Герой Советского Союза Вадим Березовский – командир атомохода К-137 – самого первого ракетоносца из второго поколения атомных подлодок. Строился корабль на Севмаше в конце 60-х. За внешнее сходство с головным американским подводным ракетоносцем «George Washingtont» советский корабль поначалу даже получил прозвище - «Иван Вашингтон». Зряшное дело: это была разработка гениального Сергея Никитича Ковалёва, а, что до внешнего сходства – мы же не удивляемся, отчего те же авиаистребители производства разных стран сегодня могут отличать лишь узкие специалисты – технические поиски наиболее разумного варианта их внешнего облика часто приводят конструкторов к одному итогу.
А Вадима Леонидовича Березовского я впервые увидел много лет назад на снимке из семейного фотоальбома Игоря Васильевича Игнатьева, одного из тех, кто в своё время выходил на государственные испытания в море К-137 – головной нашей ракетной атомной подводной лодки второго поколения.
Снимок, можно сказать, исторический и к тому же качественный во всех отношениях. На нём запечатлена группа людей - человек пять-шесть, гражданских и военных на верхнем мостике ходовой рубки ракетоносца. И помнится, среди них - замкомандующего Северным флотом Александр Иванович Петелин, генеральный конструктор атомных подлодок Сергей Никитич Ковалёв, ещё кто-то из заводской сдаточной команды. Вероятно, фотограф делал упомянутый снимок на завершающей или иной, но в любом случае важной стадии испытаний. И вот любопытная и о многом говорящая деталь - у всех стоящих - радостное, приподнятое настроение. Однако на измождённом лице командира новейшей подлодки – капитана I ранга Вадима Березовского отчётливо читались муки бессрочной бессонницы и сутками накопленная усталость.
Мы познакомились с Вадимом Леонидовичем (уже с контр-адмиралом) после его отставки. И случилось это в 1993-м. Я тогда работал в «Северном рабочем» ответственным секретарём. Меня неодолимо тянуло к истории, и потому от случая к случаю вёл ещё и свой любимый отдел «Архив «Северный путь», где размещались различного рода информации о Русском Севере, Арктике, нашей области и Северодвинске, причём, часто в привязке с отечественным кораблестроению и мореходству. Тему подводного флота обойти стороной мне было просто невозможно.
И вот 15 сентября 1994-го у меня в газете вышла большая (на целую полосу) публикация под заголовком «Истории о дизелюшках». Рассказывалось в ней кратенько о различных проектах советских дизель-электрических подлодок. И случилось так, что прославленному атомщику Вадиму Леонидовичу (бывшему подводнику-дизелисту) рассказанное очень понравилось. Он даже специально позвонил по этому поводу в редакцию. Именно после этой публикации у нас с ним и сложились достаточно доверительные отношения, которые сохранялись до конца его жизни.
У Березовского было неплохое чувство юмора. Для меня это, когда человек может посмеяться и над собой. Несколько подобного рода историй мне запомнилось о той поре, когда он ещё был командиром «дизелюшки» С-266. А ещё почему-то легло на память, как в известный период ельцинского разгуляя по поводу своего широко известного однофамильца Вадим Леонидович не без горечи, но шутил: «Вот ведь чёрт однофамильцем наградил!»
Подводный корабль несёт в своём стальном корпусе экипаж. И главный здесь – командир, который несёт на своих плечах всю ответственность и за корабль, и ещё за жизнь, судьбу каждого из своего экипажа. Ох, как же тяжёла это ноша. Вадим Березовский с нею справился, когда командовал средней дизель-электрической лодкой С-266, а позднее и атомной К-40. Какой ценой ему это далось, нет смысла описывать – знает её только он сам да Господь Бог. Скажу только: это правда, что подавляющее большинство командиров советского флота уходили в запас, а потом и в отставку с больным измученным сердцем.
Хорошо помню Березовского, который в 90-х был уже в отставке. Сердце Героя Советского Союза, контр-адмирала Березовского в те годы особенно болело – за единую и неделимую советскую страну, которую моё поколение, точнее – большинство из его – предало, наслушавшись сладостных речей «реформаторов», позволив им безнаказанно развалить, растащить страну; болело и за единый и неделимый советский флот, который тогда погибал при молчаливом созерцании президента Ельцина и его подельников.
Можно, конечно, не разделять категоричных политических убеждений Вадима Леонидовича, но нельзя было не признать, он один из тех немногих живших в те годы адмиралов, кто в период великого разграбления нашего Отечества не запятнал офицерской чести и гражданской совести.
Ещё мне запомнился снимок, удачно «выхваченный» Володей Ларионовым, из собравшихся людей на одном из мероприятий на причале «Звёздочки». На нём Вадим Леонидович запечатлён на пару с бесконечно уважаемым мною Сергеем Никитичем Ковалёвым. Вот ведь какие «человеческие глыбы» через много лет после их триумфа на К-137 «Ленинце» поймал мой коллега - Володя Ларионов в свой объектив! За тем и другим – целая эпоха!
В юности Березовского, в самом начале его флотской карьеры у него был выбор – идти служить на надводные корабли либо в подплав. Тогда он оказался одним из немногих, кто выбрал подводный флот. Возвращаясь к этому эпизоду своей жизни, Вадим Леонидович рассказывал:
«Мы проходили практику на третьем курсе училища на противолодочных кораблях. Как-то выполняли задание на «бобиках» - «больших охотниках» по поиску и уничтожению «Щуки». Она крутилась под водой в бухте, где-то на глубине метров 60-80. Кинулись за ней тремя кораблями, шуровали, шуровали так, долго так. Я за штурмана отрабатывал и все маневры видел. Так и не нашли эту лодку, как пропала!
В конце концов, подали условный сигнал на всплытие – три гранаты за борт. И вот лодка всплывает из пучины, мокрая, в пене. Из люка наверх поднялся командир и так посмотрел на нас, салаг, как солдат на вошь не смотрит. А в его взгляде – и не передать толком – сила, презрение, мощь, уверенность вечного победителя. Тогда я понял: подводная лодка – это главная сила на море, как ни крути». А на подводной лодке, напомню, самый главный – командир. Дважды от тёртых подводников я даже услышал определение командиру подлодки – первый после Бога! Конечно - высоко сказано. Но в любом случае - такими, как Герой Советского Союза Березовский, мы можем, нет - мы обязаны гордиться.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.