Большой текст о моем отношении к арабо-израильскому конфликту и израильской государственности выйдет в прайм-тайм завтра. А пока выскажусь кратко.
Знаете, меня с момента первых моих публикаций в федеральных СМИ постоянно, вот уже больше десяти лет, спрашивают, почему я не в Израиле. Отвечать на этот вопрос крайне сложно: если я говорю, что я не еврейка, сразу приходят израильтяне и начинают мне вменять, будто я этим горжусь. Если я ничего не отвечаю, мне пишут с другой стороны: "Аааа, значит, вы еврейка!" Я разумеется, отрицаю, что неизменно ведет к появлению в разговоре евреев из Израиля, которые таки упрекают меня в том, что я горжусь отсутствием еврейских предков. Такой вопрос, что публичному человеку сложно и ответить. Припомните навскидку интервью куда более популярных людей, чем я: как они реагируют на вопросы об Израиле. Вы заметите, что всем, кто не еврей, неловко отвечать на этот вопрос, потому что ответ влечет шквал агрессии.
Тем не менее отвечу на вопрос, почему я не в Израиле. Ибо мне его сейчас, в эти вторые подряд сутки, задавали неоднократно. В том числе, видимо, имея в виду, что я отсиживаюсь где-то, пока моя якобы родина в опасности
Я, друзья, не в Израиле, потому что я не еврейка и потому, что я не поддерживаю государство Израиль в его войнах с соседями
В России, особенно в той среде, в которой я если не живу, то работаю, для такого заявления нужна смелость. До недавнего времени в этих кругах было много людей с израильскими паспортами (теперь они уехали в Израиль и со вчерашнего утра бегут уже оттуда), которые имели большой социальный капитал или напрямую управляли СМИ, издательствами - и они буквально вынуждали своих знакомых и коллег высказываться в поддержку Израиля. Так что, дабы не попасть под остракизм, не лишиться доступа к профессии, не потерять поддержку знакомых, коллег, часто людям приходится или молчать, или даже публично поддерживать Израиль и высказываться в его защиту. Более того, осуждать Израиль в такой среде боятся, потому что очень часть за это получаешь автоматом обвинения в антисемитизме. Считаешь несправедливыми захватнические войны Израиля? Получай, антисемит! И обшельмуют, и выпрут отовсюду, лишать заработка, возможности публиковаться. Так было в либеральной среде много лет. И до сих пор так обстоят дела. Уйма людей, которые работают в либеральной и окололиберальной среде, в эти часы подчеркнуто тянуть руку с выражением поддержки Израиля, при этом в частных разговорах они его осуждают.
По секрету признаюсь, что мне один раз, чтобы просто сдружиться с интересным и глубоко уважаемым мною человеком и его компанией, даже приходилось соврать о наличии у меня каких-то дальних предков-евреев. Такое было. Потому что иначе бы меня просто не приняли в круг. Это, скажем так, было в соловецкой и околосоловецкой компании историков и правозащитников. Если ты декларировал принадлежность к евреям, тебя уважали, считали своим человеком. Так обстояли дела...
Но это отступление, мы же про Израиль с арабами.
Я никогда не сочувствовала государству Израиль, я не понимаю природы его современной государственности и считаю вопрос о ее сохранении открытым
Почему, напишу подробно завтра, а то сейчас воскресенье, ливень, все валяются в кроватках, пьют какао и смотрят сериалы. Завтра вернемся к разговору. По-взрослому.
Пока скажу так: историю арабо-израильского конфликта я знаю неплохо. В Израиле я не была, однажды собиралась, но поездка сорвалась у меня в из-за начала Ливанской войны, я потеряла деньги на тогда еще невозвратных билетах и отелях, но не поехала, испугалась, с тех пор и не собиралась. Зато я была во многих арабских странах и имела возможность общаться с образованными арабами: в Лондоне, в Париже и в Марокко (но была я не только в Марокко). Конкретно много я общалась в Лондоне с арабами из Египта, Сирии и Ирака - все они были образованными интеллигентными людьми и, как минимум, смогли мотивировать меня посмотреть шире на историю арабо-израильского конфликта.
Сегодня это все, что я могу сказать. Только, пожалуй, присоединюсь к голосам недоумевающих, которые смотрят сейчас на бежавших в Израиль не то релокантов, не то репатриантов. Это ведь надо! Всю субботу Собчак и прочие выговаривали "патриотам", что те посмеиваются над убежавшими "от войны" в Израиль. А как иначе? Смех и грех ведь. Я знаю семьи, которые уехали "от войны" в Израиль из Красноярска, Тюмени, Уфы. Из Тюмени уехала моя ровесница с тремя детьми. Про мужа не поняла, уехал или остался.
Дети подростки, сыну скоро 18 лет, две дочки-близнецы, все должны служить. Родители тоже военнообязанные. Израиль объявил мобилизацию, по идее, их должны мобилизовать, разница лишь в том, в какую волну мобилизуют людей без воинской специальности
Они в Хайфе. Ночью опубликовали пост о пролетавших над ними военных самолетах. Пишут, что спуск в бомбоубежище занимает 20 секунд, а дороги к Хайфе перекрыты. И добавляюсь: типа, ок, полет нормальный. Ну да... После Тюмени-то нормальный...
Чем люди думали вообще? Я тоже мать, у меня ребенок, тоже лично мною выношенный, с риском для жизни тяжело рожденный. Что у меня должно в голове включиться, чтобы я его да даже из Петербурга уже после бомбежек по Дамаску конфликта в феврале этого года ехать в Израиль? А уж тем более везти ребенка туда из Тюмени! Да еще зная, что и я там буду военнообязанная, и ребенок. Дети этой семьи должны будут обязательно служить в постоянно воюющей армии, а родители (педагог и юрист-теоретик) подлежат призыву в случае мобилизации.
Галкин, между прочим, тоже подлежит. И Собчак, если у нее действительно есть израильское гражданство. Интересно, Галкин покинул Израиль? А Собчак поедет туда в ближайшее время?
Я вижу по соцсетям массовый исход/излет новых репатриантов. Вчера некогда было смотреть, сегодня открыла соцсети, а мои френды и реальные знакомые, бежавшие в 2022-2023 гг. в Израиль и еще в сентябре радовавшиеся тамошним школам и садикам, уже в Европе или летят в Россию. Делают это без комментариев. Без пафосных: "Не хочу служить тиранам" или "Не буду умирать за ЭТУ страну". Ну потому что все же мы понимаем: отсюда убежали, не желая служить и подвергаться опасности, теперь - оттуда. Гражданств не напасешься. Мир куда прозрачнее, чем многие до сих пор думают.
Люди, которые убежали от мобилизации в России, убежали в Израиле или Армении, хорошо видны. Если они поедут в какую-нибудь Аргентину или в Турцию, что, там народ не догадается, кто перед ними?
Эти люди, вновь срываясь в поисках нового места жительства, будут обречены жить скрытно, потому что если рассказывать соседям о своих приключениях, соседи таких людей станут отторгать.
А уж как они, бедолаги, вернутся в Израиль, вообще непонятно. Полагаю, многие решат возвращаться в Россию, потому что тут они бежали просто якобы от идеологии и далекой опасности, бежали из протеста, а для Израиля они - граждане, которые бросили страну в уже прямой опасности, под бомбами. Там и там стыдно, но в Израиле куда стыднее. Так что скоро вернутся, уверяю.
Злорадства по этому поводу нет, но обсуждать и делать общеизвестными истории таких людей нужно. В назидание!