Шамиль Идиатуллин пишет в разных жанрах и даже если мне не всегда интересна тема, всегда нравится как написано. А в этом романе все совпало - социальная фантастика, путешествия во времени, главные герои - подростки. У меня просто не было шансов его не полюбить).
О чем книга?
СССР, 1985 год. Сотню подростков с выдающимися способностями в науке или спорте отбирают для специальной смены в пионерском лагере. Им предстоит пройти отбор в экспериментальную космическую программу "Пионер".
В итоге в экипаж отбираются трое - Линар, Олег и Инна, а остальные отправляются к морю, так и не узнав, что полет состоялся.
Миссия "Пионера" - спасти Землю от ядовитой оболочки (комы) ядра кометы Галлея, которая раз в несколько лет проходит близко от нашей планеты и в этот раз может стать смертоносной.
Почему спасение мира возложили на подростков? Академик Кукарев изобрел способ мгновенного передвижения в космосе по так называемой струне с помощью двигателя, работающего на монополях. Но на взрослого монополя действуют разрушающе, сам Главный, проверяя изобретение на себе, стал глубоким инвалидом. А подростков защищает гормональная перестройка организма.
Честно скажу, в теоретические обоснования не вчитывалась, понимая, что Идиатуллин журналист и писатель социальный, а не автор твердой НФ.
С миссией ребята справляются, но что-то идет не так и вместо своего времени они возвращаются в год 2021. (Слава богу, не в следующий).
"Прекрасное далёко"
И вот тут, с середины книги начинается самое интересное.
То, к чему мы привыкали постепенно, год за годом, на советских подростков из 80-х обрушивается лавиной. И их реакцию, их версии произошедшего и сделанные выводы автор изобразил настолько ярко и доходчиво, что даже не буду цитировать, чтобы не лишать вас удовольствия, если планируете читать книгу.
А прекрасное далеко, вопреки просьбам из песни, оказывается ещё как к ним жестоко:
- Я гражданин Советского Союза Линар Фаридович Сафаров, семьдесят первого года рождения, несовершеннолетний, участник мирного научного эксперимента "Пионер", без звания, к вооруженным силам отношения не имею. Показания готов давать только в присутствии советского консула.
- Ага, - сказал Андрей. <...> Сержант давай сюда понятых и экспертов. Похоже, психотропную лавку накрыли.
Их, конечно, инструктировали на случай возвращения на вражескую территорию, но к тому, что придется включать пионеров-героев и Мальчишей-Кибальчишей в своем же светлом будущем, не готовили.
То есть, по мнению Идиатуллина, всё плохо?
Нет, хотя в этом его активно обвиняют.
Ребята довольно быстро адаптируются в новом времени и видят в нем и хорошее тоже. Они по достоинству оценили гаджеты, искренне радуются коле и джинсам. И прекрасно понимают, что будущего, о котором они мечтали, уже не будет. А какое есть - чужое им потому, что они в него прыгнули сквозь время.
И все же:
- Если не получится, свистите, будем здесь что-то придумывать. У нас тут не худшее время и место, правда.
- А нам не худшего мало, - сказала Инна. - Нам бы лучшее. И желательно своё.
Ещё в прологе странный несовременный парень задает бывшему участнику программы, не прошедшему отбор, наболевший вопрос:
"Летать учились, в космос хотели, "Костер" читали, клятвы давали. Могли уже на Луне яблони сажать и по Марсу гулять. А заместо этого - родненькое китайское, лучшее американское, надежное немецкое. Бочка варенья и корзина печенья вместо неба и космоса. Чего ж вы предатели такие, а, Серый?"
Этот некомфортный вопрос автор с тем же успехом может задать и себе. А значит, и мне.
Только я не знаю, что ему (себе!) на это ответить, хотя и согласна с ним. Я не вижу, что от меня зависело и как я могла бы не допустить сегодняшнего дня для бывших пионеров. Но это же не оно само, не космические пришельцы, не оккупанты. Это мы сами.
Такие дела.