Наш исторический детектив начался, как и бывает обычно, неожиданно. Мы долго мечтали и искали летом дом в деревне. Читали, ездили в разные места, но ни один нам не приглянулся.
Однажды под вечер, когда мы уже решили повернуть назад, заехали по пути в одну деревню в Нижнесергинском районе. Мы бывали там в детстве в гостях. Постучали к знакомым. Нам открыли и обрадовались – столько лет, столько зим! Мы рассказали, что выбились из сил, ища подходящий дом. «А вот этот смотрели?». Мы покачали головами. Наша знакомая быстро собралась, позвонила куда-то, и мы отправились к дому неподалеку.
Вход в ворота зарос крапивой в рост человека, она господствовала вообще везде: и в палисаднике, и в огороде. Дом молча, настороженно пригласил нас к себе. Крытый двор, немного дров в стороне, давно здесь никого не было, тихо. Мы вошли внутрь. На кухне нас встретила русская печь, самая настоящая. Она удивленно, но с некоторым любопытством присматривалась к нам, прикрываясь старой занавеской. Со стороны комнаты еще одна печь «голландка», солидная, высокая, в черном наряде, казалось, не обратила на нас внимания. Все затихло, замерло так, что с улицы было слышно мычание коров.
Старенькие обои и занавески, у окна большой деревянный стол, с другой стороны старая, но целая софа, у стены шифоньер. Крашеные огромные доски пола. И все. Как будто мы в другое измерение, время попали, и так спокойно стало, хорошо, что я сказала: «хочу».
Через некоторое время, довольно быстро мы оформили документы с прежней владелицей. Получив документы, сразу поехали в новый дом: прибрать, оценить, уже по-хозяйски, обстановку. Дом встрепенулся, почувствовал, обрадовался и стал дарить нам подарки. Мы почти сразу нашли старинный сундук, какое-то деревянное весло, устройство для вычесывания шерсти, старую керосинку, бокалы, разную посуду. Все это предстояло отмыть, погладить тряпкой. И мы принялись за работу! Выправили входную дверь, проверили исправность проводки, вымыли полы. Устали в тот день сильно. Но уезжали довольные, уже затемно.
И пошла работа в оставшиеся летние деньки: привезли и новые шторы, предметы уюта, и кой-какую утварь для удобства, и инструмент. Даже диван, чтобы ночевать. Каждый раз дом радовался и снова и снова дарил нам что-нибудь.
В одну из таких поездок мы обнаружили на воротах дома звезду, закрашенную, еле заметную. Там написано: «Герой Великой Отечественной войны 1941 – 1945». Вот так находка! Мы решили выяснить, кем был этот человек, где воевал. Пошла работа: расспросили местных жителей, узнавали в администрации района, в краеведческом музее. Обещали помочь. Выяснили немного, звали Абдельахат Садыкович Садыков, участвовал в Венской наступательной операции в 1945 году, был контужен и демобилизован. Больше пока ничего, хотим найти его родственников.
Отладили голландку уже в сентябре, вечера стали холодными, осенними, решили остаться с ночевкой. И как же тепло! Вот так печь. Она добавила еще больше уюта, сердечности, мы пили чай вечером при свете лампочки на потолке и улыбались.
Напротив, через дорогу стоят два нежилых дома, один совсем покосился, один старается держаться бодро. Вечером оба с нескрываемой завистью смотрели потухшими глазами на своего соседа, приосанившегося, сияющего своими окнами и пыхтящего, как пароход новой трубой.
В один из выходных дней мы обнаружили еще подарок: надпись под карнизом: «1902го Jюля 16го», вырезанную художественными буквами. Вот так новости. То есть, получается, что дому 120 лет. В документах зарегистрировано 1947 годом. Мы не переставали удивляться. Потом взялись за жгучую «хозяйку» огорода и выкосили ее подчистую. Работа была не из легких, руки распухли от ожогов, но участок теперь предстал во всем своем виде. Пока не наступили холода, мы успели вскопать одну грядку, и за это дом снова одарил нас. На этот раз самодельной рыбацкой сетью, практически целой. Поразили на ней самодельные поплавки из бересты, свернутые трубочками (никакого пластика и пр).
Ну тут мы уже точно решили, что такие вещи достойны памяти. И во дворе, на стене дома стали размещать наши находки. Получился маленький музей.
Сколько тайн хранит история, как коротка память людская. Сегодня забудем мы, как люди трудились, чем жили, чего достигали, какие совершали ошибки, а завтра с легкостью забудут и нас, растеряв бесценный опыт поколений.
А, между тем, не устаю повторять, что дерево без корней не растет. Помните, храните, цените.