цунами было сформировано из-за наплыва воды, поднимаясь на высоту до 18 метров выше отметки высокой воды на Галифаксской стороне гавани. Imo был занесен на берег в Дартмуте цунами.

Взрыв погубил всех, кроме одного на баркасе, всех на пинасе и 21 из 26 человек на Stella Maris; она оказалась на берегу Дартмута, сильно поврежденной. Сын капитана, Первый помощник Уолтер Брэннен, которого выбросило в трюм взрывом, выжил, как и четыре других. Все, кроме одного члена команды Mont-Blanc, выжили. Более 1600 человек погибли мгновенно, и 9000 были ранены, из которых более 300 погибли позже. Каждое здание в радиусе 2,6 километра, более 12 000 в общей сложности, было разрушено или сильно повреждено.

Сотни людей, наблюдавших за пожаром из своих домов, ослепли, когда ударная волна разбила окна перед ними. Опрокинутые печи и лампы вызвали пожары по всему Галифаксу, особенно в Северном конце, где сгорели целые городские кварталы, закрывая жителей внутри их домов.

Пожарник Билли Уэллс, который был выброшен вдали от взрыва и лишился одежды, описал разрушения, с которыми столкнулись выжившие: "Вид был ужасающим, с людьми, высунутыми из окон мертвыми. У некоторых оторваны головы, а некоторые брошены на подвесные телеграфные провода". Он был единственным членом восьми человек экипажа пожарной машины "Патриция", который выжил. Крупные кирпичные и каменные фабрики у пирса 6, такие как сахарный завод Acadia, превратились в неузнаваемые груды завалов, погибли большинство их рабочих.

Название: План города Галифакс, Новая Шотландия, с указанием радиуса взрыва от взрыва / Plan de la cite d'Halifax en Nouvelle-Ecosse, montrant l'étendue du souffle de l'explosion Creator(s ) / Автор(ы): Королевское общество Канады. Дата(а): около / версия 1916 г. Номер ссылки / Номер ссылки: MIKAN 165552 Collectionscanada.gc.ca/ourl/res.php?url_ver=Z39.88-2004&.. Местоположение /место: Галифакс, Новая Шотландия, Канада/Галифакс, Нувель-Экосс, Канада. Источник/упоминание источника: Королевское общество Канады. Департамент национальной обороны. Библиотека и архивы Канады, e000000569
Название: План города Галифакс, Новая Шотландия, с указанием радиуса взрыва от взрыва / Plan de la cite d'Halifax en Nouvelle-Ecosse, montrant l'étendue du souffle de l'explosion Creator(s ) / Автор(ы): Королевское общество Канады. Дата(а): около / версия 1916 г. Номер ссылки / Номер ссылки: MIKAN 165552 Collectionscanada.gc.ca/ourl/res.php?url_ver=Z39.88-2004&.. Местоположение /место: Галифакс, Новая Шотландия, Канада/Галифакс, Нувель-Экосс, Канада. Источник/упоминание источника: Королевское общество Канады. Департамент национальной обороны. Библиотека и архивы Канады, e000000569

Хлопковый мельницу Новой Шотландии, находившуюся в 1,5 км от места взрыва, разрушил огонь и обрушившиеся бетонные этажи. Здание Королевского военно-морского колледжа Канады было сильно повреждено, и несколько курсантов и инструкторов получили травмы. Железнодорожные склады и станция на Ричмонд Рэйлвей были разрушены, погибли 55 железнодорожников, и было разрушено и повреждено более 500 железнодорожных вагонов. Станция Норт-Стрит, одна из самых загруженных в Канаде, была сильно повреждена. Смертельный исход мог быть еще более трагичным, если бы не самопожертвование диспетчера межколониальной железной дороги, Патрика Винсента Коулмана, работавшего на железнодорожной станции, находящейся примерно в 230 метрах от пирса 6, где произошел взрыв. Он и его сотрудник Уильям Ловетт узнали о опасном грузе на горящем Mont-Blanc от моряка и начали бежать.

Вид на опустошенный район Ричмонда в Галифаксе, Новая Шотландия, после взрыва в Галифаксе, в сторону гавани со стороны Дартмута. Пароход «Имо» , один из кораблей, попавших в столкновение, вызвавшее взрыв, можно увидеть на мели на дальней стороне гавани — Галифакс, после 6 декабря 1917 года. By William James (Toronto) - Derivative of File:DNDHfxExplosion-2.jpg. Nova Scotia Archives and Records Management, Negative Number DNDHfxExplosion-2, Public Domain
Вид на опустошенный район Ричмонда в Галифаксе, Новая Шотландия, после взрыва в Галифаксе, в сторону гавани со стороны Дартмута. Пароход «Имо» , один из кораблей, попавших в столкновение, вызвавшее взрыв, можно увидеть на мели на дальней стороне гавани — Галифакс, после 6 декабря 1917 года. By William James (Toronto) - Derivative of File:DNDHfxExplosion-2.jpg. Nova Scotia Archives and Records Management, Negative Number DNDHfxExplosion-2, Public Domain

Коулман вспомнил, что пассажирский поезд из Сент-Джона, Нью-Брансуик, должен был прибыть на железнодорожную станцию через несколько минут. Он вернулся к своей должности в одиночку и продолжил отправлять срочные телеграммы для остановки поезда. Было сообщено несколько вариантов сообщения, среди них это от Морского музея Атлантики: "Задержать поезд. Амуниция сгорает в гавани, направляясь к пирсу 6 и взорвется. Думаю, что это будет моим последним сообщением. До свидания, ребята." Сообщение Коулмана ответственно заставило все входящие поезда обойти Галифакс. Его слышали на других станциях вдоль межколониальной железной дороги, помогая железнодорожным служителям немедленно реагировать.

Пассажирский поезд № 10, ночной поезд из Сент-Джона, предположительно прислушался к предупреждению и остановился на безопасном расстоянии от взрыва в Рокингеме, спасая жизни около 300 железнодорожных пассажиров. Коулман погиб на своем посту. Спасательные усилия Первые попытки спасения пришли от выживших соседей и сотрудников, которые вытаскивали и выкапывали жертв из зданий. Начальный неформальный ответ вскоре дополнили выжившие полицейские, пожарные и военные, которые начали прибывать, а также все, у кого было рабочее транспортное средство; автомобили, грузовики и доставочные фургоны всех видов были включены для сбора раненых. Захватывающая масса жертв вскоре начала поступать в городские больницы, которые быстро оказались переполненными. Новый военный госпиталь Camp Hill принял примерно 1400 пострадавших 6 декабря.

Пожарные были среди первых, кто откликнулся на бедствие, спешившись на Mont-Blanc, чтобы попытаться потушить пламя, еще до того, как произошел взрыв. Они также сыграли роль после взрыва, с пожарными бригадами, прибывшими на помощь со всего Галифакса, и к концу дня с такого далека, как Амхерст, Новая Шотландия, (200 километров или 120 миль) и Монктон, Нью-Брансуик, (260 километров или 160 миль) на поездах помощи. Пожарная часть Галифакса на Западной улице, станция 2, была первой, которая прибыла на пирс 6 с экипажем Patricia, первым моторизованным пожарным автомобилем в Канаде. В последние моменты, перед взрывом, шланги разматывались, когда огонь распространился на доки. Девять членов Галифаксской пожарной службы потеряли жизни, выполняя свой долг в тот день. Крейсера Королевского флота в порту отправили на берег некоторые из первых организованных спасательных групп. HMS Highflyer, вместе с вооруженными торговыми крейсерами HMS Changuinola, HMS Knight Templar и HMS Calgarian, отправили лодки на берег с группами спасателей и медицинским персоналом и вскоре начали принимать раненых на борт. Катер береговой охраны США USRC Morrill также отправил спасательную группу на берег. В открытом море американский крейсер USS Tacoma и вооруженный торговый крейсер USS Von Steuben проходили через Галифакс по пути в Соединенные Штаты. Tacoma была так сильно потрясена взрывной волной, что ее команда вышла на боевые станции.

Увидев большую и растущую колонку дыма, Tacoma изменила курс и прибыла для оказания помощи в 14:00. Von Steuben прибыл через полчаса. Американское пароходство Old Colony, стоявшее на ремонте в Галифаксе, понесло небольшие повреждения и было быстро преобразовано в госпитальное судно, оборудованное врачами и санитарами из британских и американских военно-морских судов в гавани.

Ошеломленные выжившие немедленно опасались, что взрыв был результатом бомбардировки немецкого самолета. Войска на артиллерийских батареях и в казармах немедленно вышли на случай, если город подвергся нападению, но уже через час переключились с обороны на роли спасателей, поскольку была установлена причина и место взрыва. Все доступные войска были вызваны из береговых фортификаций и казармы на Северном конце для спасения выживших и оказания транспортной помощи городским больницам, включая два армейских госпиталя в городе. Каосу добавлялись опасения относительно возможного второго взрыва.

Вид с набережной на запад от руин сахарного завода через разрушенный район Ричмонд через несколько дней после взрыва. Остатки пирса 6, места взрыва, находятся крайним справа. By W.G. MacLaughlan - Library and Archives Canada - Reference Numbers: Accession: 1966-094, Reproduction: C-006967 (copy negative number) , Public Domain
Вид с набережной на запад от руин сахарного завода через разрушенный район Ричмонд через несколько дней после взрыва. Остатки пирса 6, места взрыва, находятся крайним справа. By W.G. MacLaughlan - Library and Archives Canada - Reference Numbers: Accession: 1966-094, Reproduction: C-006967 (copy negative number) , Public Domain

Облако пара выбивалось из вентиляторов на складе боеприпасов на Уэллингтон Барракс, поскольку военный персонал потушил огонь у склада. Огонь быстро потушен; облако видели на блоках вдали и быстро вызвало слухи о предстоящем втором взрыве. Военные офицеры в форме приказали всем уйти из района. По мере того как слух распространился по городу, многие семьи покинули свои дома. Конфузия затрудняла усилия более чем на два часа, пока страхи не были развеяны около полудня. Многие спасатели проигнорировали эвакуацию, и военные спасательные группы продолжали работать беспрепятственно в гавани. Выжившие железнодорожники на железнодорожных складах в самом центре бедствия проводили спасательные работы, вытаскивая людей из гавани и из-под завалов. Ночной поезд из Сент-Джона только приближался к городу, когда его ударила ударная волна, но он был только слегка поврежден.

Он продолжил движение в Ричмонд до тех пор, пока путь не был перекрыт обломками. Пассажиры и солдаты на борту использовали аварийные инструменты с поезда, чтобы вытащить людей из домов и перевязывать их листами из спальных вагонов. Поезд был загружен ранеными и покинул город в 13:30 с врачом на борту, чтобы эвакуировать раненых в Труро. Под руководством лейтенанта-губернатора МакКаллума Гранта влиятельные граждане создали Галифаксскую комиссию по оказанию помощи около полудня. Комитет организовал членов, ответственных за организацию медицинской помощи как в Галифаксе, так и в Дартмуте, поставку транспорта, пищу и укрытие, а также возмещение медицинских и похоронных расходов для жертв.

Комиссия продолжала существовать до 1976 года, участвуя в реконструкции и оказании помощи, а позднее выплачивая пенсии выжившим. Мужчины и женщины вышли, чтобы служить всем, начиная от помощников больницы, заканчивая персоналом по приютам, а дети внесли свой вклад в помощь, перенося сообщения с места на место. Общественные учреждения, такие как Молодежная христианская ассоциация молодых людей (YMCA), были быстро преобразованы в аварийные больничные учреждения, а медицинские студенты оказывали медицинскую помощь.

Последствия в Галифаксе, начало спасательных работ By Unknown author - archive .org
Последствия в Галифаксе, начало спасательных работ By Unknown author - archive .org

Спасательные поезда были отправлены из всего Атлантического Канады, а также с северо-востока Соединенных Штатов. Первый ушел из Труро около 10 утра, перевозя медицинский персонал и припасы, прибыл в Галифакс к полудню и вернулся в Труро с ранеными и бездомными к 15:00. Путь стал непроходим после Рокингема, на западном краю Бедфордской бухты. Чтобы достичь раненых, спасательному персоналу пришлось идти через разрушенную часть города, пока они не добрались до точки, где военные начали разгребать улицы. К ночи до Галифакса прибыло уже десяток поездов из городов Новой Шотландии, таких как Труро, Кентвилл, Амхерст, Стеллартон, Пиктоу и Сидней, и из Нью-Брансуика, включая город Саквилл, и города Монктон и Сент-Джон. На следующий день помощь была осложнена метелью, которая покрыла Галифакс 41 см снега.

Поезда, направляющиеся из других частей Канады и из Соединенных Штатов, останавливались в сугробах, и телеграфные линии, которые были наспех отремонтированы после взрыва, снова были повалены. Галифакс был изолирован бураном, и хотя комитеты по спасению были вынуждены приостановить поиск выживших, буря также помогла потушить пожары по всему городу.

Разрушение и утрата жизней

Дом, поврежденный взрывом в Галифаксе. By derivative work:  — Mike.lifeguard | @en.wbHalifax_Explosion_Aftermath_LOC_1.jpg: Unknown - This image is available from the United States Library of Congress's Prints and Photographs divisionunder the digital ID ggbain.25894.This tag does not indicate the copyright status of the attached work.
Дом, поврежденный взрывом в Галифаксе. By derivative work:  — Mike.lifeguard | @en.wbHalifax_Explosion_Aftermath_LOC_1.jpg: Unknown - This image is available from the United States Library of Congress's Prints and Photographs divisionunder the digital ID ggbain.25894.This tag does not indicate the copyright status of the attached work.

Точное число погибших в результате катастрофы неизвестно. Книга по памяти о Галифаксском взрыве, официальная база данных Архива и управления записями Новой Шотландии, установила 1 782 жертвы. По меньшей мере 1 600 человек погибли немедленно при взрыве, цунами и обрушении зданий. Последнее тело, работник-смотритель, погибшее на выставочных площадях, не было обнаружено до лета 1919 года. Дополнительно 9 000 человек получили ранения. 1 630 домов были разрушены в результате взрыва и пожаров, еще 12 000 получили повреждения; примерно 6 000 человек остались без крова, и 25 000 человек остались без достаточного укрытия. Промышленный сектор города в значительной части был уничтожен, среди жертв было много рабочих, и военно-морская верфь была тяжело повреждена.

Судебно-медицинский комитет под председательством альдермана Р. Б. Колдуэлла был быстро сформирован в городском здании Галифакса утром после катастрофы. Школа по адресу Chebucto Road (теперь Морской консерватории исполнительных искусств) в западной части Галифакса была выбрана в качестве центральной морга. Компания Королевских инженеров Канады (RCE) отремонтировала и преобразовала подвал школы, чтобы использовать его как морг, и аудитории как офисы для коронера Галифакса. С грузовиками и повозками вскоре стали прибывать тела. Артур С. Барнстед взял на себя руководство моргом, когда он начал работать, и внедрил систему, основанную на той, которую разработал его отец Джон Генри Барнстед, чтобы каталогизировать погибших впоследствии после катастрофы "Титаника" 1912 года. Многие из ран, нанесенных взрывом, были постоянно увечащими, такими как раны, вызванные летящими осколками стекла или вспышкой взрыва. Тысячи людей остановились, чтобы посмотреть, как судно горит в гавани, многие из них находились внутри зданий, оставаясь непосредственно в зоне действия осколков стекла из разбитых окон. Было сообщено примерно о 5 900 случаях глазных травм, и 41 человек остались навсегда слепыми. Причиной масштабных разрушений был удар в эквиваленте 35 миллионов канадских долларов (по нынешнему курсу - 627 миллионов канадских долларов). Около 30 миллионов долларов в виде финансовой помощи было собрано из различных источников, включая 18 миллионов долларов от федерального правительства, более 4 миллионов долларов от британского правительства и 750 000 долларов от Коммонвельта Массачусетса. Дартмут Дартмут был менее плотно населен, чем Галифакс, и отделялся от взрыва шириной гавани, но все равно понес тяжелые потери. По оценкам, на дартмутской стороне погибло около 100 человек. Окна были разбиты, многие здания были повреждены или разрушены, включая пивоварню Oland и части Starr Manufacturing Company. Госпиталь Новой Шотландии был единственным госпиталем в Дартмуте, и многих пострадавших лечили именно там. Селение Ми'кма Вокруг бухты Бедфорд-Бей на берегу Дартмута были маленькие анклавы народа Ми'кма. Прямо напротив Пирса 9 на галифаксской стороне находилось сообщество в Tufts Cove, включая ми'кма'кское сообщество Turtle Grove. В годах и месяцах, предшествующих взрыву, Департамент дел коренных народов активно пытался заставить ми'кма'ков отказаться от своей земли и переехать на резервацию, но это не произошло к моменту катастрофы. Turtle Grove находился близко к центру взрыва, и физические структуры поселения были уничтожены взрывом и цунами.

Точное число погибших среди ми'кма'ков неизвестно, так как департамент дел коренных народов и переписи населения для этого сообщества были неполными. Из Turtle Grove было обнаружено девять тел, и было известно одиннадцать выживших. В Книге по памяти о Галифаксе перечислено 16 членов сообщества Tufts Cove как погибших; не все умершие, перечисленные в Tufts Cove, были коренными жителями. После катастрофы поселение Turtle Grove не было восстановлено. Выживших поместили в здании с расовой сегрегацией при общих плохих условиях, и большинство из них в конечном итоге были рассеяны по всей Новой Шотландии. Африквиль Черное сообщество Африквиль, на южных берегах Бедфорд-Бей, рядом с полуостровом Галифакс, избежало прямого удара взрыва благодаря теневому эффекту поднятой местности на юге.

Здание, разрушенное взрывом в Галифаксе. Цифровой идентификатор: ggbain 25897 Источник: цифровой файл из оригинального нег. Номер репродукции: LC-DIG-ggbain-25897 (цифровой файл с оригинального негатива). Хранилище: Отдел гравюр и фотографий
Здание, разрушенное взрывом в Галифаксе. Цифровой идентификатор: ggbain 25897 Источник: цифровой файл из оригинального нег. Номер репродукции: LC-DIG-ggbain-25897 (цифровой файл с оригинального негатива). Хранилище: Отдел гравюр и фотографий

Маленькие и хрупкие домики Африквиля были сильно повреждены взрывом. Семьи записали смерть пятерых жителей. Сочетание постоянного расизма и растущего убеждения, что Африквиль следует снести, чтобы освободить место для промышленного развития, привело к тому, что жители Африквиля не получали полицейской или пожарной защиты; им пришлось обходиться без водопровода и канализации, несмотря на уплаченные ими налоги городу. Африквиль почти не получил денежных средств, собранных на помощь, и не получил прогрессивной реконструкции, которой были подвергнуты другие части города после взрыва.

Расследование Многие жители Галифакса сначала думали, что взрыв - это результат немецкой атаки. Галифаксский Геральд продолжал распространять эту версию в течение некоторого времени, например, сообщая, что немцы издевались над жертвами взрыва. Когда Джон Йохансен, норвежский штурман "Имо", проходил лечение от серьезных ран, полученных в результате взрыва, было сообщено военной полиции, что он вел себя подозрительно. Йохансена арестовали по подозрению в том, что он является немецким шпионом, когда при обыске на нем нашли письмо, которое, предположительно, было написано на немецком языке. Оказалось, что письмо было на самом деле написано на норвежском языке. Сразу после взрыва большинство немецких выживших в Галифаксе были арестованы и заключены под стражу. Однако страх исчез по мере того, как стало известно настоящее причину взрыва, хотя слухи о немецком участии продолжались. Судебное расследование, известное как расследование комиссии по бедствиям, было сформировано для расследования причин столкновения. Процесс начался в Галифаксском суде 13 декабря 1917 года под председательством судьи Артура Драйсдейла. В отчете комиссии от 4 февраля 1918 года за катастрофу были обвинены капитан "Мон-Блан" Айме Ле Медек, лоцман судна Фрэнсис Макки и командир Ф. Эван Уайетт, главный инспектор Королевского Канадского Флота, ответственный за гавань, ворота и противоподводные защиты. Драйсдейл согласился с мнением доминионального комиссара по бедствиям Л. А. Демерса, что "ответственность за предотвращение столкновения лежала исключительно на "Мон-Блане" в силу ее груза; его решение, вероятно, было под влиянием местного мнения, которое было крайне антифранцузским, а также "уличным" стилем аргументации адвоката "Имо" Чарльза Берчелла. По мнению коронного советника У. А. Генри, это "поставило большинство людей в ступор", они ожидали, что "Имо" будет обвиняться в нарушении стороны канала. Все трое были обвинены в убийстве и умышленном пренебрежении на предварительном слушании перед судьей Ричардом А. Маклеодом и отправлены на судебный процесс. Судья Верховного суда Новой Шотландии Бенджамин Расселл пришел к выводу, что нет доказательств, подтверждающих эти обвинения. Макки был освобожден по велению судебного ордера "хабеас корпус", и обвинения были отменены. Поскольку лоцман и капитан были арестованы по одному и тому же ордеру, обвинения против Ле Медека также были отменены. 17 апреля 1918 года жюри оправдали Уайетта на суде, который продлился менее дня. Драйсдейл надзирал за первым судебным процессом по гражданскому иску, в котором владельцы двух судов искали компенсацию друг у друга. Его решение (27 апреля 1918 года) признало "Мон-Блан" виновным. Последующие апелляции в Верховный суд Канады (19 мая 1919 года) и Верховный суд Приватного совета в Лондоне (22 марта 1920 года) установили, что "Мон-Блан" и "Имо" одинаково виновны в навигационных ошибках, которые привели к столкновению. Ни одна из сторон никогда не была признана виновной в каком-либо преступлении или успешно привлечена к уголовной ответственности за действия, предшествовавшие катастрофе.

Реконструкция Почти сразу после взрыва начались усилия по очистке обломков, восстановлению зданий и созданию временного жилья для выживших, оставшихся без крова после взрыва. К концу января 1918 года около 5 000 человек все еще не имели жилья. Комитет по реконструкции под руководством полковника Роберта Лоу построил 832 новых жилых единицы, которые были обставлены средствами от Фонда помощи Массачусетса-Галифаксу. Частичное железнодорожное движение возобновилось с временной железнодорожной станции в южной части города 7 декабря.

Рабочие расчищают завалы станции Норт-Стрит . By Unknown author - Unknown source, Public Domain
Рабочие расчищают завалы станции Норт-Стрит . By Unknown author - Unknown source, Public Domain

Полное движение возобновилось 9 декабря, когда трассы были очищены, и станция Норт-стрит вновь открылась. Канадские государственные железные дороги создали специальный отряд для очистки и восстановления железнодорожных дворов, а также для восстановления железнодорожных причалов и военной верфи. Большинство причалов вернулись к работе к концу декабря и были отремонтированы к январю. Северный квартал Галифакса, район Ричмонд, понес наибольшие потери от взрыва. В 1917 году Ричмонд считался районом рабочего класса и имел немного мощеных дорог.

После взрыва Комиссия по помощи Галифаксу приступила к реконструкции Ричмонда как к возможности улучшения и модернизации северной части города. Английский градостроитель Томас Адамс и монреальская архитектурная фирма Росс и Макдональд были приглашены разработать новый план строительства для Ричмонда. Адамс, вдохновленный движением викторианских городских садов, стремился обеспечить общественный доступ к зеленым зонам и создать многофункциональное городское жилье с низкой плотностью застройки и низкой плотностью застройки. Планировщики разработали 326 больших домов, каждый из которых выходил на выровненный деревьями мощеный бульвар.

Они указали, что дома должны были быть построены из нового и инновационного огнестойкого материала - каменных блоков, называемых Гидростоном. Первый из этих домов был заселен к марту 1919 года, всего за несколько месяцев до того, как принц Эдуард, принц Уэльский, посетил сайт 17 августа, осматривая многие из домов и слушая истории о последствиях трагедии и "доброте людей, которые быстро пришли им на помощь". После завершения район Гидростон состоял из домов, бизнесов и парков, что способствовало созданию нового сообщества на севере Галифакса. В настоящее время он стал престижным районом и торговым районом. В отличие от равно бедного и недоразвитого района Африквиль, его не включили в усилия по восстановлению. Все здания в военно-морской верфи Галифакса потребовали определенной степени восстановления, как и фрегат Нова Скотия и сами доки; все миноносцы и патрульные лодки Королевского Канадского Флота остались неповрежденными.

Премьер-министр Роберт Борден пообещал, что правительство "будет сотрудничать во всех отношениях для восстановления порта Галифакса: это было крайне важно для Империи". Капитан Симингтон из "USS Такома" предположил, что порт не будет работоспособен в течение нескольких месяцев, но конвой вышел 11 декабря, и работа верфи была возобновлена до Рождества.