Найти в Дзене
DOMI.TORII

Борьба с японскими снайперами

В августе 1945-го на Сахалине развернулись боевые действия, 11-го августа Красная Армия перешла в наступление на японский юг острова. Основная битва происходила за укрепрайон Харамитоги (он же Котонский укрепрайон), где у японцев было множество укреплений. По направлению главного удара в авангарде советских войск двигался вперёд 165-ый стрелковый полк 79-ой стрелковой дивизии. При поддержке артиллерии и танков, а порой и без неё, бойцы и командиры геройски прорывали вражескую оборону, вгрызаясь вглубь территории противника. С самого начала наступления советские военные столкнулись с одной из серьёзных опасностей - японскими снайперами, которых они называли «кукушками», ввиду того, что те часто вели огонь с деревьев, как это делали вражеские снайперы во время финской войны. Военный журналист и сахалинский историк А.Н. Рыжков, к тому же очевидец описываемых событий, одним из первых в ночь на 11-е августа (перед началом наступления) пересёк государственную границу вместе с кавалерийским

Советский снайпер на Сахалине. Фото из открытых источников
Советский снайпер на Сахалине. Фото из открытых источников

В августе 1945-го на Сахалине развернулись боевые действия, 11-го августа Красная Армия перешла в наступление на японский юг острова. Основная битва происходила за укрепрайон Харамитоги (он же Котонский укрепрайон), где у японцев было множество укреплений.

По направлению главного удара в авангарде советских войск двигался вперёд 165-ый стрелковый полк 79-ой стрелковой дивизии. При поддержке артиллерии и танков, а порой и без неё, бойцы и командиры геройски прорывали вражескую оборону, вгрызаясь вглубь территории противника. С самого начала наступления советские военные столкнулись с одной из серьёзных опасностей - японскими снайперами, которых они называли «кукушками», ввиду того, что те часто вели огонь с деревьев, как это делали вражеские снайперы во время финской войны.

Военный журналист и сахалинский историк А.Н. Рыжков, к тому же очевидец описываемых событий, одним из первых в ночь на 11-е августа (перед началом наступления) пересёк государственную границу вместе с кавалерийским эскадроном старшего лейтенанта Литвицкого. Целью эскадрона была разведка. В районе японского полицейского поста Хандаса (Южная Хандаса) разведчики были обнаружены и японцы открыли огонь. «Полицейский пост» фактически являлся настоящей крепостью. В том бою командир эскадрона Литвицкий был серьёзно ранен, он запечатлён на известной фотографии.

Раненый ст. л-т Литвицкий. Награждён орденом Боевого Красного Знамени. Фото из открытых источников
Раненый ст. л-т Литвицкий. Награждён орденом Боевого Красного Знамени. Фото из открытых источников

А.Н. Рыжков:

Японцы ведут массированный артиллерийский и пулемётный огонь. У них, очевидно, заранее пристрелян каждый квадрат. <...>
Говорят, что сзади нас - японцы. Это сказал мне незнакомый ефрейтор, он корректирует наш артиллерийский огонь... <...>
Кто-то кричит мне в ухо: «Кукушки»!
— Не слышу, громче!
— «Кукушки» сзади нас, японские снайперы.
— На деревьях, значит у белофиннов переняли, гады!
— На офицеров охотятся, у нас лейтенанта убили, а больше никого не тронули. <...>
— Замаскируйте погоны! Издалека видно...
Да, мои золотые - хорошая мишень для снайперов. Кто-то из солдат, проявив находчивость, заботливо обвил мои погоны травой, кто-то стянул с убитого каску, подал мне.

Утром началось наступление, в авангарде 165-го стрелкового полка шёл 2-ой батальон под командованием капитана Г.Г. Светецкого, силы которого и выручили эскадрон Литвицкого. В течение дня велись ожесточённые бои за овладение полицейским постом Хандаса, а 12-го августа утром при поддержке танков бойцы 2-го батальона решительным ударом полностью взяли Хандасу.

Войска двинулись дальше на юг, где 9-ая рота 3-го батальона 165-го СП наткнулась на полноценную линию обороны с ДЗОТами, расположенными вдоль южного берега реки Гильзовки. На следующий день, 13-го августа, батальоны полка приступают к штурму этих укреплений, в ходе боёв они несут серьёзные потери, тем не менее побеждают.

Военный корреспондент Рыжков Алексей Николаевич. Фото из открытых источников
Военный корреспондент Рыжков Алексей Николаевич. Фото из открытых источников

Но вернёмся к первому дню наступления. 11-го августа А.Н. Рыжков вернулся к советской погранзаставе Хандаса (Северная Хандаса), где вечером работал над новым выпуском дивизионной газеты «За Советскую Родину!». В нём были помещены заметки о подвигах бойцов и статья «Как нужно вести охоту на «Кукушек».

На следующий день Рыжков пишет:

Японские снайперы-кукушки просочились сюда и много северней. Сегодня ночью японец заколол кинжалом одного нашего шофёра вон за тем мостом с перилами. Я ходил смотреть его могилу.

Здесь начинает раскрываться тактика японцев. Хорошо об этом писал командир 2-го батальона 165-го СП капитан Г.Г. Светецкий:

Снайперы <...> представляли у японцев серьёзную силу. Как правило они скрывались попарно, были вооружены винтовками с оптическими прицелами, имели маскировочные сети или костюмы. Располагались они на высоких деревьях у дорог, на флангах, перед передним краем, внутри обороны и засылались в тыл наступающих войск с задачей: уничтожать наиболее важные цели, расчёты огневых средств, убивать офицеров, связных, деморализовать и создавать панику в рядах наступающих.

Помимо прочего, на пути снабжения наших войск японцами было убито немало лошадей, таким образом они наносили серьёзный ущерб, стараясь ослабить наступающую Красную Армию.

Также по свидетельству Светецкого, в первый день наступления японским снайперам удавалось замедлить продвижение целых рот, но в будущем этого удавалось избежать.

Г.Г. Светецкий на командном пункте в ходе боёв. Фото из открытых источников
Г.Г. Светецкий на командном пункте в ходе боёв. Фото из открытых источников

13-го августа, когда 165-й полк бился уже на Гильзовке, Рыжков снова пишет о «кукушках»:

Сегодня с Южной Хандасы прибыло сюда, на Северную Хандасу, отделение солдат, доложившее, что дорога свободна. Сразу же туда пошла группа офицеров. Через час их привезли убитыми. На деревьях вблизи дороги число «кукушек» увеличивается. Это в большинстве «смертники».

Как известно, японские снайперы, вопреки международным законам, вели стрельбу разрывными пулями. Такие боеприпасы наносили страшные раны нашим военным.

В разговоре с журналистом Рыжковым, бойцы рассказали, что ввиду использования японскими снайперами разрывных пуль, они поначалу допускали ошибки, так как пуля, встречаясь с любым препятствием, например с веткой на дереве, взрывается, издавая звук более громкий, чем звук выстрела непосредственно из снайперской винтовки. Именно на громкий хлопок красноармейцы и отвечают стрельбой из автоматического оружия, тогда как снайпер на самом деле находится у них за спиной. Бойцы внесли предложение создавать специальные группы для охоты на японских снайперов, состоящие из двух автоматчиков, которые будут прочёсывать придорожные леса. Предложение это было одобрено командованием и вскоре к работе приступили свободные группы «охотников за кукушками».

Как рассказывается в книге Рыжкова «Бои за родные острова», японцы, в большинстве своём «смертники», носили с собой некий прорезиненный с проволочными нитями пояс, за который крепилась верёвка и, когда при обнаружении стрелка наши воины вскидывали автоматы, японский снайпер камнем падал вниз с дерева, дёргал за петлю верёвки и скрывался в чаще. Тем не менее тактика прочёсывания лесов и окружения противника небольшими группами солдат, вооружённых автоматическим оружием, давала свои плоды. Убитые самураи падали с деревьев и висли на своих верёвках.

Помимо автоматчиков и пулемётчиков, свою охоту вели и советские снайперы, некоторые из них в ходе боевых действий настреляли более чем по десять вражеских снайперов.

Для борьбы со снайперами также использовалась и артиллерия, картечью и шрапнелью били по лесам и это было пожалуй самым эффективным методом.

Японский снайпер упражняется в стрельбе. Фото из открытых источников
Японский снайпер упражняется в стрельбе. Фото из открытых источников

Вдобавок ко всему выше сказанному, стоит ещё упомянуть, что немало японских снайперов было и на острове Шумшу во время «Курильской десантной операции», только прятались они не на деревьях, а в скалах, на скатах и гребнях сопок. Свыше сотни японских снайперов было уничтожено в ходе боёв за этот остров.

Источники:

А.Н. Рыжков «Бои за родные острова», 1980 г. ссылка

Н.М. Дегтерёв «165-й стрелковый полк», 2019 г. ссылка

Подписывайтесь на мои ресурсы:

ВКонтакте

Одноклассники

Telegram

Поддержать канал:

ЮMoney — платежи, переводы, карты и кэшбэк