Попробуйте ответить на вопросы, предложенные восьмиклассникам, в течение одного месяца изучающим химию.
На день учителя, 5 октября, один из детей старшей школы проводил на уроках химии в 8 классе свою игру, которую я в свою очередь решил предложить вам.
К тому моменту восьмиклассники были так или иначе погружены лишь в несколько первоначальных тем, таких как:
- Предмет химии. Вещество. Свойства вещества. Химические реакции и их признаки.
- Периодическая система. Химические элементы и химические символы.
- Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.
- Строение атома. Изотопы. Строение электронной оболочки.
Тогда как в рамках своей игры им был предложен следующий набор тем:
Как вы понимаете, вопросы не отличаются особенной сложностью, и тем не менее некоторые из них, возможно, представляют из себя определённый интерес. Давайте это выясним. Первая тема.
Химический элемент.
Вопрос за 200.
И ответ, который, я думаю, должен быть предсказуем
Вопрос за 400.
Если даже кто-то забыл, то сейчас с удовольствием вспомнит
Вопрос за 600.
О, это уже сложный вопрос, который призван практически отделить зёрна от плевел. На уроках, конечно, об этом упоминается, однако у тех, кто не связан с самим предметом, дать ответ, я думаю, шансов отнюдь не много.
Вопрос за 800.
Боюсь, это слишком сложный вопрос даже за 800. Но главная его ценность в ответе.
следующая тема:
Вещество
И первый вопрос за 200.
Начинается всё легко, но мы помним, что предыдущая тема так же изначально была более чем доступна, но стоило немного продвинутся вперёд, как всё изменилось.
Идём дальше. Вопрос за 400.
Вообще понятие чёрной металлургии нельзя отнести к само собой разумеющимся, поэтому тут есть над чем подумать, пусть и в течение пары секунд.
Возможно, дальше сложнее. Вопрос за 600.
Вообще происхождение данного вопроса напрямую связано с ВПР в 8 классе, где нередко нужно привести пример веществ входящих в состав каких-то известных в быту смесей в том числе молока.
Вопрос за 800.
О, мне кажется, это неочевидный вопрос. Вроде бы мы всё время окружены воздухом и тем не менее, возможно, о его составе осведомлены далеко не все.
Тема вещество, как я сейчас понимаю, оказалась более удачной, всё-таки все вопросы были как-то приближены к жизни и требовали минимальной бытовой и химической грамотности.
следующая тема:
Строение атома
Вопрос за 200.
Тут надо понимать, что ни о каких кварках или других столь же мелких частицах дети как целевая аудитория скорее всего ничего не знают. Да что уже там, я о них ничего не знаю.
Вопрос за 400.
Здесь акцент делается на том, что это именно часть атома, а не какая-то конкретная частица.
Пока всё относительно не сложно. Далее вопрос за 600.
Здесь, конечно, требуются определённые допущения и пренебрежения. Это тот вопрос, который хотелось бы оформить чуть более правильно.
Вопрос за 800.
Находим йод и вспоминаем физический смысл порядкового номера. Об этом я когда-то писал вот здесь.
Да, помним, что порядковый номер химического элемента в таблице Менделеева равен 1) заряду ядра; 2) числу протонов; а так же 3) числу электронов в составе его атомов.
А на очереди следующая тема:
Химические реакции.
Здесь нужно понимать, что за первый месяц химии упоминания заслужили только отличия химических реакций от физических явлений и признаки протекания химических реакций, всё это оказало серьёзное влияние на нашу работу.
Вопрос за 200.
На самом деле этот и другие похожие вопросы перекочевали сюда прямиком из ВПР для 8 класса и это одно из самых лёгких заданий.
Вопрос за 400
Появление твёрдой фазы в данном случае - это
Следующие вопросы не самые оригинальные и интересные и тем не менее. Вопрос за 600.
Мне кажется, на подобные вопросы можно было бы интуитивно отвечать и в начальной школе. Но это опять же ВПР по химии за 8 класс.
Вопрос за 800.
Здесь, если "спал" на уроке, то хотя бы на секундочку есть над чем задуматься.
И закономерные ответ
Получился не самый интересный и оригинальный перечень вопросов, но, может быть, следующая тема отличится в этом плане в лучшую сторону.
Электронная оболочка
Вопрос за 200
Много ли мы знаем об электронной оболочке? Если учесть, что в нашей обыденной жизни такого рода моменты практически никак себя не проявляют, то не будучи напрямую связанным с наукой или образованием, получить даже даже 200 очков - задача не из лёгких. Немного погрузиться в эту тему можно здесь, что мы когда-то давно уже делали.
Вопрос за 400.
Вспоминаем физический смысл номера периода, о чём я, кстати, когда-то достаточно подробно говорил (а именно здесь).
Если у вас есть перед глазами таблица, то ответ вас не удивит.
Вспомнили, что физический смысл номера периода - равен числу энергетических уровней в составе электронной оболочки атома.
Вопрос за 600.
Вспоминаем ещё один физический смысл, связанный с нашей таблицей, о котором мы ещё ничего не говорили.
И последний вопрос за 800.
Какая же форма может характеризоваться наибольшей "простотой" или быть по меньшей мере очень ожидаемой?
Вот так неожиданно вопросы подошли к концу. Надеюсь, для кого-то наш путь представлял из себя определённый интерес.
Хотел предложить скинуть эту презентацию или шаблон для такого рода игры желающим на электронную почту, которую можно было бы написать, связавшись со мной, а потом понял, что, пытаясь открыть файл презентации на школьном компьютере, случайно загрузил его на сторонний открытый ресурс.
В любом случае пора прощаться. Всего доброго. До свидания.