Найти в Дзене
Начала химии

Викторина. Химия 8 класс - I четверть

Оглавление

Попробуйте ответить на вопросы, предложенные восьмиклассникам, в течение одного месяца изучающим химию.

На день учителя, 5 октября, один из детей старшей школы проводил на уроках химии в 8 классе свою игру, которую я в свою очередь решил предложить вам.

Известный титульный лист
Известный титульный лист

К тому моменту восьмиклассники были так или иначе погружены лишь в несколько первоначальных тем, таких как:

  • Предмет химии. Вещество. Свойства вещества. Химические реакции и их признаки.
  • Периодическая система. Химические элементы и химические символы.
  • Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.
  • Строение атома. Изотопы. Строение электронной оболочки.

Тогда как в рамках своей игры им был предложен следующий набор тем:

Кто-то может найти эти вопросы и темы скучными, ведь они почти не отклоняются от школьной программы
Кто-то может найти эти вопросы и темы скучными, ведь они почти не отклоняются от школьной программы

Как вы понимаете, вопросы не отличаются особенной сложностью, и тем не менее некоторые из них, возможно, представляют из себя определённый интерес. Давайте это выясним. Первая тема.

Химический элемент.

Вопрос за 200.

Они, то есть воздушные шарики
Они, то есть воздушные шарики

И ответ, который, я думаю, должен быть предсказуем

Не самый известный химический элемент, поэтому хорошо, что мы о нём вспомнили
Не самый известный химический элемент, поэтому хорошо, что мы о нём вспомнили

Вопрос за 400.

Одно из самых известных веществ, формула которого у многих на слуху
Одно из самых известных веществ, формула которого у многих на слуху

Если даже кто-то забыл, то сейчас с удовольствием вспомнит

Да, это натрий хлор
Да, это натрий хлор

Вопрос за 600.

При использовании атомные массы округляют до целых во всех случаях, кроме одного
При использовании атомные массы округляют до целых во всех случаях, кроме одного

О, это уже сложный вопрос, который призван практически отделить зёрна от плевел. На уроках, конечно, об этом упоминается, однако у тех, кто не связан с самим предметом, дать ответ, я думаю, шансов отнюдь не много.

Лишний раз напомнить о таком своего рода нюансе действительно имеет смысл.
Лишний раз напомнить о таком своего рода нюансе действительно имеет смысл.

Вопрос за 800.

Часто можно услышать утверждение о том, что мы с вами именно такая форма жизни
Часто можно услышать утверждение о том, что мы с вами именно такая форма жизни

Боюсь, это слишком сложный вопрос даже за 800. Но главная его ценность в ответе.

Да, мы - углеродная форма жизни.
Да, мы - углеродная форма жизни.

следующая тема:

Вещество

И первый вопрос за 200.

Вариантов для ответа не так много
Вариантов для ответа не так много

Начинается всё легко, но мы помним, что предыдущая тема так же изначально была более чем доступна, но стоило немного продвинутся вперёд, как всё изменилось.

Очевидный ответ. Золото.
Очевидный ответ. Золото.

Идём дальше. Вопрос за 400.

Тут, я думаю, так же всё более менее лежит на поверхности
Тут, я думаю, так же всё более менее лежит на поверхности

Вообще понятие чёрной металлургии нельзя отнести к само собой разумеющимся, поэтому тут есть над чем подумать, пусть и в течение пары секунд.

Параллельно повторяем произношение химических символов
Параллельно повторяем произношение химических символов

Возможно, дальше сложнее. Вопрос за 600.

А, ну это вопрос с подвохом.
А, ну это вопрос с подвохом.

Вообще происхождение данного вопроса напрямую связано с ВПР в 8 классе, где нередко нужно привести пример веществ входящих в состав каких-то известных в быту смесей в том числе молока.

Ну конечно это вода
Ну конечно это вода

Вопрос за 800.

-17

О, мне кажется, это неочевидный вопрос. Вроде бы мы всё время окружены воздухом и тем не менее, возможно, о его составе осведомлены далеко не все.

Да, это азот. Тут и состав воздуха и химические формулы, всё ,что нужно.
Да, это азот. Тут и состав воздуха и химические формулы, всё ,что нужно.

Тема вещество, как я сейчас понимаю, оказалась более удачной, всё-таки все вопросы были как-то приближены к жизни и требовали минимальной бытовой и химической грамотности.

следующая тема:

Строение атома

Вопрос за 200.

Для рядового восьмиклассника, иногда отвлекающегося от телефона, это кстати, вероятно, простой вопрос.
Для рядового восьмиклассника, иногда отвлекающегося от телефона, это кстати, вероятно, простой вопрос.

Тут надо понимать, что ни о каких кварках или других столь же мелких частицах дети как целевая аудитория скорее всего ничего не знают. Да что уже там, я о них ничего не знаю.

Да. Это нейтрон. Из самого названия как бы проистекает его электронейтральность.
Да. Это нейтрон. Из самого названия как бы проистекает его электронейтральность.

Вопрос за 400.

Здесь можно дать подсказку, что это центральная часть атома
Здесь можно дать подсказку, что это центральная часть атома

Здесь акцент делается на том, что это именно часть атома, а не какая-то конкретная частица.

Ну и конечно это ядро - основная масса атома и положительный заряд
Ну и конечно это ядро - основная масса атома и положительный заряд

Пока всё относительно не сложно. Далее вопрос за 600.

Может быть, не самая удачная вформуллировка
Может быть, не самая удачная вформуллировка

Здесь, конечно, требуются определённые допущения и пренебрежения. Это тот вопрос, который хотелось бы оформить чуть более правильно.

Ответ - массовое число (или атомная масса, хоть это не одно и то же)
Ответ - массовое число (или атомная масса, хоть это не одно и то же)

Вопрос за 800.

Эх, для ответа на этот вопрос надо ещё найти йод в таблице Менделеева.
Эх, для ответа на этот вопрос надо ещё найти йод в таблице Менделеева.

Находим йод и вспоминаем физический смысл порядкового номера. Об этом я когда-то писал вот здесь.

Порядковый номер йода - 53
Порядковый номер йода - 53

Да, помним, что порядковый номер химического элемента в таблице Менделеева равен 1) заряду ядра; 2) числу протонов; а так же 3) числу электронов в составе его атомов.

А на очереди следующая тема:

Химические реакции.

Здесь нужно понимать, что за первый месяц химии упоминания заслужили только отличия химических реакций от физических явлений и признаки протекания химических реакций, всё это оказало серьёзное влияние на нашу работу.

Вопрос за 200.

Всё, разумеется, очевидно
Всё, разумеется, очевидно

На самом деле этот и другие похожие вопросы перекочевали сюда прямиком из ВПР для 8 класса и это одно из самых лёгких заданий.

Ответ, я думаю, никого не удивил
Ответ, я думаю, никого не удивил

Вопрос за 400

Эх, сейчас бы вспомнить признаки протекания химической реакции
Эх, сейчас бы вспомнить признаки протекания химической реакции

Появление твёрдой фазы в данном случае - это

Это выпадение осадка, да.
Это выпадение осадка, да.

Следующие вопросы не самые оригинальные и интересные и тем не менее. Вопрос за 600.

Важно, что автомобиль в центре очевидно не на ходу
Важно, что автомобиль в центре очевидно не на ходу

Мне кажется, на подобные вопросы можно было бы интуитивно отвечать и в начальной школе. Но это опять же ВПР по химии за 8 класс.

Да, основная характеристика химических реакций - это именно образование новых веществ
Да, основная характеристика химических реакций - это именно образование новых веществ

Вопрос за 800.

Очевидно, это либо рис.1, либо рис.2
Очевидно, это либо рис.1, либо рис.2

Здесь, если "спал" на уроке, то хотя бы на секундочку есть над чем задуматься.

И закономерные ответ

Коррозия или ржавление железа - это химическая реакция
Коррозия или ржавление железа - это химическая реакция

Получился не самый интересный и оригинальный перечень вопросов, но, может быть, следующая тема отличится в этом плане в лучшую сторону.

Электронная оболочка

Вопрос за 200

Да, это первый уровень организации или строения электронной оболочки.
Да, это первый уровень организации или строения электронной оболочки.

Много ли мы знаем об электронной оболочке? Если учесть, что в нашей обыденной жизни такого рода моменты практически никак себя не проявляют, то не будучи напрямую связанным с наукой или образованием, получить даже даже 200 очков - задача не из лёгких. Немного погрузиться в эту тему можно здесь, что мы когда-то давно уже делали.

Да, это энергетический уровень (электронный слой)
Да, это энергетический уровень (электронный слой)

Вопрос за 400.

Необходимо вновь обратиться к таблице Менделеева и найти там железо
Необходимо вновь обратиться к таблице Менделеева и найти там железо

Вспоминаем физический смысл номера периода, о чём я, кстати, когда-то достаточно подробно говорил (а именно здесь).

Если у вас есть перед глазами таблица, то ответ вас не удивит.

Номер периода, в котором расположено железо - 4, а значит и электронных слоёв тоже 4
Номер периода, в котором расположено железо - 4, а значит и электронных слоёв тоже 4

Вспомнили, что физический смысл номера периода - равен числу энергетических уровней в составе электронной оболочки атома.

Вопрос за 600.

Удобно, ничего искать не надо
Удобно, ничего искать не надо

Вспоминаем ещё один физический смысл, связанный с нашей таблицей, о котором мы ещё ничего не говорили.

Да, всё перед глазами.
Да, всё перед глазами.

И последний вопрос за 800.

Что забавно, например, d- электронную орбиталь, я бы не нарисовать, не как-то описать одним словом не смог.
Что забавно, например, d- электронную орбиталь, я бы не нарисовать, не как-то описать одним словом не смог.

Какая же форма может характеризоваться наибольшей "простотой" или быть по меньшей мере очень ожидаемой?

Форма капли, форма планеты, здесь есть что-то общее с интуитивно напрашивающимися образами
Форма капли, форма планеты, здесь есть что-то общее с интуитивно напрашивающимися образами

Вот так неожиданно вопросы подошли к концу. Надеюсь, для кого-то наш путь представлял из себя определённый интерес.

Хотел предложить скинуть эту презентацию или шаблон для такого рода игры желающим на электронную почту, которую можно было бы написать, связавшись со мной, а потом понял, что, пытаясь открыть файл презентации на школьном компьютере, случайно загрузил его на сторонний открытый ресурс.

В любом случае пора прощаться. Всего доброго. До свидания.