Найти тему
Асклепий vs Фемида

Как бороться с конфликтными пациентами и их родными

Оглавление

Звонок по телефону в ординаторской:

- Почему нашей маме еще не назначили МРТ и капельницы?
- У вашей мамы плановая госпитализация, экстренности нет. К тому же она поступила только вчера вечером. Сегодня начинаем диагностику и лечение.
- Мы настаиваем, чтобы ей провели полное обследование. Или будем жаловаться главному врачу и в Минздрав!

Сталкивались с такими требовательными родственниками? Не знаю, как в поликлинике, а в стационаре подобные звонки случаются каждый день. Требуют, ногами топают – МРТ всей бабки им подавай!

Мало кого волнует, что пациент поступил с диагнозом, не требующим запрашиваемых исследований. Нет же, нужно изучить каждый орган, все клеточки перетрясти и проверить. Вдруг деменция у пожилого человека из-за больных почек случилась, а органический фон сложился благодаря артрозу коленного сустава!

Историй таких тысячи. И доктор себя чувствует беззащитным и брошенным. А если еще и начальство потакает желаниям пациентов и родственников, то лечащий врач оказывается один перед расстрельной командой.

Что говорит закон

Согласно ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пациент имеет право на (статья 19):

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов...

В стационаре последним пунктом злоупотребляют. К тому же в статье 70 закреплено, что «лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей...»

Вот и получается, что вроде как обязан. Что бы ни попросили – сделай или договорись.

Как же быть?

Выход №1: объяснить нецелесообразность требуемого обследования. УЗИ и МРТ – любимые диагностические процедуры населения, только дай повод, чтобы запрыгнуть на кушетку или платформу. Однако если нет связи между основным заболеванием и тем, что требуют дообследовать, то этот факт нужно осветить в диалоге.

Эффективность метода: 2/10 (процент понимания низок).

Выход №2: выйти на вышестоящее руководство. Наверху звонку не обрадуются, но ваша задача – поделиться ответственностью. Порядки в больнице не Вы устанавливаете – если дадут отмашку, придется крутить бабушку со всех сторон. Если же встанут на Вашу сторону, то будет кого цитировать в ходе гневной телефонной перепалки с родными.

Эффективность метода: 4/10 (на помощь начальства надежды мало).

Выход №3: напомнить пациенту о его обязанностях. Многие знают свои права, а вот про то, что должны делать – забывают. Закон пишет следующее:

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Отметьте для себя – режим лечения и правила поведения пациента. Последние точно зафиксированы во внутрибольничном распорядке. Шаг не в ту сторону – ткнуть носом. Еще один шаг – выписать за нарушение режима. Конфликт будет, но правила есть правила.

Эффективность метода: 7/10 (жалобы не избежать).

Выход №4: отказаться от лечения пациента. Метод вынужденный и крайний, только если предыдущие не сработали. Все та же статья 70 гласит:

Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации)... может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения... В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента...должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача.

После отказа пациент – уже не ваша головная боль. Обычно в таком случае она появляется у заведующего. Но на то руководители отделения и нужны, чтобы подчиненным помогать и сложных пациентов разгребать.

Эффективность метода: 9/10 (заведующий погрозит пальцем).

_________________________________

А как у Вас получается вразумить родных? Может быть, есть опыт победы над неадекватным поведением? Пишите в комментариях.

Борющийся за права врача,

ваш АvsФ.