Найти тему
Egor4ik

Классификация конфликтогенов (по В. П. Шейнову)

Все конфликтогены можно распределить на 5 типов, каждый из них по-разному проявляется в обществе и может влиять на человека под воздействием каких-либо определённых факторов.

  • ПЕРВЫЙ ТИП КОНФЛИКТОГЕНОВ: СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕВОСХОДСТВУ.

1. Прямое негативное отношение. В качестве примера к этому типу можно привести такие негативные формы конфликтогенов как приказ, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка, издёвка, сарказм.

2. Снисходительное отношение - это проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности). Такой подтип конфликтогена не только не успокаивает, а только наоборот добавляет "масла в огонь". Например, "Не обижайся", "Успокойся", "Как можно этого не знать?", "Вы умный человек, а поступаете...".

3. Категоричность - это любые высказывания категоричным тоном, в частности такие как: "Я уверен...", " Я считаю...". Вместо них более тактичны высказывания, отличающиеся меньшим напором: "Я думаю...", "Мне кажется...", "У меня сложилось впечатление..." и т.п.

4. Менторские отношения. Проще говоря - это нравоучение, поучения, навязывание своего мнения. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства. Есть очень хорошее правило: Давать совет тогда, когда тебя о нём попросят.

5. Перебивание собеседника, повышение голоса. Перебивая собеседника вы провоцируете человека на конфликт, очень важно научиться слушать и даже если очень хочется перебить собеседника, лучше подождать окончания его слов, а затем уже вежливым тоном поинтересоваться или поддержать беседу своими мыслями. В таком случае вероятность положительного исхода очень велика.

6. Утаивание информации, нечестность. Ложь очень сильный конфликтоген, даже если вы соврали на благо человека, то рано или поздно человек узнает об этом. Да, врут все, без исключения, но очень важно снизить ложь до минимального уровня, чтобы не происходила конфликтов, казалось бы, из-за мелочей. Например, информация может утаиваться из благих побуждений, чтобы не рас­страивать плохими новостями. Однако отсутствие информации зачастую вызывает тревогу. Возникают домыслы, слухи, сплетни, что бывает еще хуже, чем скрываемые сведения.

7. Подшучивание. Все мы любим шутки и отличное чувство юмора, но порой в кампаниях выбирают человека и начинают над ним подшучивать. Для тех, кто шутит это кажется забавным и смешным, в отличии от того над кем шутят. Таким человеком обычно становится тот, кто не может дать достойный отпор и люди это сразу видят. Они не будут шутить над тем, кто силён духом, у них это просто не получится.

8. Напоминание о чем либо-неприятном для собеседников. Это может быть как преднамеренное, так и непреднамеренное напоминание.

  • ВТОРОЙ ТИП КОНФЛИКТОГЕНОВ: ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ.

1. Физическая агрессия. Использование физической силы против другого лица или объекта

2. Вербальная агрессия. Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань)

  • ТРЕТИЙ ТИП КОНФЛИКТОГЕНОВ : ПРОЯВЛЕНИЕ ЭГОИЗМА.

Эгоизм — ценностная ориентация человека, характе­ризующаяся преобладанием личных своекорыстных пот­ребностей безотносительно к интересам других людей: последние становятся объектом и средством достижения таких целей.

Эгоист добивается чего-то лично для себя за счет других и эта несправедливость служит почвой для конфликтов.

  • ЧЕТВЁРТЫЙ ТИП КОНФЛИКТОГЕНОВ: НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ЭТИКИ.

Правила для того и установлены, чтобы предотвращать конфликты. Наиболее важные для современного человека правила — это правила трудового распорядка, дорожного движения, техники безопасности, пожарной безопасности, правила общежития, этики и др. Нарушения правил могут быть намеренными или не­преднамеренными. Например, Не поздоро­вался, причинил неудобство (нечаянно толкнул, наступил на ногу и т.п.), но не извинился; не пригласил посетителя «присесть», «влез» без очереди, опоздал, шумное, беспокоящее соседей поведение и т.д. и т.п.

  • ПЯТЫЙ ТИП КОНФЛИКТОГЕНОВ: НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

1. Негативные предшествующие события. Утомительное стояние в очереди, контакт с раздраженным человеком, неприятное известие или происшествие и т.д.

2."Скверная» погода". Жара, холод, гололед, ливень, сильный ветер.

3.Недостатки в работе транспорта. ­Переполненный автобус, теснота, толчки со стороны соседей, наступания на ногу, духота.

  • Теперь вы знаете о всех типах и видах конфликтогенов, благодаря этой статье вам будет проще общаться без конфликтов и налаживать правильный конэкт со своим собеседником.