Один военный (в погонах) в комментариях к моей электронной книге начертал: "Ну, что вы ерунду пишете!" Как сейнер может быть парусно-моторной шхуной?!"
Дык, как-как... да, запросто. Он и катерным тральщиком может стать. Парусно-моторная шхуна, это тип корабля, а сейнер, тральщик или транспорт, это его "профессия".
Видимо, среди военных есть такая когорта, которая считает, что хлеб родится на стеллажах в хлеборезке, а рыба сама прыгает на сковородку на камбузе, наверное потому, "большие погоны" составлявшие официальные "перечни вхождения...", не очень сведущие в таких тонкостях мирных профессий, часто "путают имя и названья" (С) В.Высоцкий. Не, среди военных очень много умных и грамотных людей, но они, как правило, до больших погон не доживают.
Шхуна это просто тип парусника, имеющего основное косое вооружение на мачтах. По типу вооружения шхуны делят на гáфельные, берму́дские, стáксельные, мáрсельные и брáмсельные. Без разницы, какие паруса, главное, чтобы в основном они были косыми. Для чего? Корабли с прямым вооружением были хороши на просторах океанов, на длинных линиях доставки товаров. Там где нужна маневренность, или ветер часто меняется, прямые паруса не очень удобны.
Ветер не всегда бывает попутным. А, если нет мотора, а нужно ловить рыбу? А, если идешь за зерном по реке, и возможность маневра ограничена? Вот тут-то и пригодились шхуны, которые могли ходить даже в крутой бейдевинд.
А, если еще и поставить двигатель (можно даже слабенький), получалось отличное судно, способное с минимальными затратами и зерно по Днепру вывозить в морские порты (большие транспортные шхуны), и сейнером работать.
Сейнер - это промысловое судно, осуществляющее лов кошельковым неводом. В отличие от траулера, заводка кошелька - дело хитрое, требующее маневренности. Так вот, пока не появились чисто моторные сейнера, сейнерами были парусные или парусно-моторные шхуны. Поиск косяка рыбы осуществлялся под парусом, а, заводку невода выполняли уже под мотором. (Дешево и сердито).
Когда-то в Черном море было очень много рыбы, в Азовском еще больше, и рыбаков тоже много.
Потом пришла война, и эти суда сменили рыбацкую робу на военную форму. Их было очень много в нашем флоте. Только на Черноморском флоте их было более сотни (причем в "Перечне..." учли далеко не все). Они стали катерными тральщиками. Корпуса у них чаще всего были деревянными (что позволяло избегать взрывов магнитных мин), движок мог быть любым (чаще всего, Токмакский, но не обязательно). Но, как правило, двигатель (дизель, бензин) был слабеньким и тихим. Это позволяло не взрываться на акустических минах. Для постановки и выборки трала была оснастка. Был опытный экипаж, привыкший работать в тяжелых условиях.
Большие сейнера имели водоизмещение до 120 тонн и скорость 5-8 узлов, были средние: водоизмещение 80 т. Размерения их обычно были 20 х 5 х 2.4 м. ГЭУ 50-85 л.с. Скорость 5.5/4.5 узла, дальность до тысячи миль. Были малыши 25-30 тонн.
Участвовали они и в десантных операциях (в Керченско-Эльтигенской операции тоже).
Азовская флотилия создавалась заново. 13-й дивизион КАТЩ был вновь созданным соединением, в состав которого входили катерные тральщики, переоборудованные из сейнеров, и два тральщика (сейнера) захваченные у противника («Азовец» и «Таганрог», такие же сейнера). Суммарно в Азовской флотилии в этой операции участвовал 21 мобилизованный сейнер и 17 КАТЩ (которые были точно такими же сейнерами). Но это только часть истории.
В районе Эльтигена десант высаживали 50 таких же КАТЩ, большинство из которых (42 шт) тоже ранее были сейнерами. Сколько из них погибло? Об этом мы расскажем чуть позже...