Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы. Но природа человека настолько греховна, что нам приходиться прилагать определенные усилия, чтобы жить в свете Божьего присутствия. Если не предпринимать этих усилий, то человек может снова постепенно или сразу вернуться к своей греховной жизни, которой он жил до покаяния и прихода в церковь. Давайте рассмотрим на примере израильтян Ветхого Завета, как Бог хранил их и помогал им в самые сложные моменты их истории.
1 [И собрались Филистимляне воевать с Израильтянами.] И было слово Самуила ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну и расположились станом при Авен-Езере, а Филистимляне расположились при Афеке.
2 И выстроились Филистимляне против Израильтян, и произошла битва, и были поражены Израильтяне Филистимлянами, которые побили на поле сражения около четырех тысяч человек.
3 И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших.
4 И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илия, Офни и Финеес.
5 И когда прибыл ковчег завета Господня в стан, весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала.
6 И услышали Филистимляне шум восклицаний и сказали: отчего такие громкие восклицания в стане Евреев? И узнали, что ковчег Господень прибыл в стан.
7 И устрашились Филистимляне, ибо сказали: Бог тот пришел к ним в стан. И сказали: горе нам! ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня;
8 горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это — тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне;
9 укрепитесь и будьте мужественны, Филистимляне, чтобы вам не быть в порабощении у Евреев, как они у вас в порабощении; будьте мужественны и сразитесь с ними.
10 И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших.
11 И ковчег Божий был взят, и два сына Илия, Офни и Финеес, умерли.
12 И побежал один Вениамитянин с места сражения и пришел в Силом в тот же день; одежда на нем была разодрана и прах на голове его.
13 Когда пришел он, Илий сидел на седалище при дороге у ворот и смотрел, ибо сердце его трепетало за ковчег Божий. И когда человек тот пришел и объявил в городе, то громко закричал весь город.
14 И услышал Илий звуки вопля и сказал: отчего такой шум? И тотчас подошел человек тот и объявил Илию.
15 Илий был тогда девяноста восьми лет; и глаза его померкли, и он не мог видеть.
16 И сказал тот человек Илию: я пришел из стана, сегодня же бежал я с места сражения. И сказал Илий: что произошло, сын мой?
17 И отвечал вестник и сказал: побежал Израиль пред Филистимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сына твои, Офни и Финеес, умерли, и ковчег Божий взят.
18 Когда упомянул он о ковчеге Божием, Илий упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он был стар и тяжел. Был же он судьей Израиля сорок лет.
19 Невестка его, жена Финееса, была беременна уже пред родами. И когда услышала она известие о взятии ковчега Божия и о смерти свекра своего и мужа своего, то упала на колени и родила, ибо приступили к ней боли ее.
20 И когда умирала она, стоявшие при ней женщины говорили ей: не бойся, ты родила сына. Но она не отвечала и не обращала внимания.
21 И назвала младенца: Ихавод, сказав: «отошла слава от Израиля» — со взятием ковчега Божия и [со смертью] свекра ее и мужа ее.
22 Она сказала: отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий. (1Цар.4:1-22)
Существует ошибочное мнение, что если ты верен Богу, то ты будешь всегда счастлив, богат и здоров. Да, если ты верен Богу, если у тебя есть с Ним отношения, то ты блажен. Но это не значит, что у тебя всё всегда будет хорошо. Приведенный выше отрывок показывает, что в жизни Израиля были поражения. Вчерашние и сегодняшние события в современном Израиле показывают, что и в жизни верующих и неверующих людей бывают трагедии. Но, когда ты живешь, строя отношения с Ним, ты можешь быть спокоен, что ты пройдешь самые тяжелые времена своей жизни.
Постоянные отношения с Богом строятся на основании Божьего Слова – Библии. Его необходимо читать, изучать и применять в своей жизни.
Для этого необходимо постоянное присутствие и активное участие в жизни поместной христианской церкви, где читается, разбирается и объясняется Библия.
Еще одним очень важным моментом является применение Божьего слова к себе и к своей жизни. Если читать её как историческую книгу, оторванную от сегодняшнего момента, то можно утратить связь с реальным положением дел и проиграть.
Изменения нашей жизни и приведение её к библейскому стандарту святости дает нам возможность уповать и надеяться на Божью помощь в сложных обстоятельствах нашей жизни.
Человек, обладая греховной природой и созданный по образу и подобию Божьему вынужден делать ежедневный выбор – с кем строить свои отношения – с Богом или с идолами, с влиянием внешних обстоятельств нашей жизни, жить по Божьим заповедям и стандартам или по человеческим.
Почему же мы не всегда остаемся верными Богу и строим нашу жизнь не на твердом основании Его слова – Библии, а на основе нашего жизненного опыта или опыта других людей, что в конечном счете может нас привести к потере отношений с Богом и вере в идолов.
Возможные контраргументы против верности Богу и веры в идолов.
1. Идолы осязаемы: Одна из основных причин, по которой людям легче поверить в идолов, заключается в том, что они представляют собой материальные объекты, которые можно увидеть и потрогать. Благодаря этому они кажутся более реальными и осязаемыми, чем абстрактные понятия, такие как Бог.
2. Культурное и социальное влияние: Социальные и культурные нормы общества часто способствуют поклонению идолам и препятствуют поклонению Богу из Библии. Это может способствовать тому, что люди начинают следовать нормам, а не своим собственным убеждениям.
3. Мгновенное удовлетворение: Многие люди считают, что идолы могут дать им мгновенное удовлетворение и помочь быстро достичь своих целей, в то время как жизнь с Богом требует веры и терпения.
4. Отсутствие понимания: Некоторым людям трудно понять концепцию живого Бога, особенно когда речь идет о всезнающем, всемогущем и вездесущем существе.
5. Страх: Страх перед Божьим судом может заставить некоторых людей не поклоняться Ему, в то время как идолы часто воспринимаются как более благосклонные и всепрощающие.
6. Персонализация: Некоторые люди предпочитают иметь более личные отношения с выбранным ими идолом, в то время как живой Бог может казаться далеким и неприступным.
7. Психологические факторы: Некоторые люди, возможно, пережили в своей жизни травмы или трудности, поэтому им легче поверить в нечто осязаемое, что они могут контролировать, чем в высшую силу, которая им неподвластна.
8. Отсутствие веры: В конце концов, некоторые люди просто не верят в существование живого Бога и считают идолов более правдоподобной альтернативой.
Давайте рассмотрим культурно-исторический аспект нашего отрывка, чтобы лучше разобраться в этом вопросе.
Автор книги неизвестен. Мы знаем, что Самуил писал книгу (1 Царств 10:25), и вполне возможно, что он написал часть этой книги. Другими возможными соавторами 1 Царств являются пророки/историки Нафан и Гад (1 Паралипоменон 29:29).
Книга адресована верующим и ищущим Бога людям
Изначально книги 1 и 2 Царств были одной книгой. Переводчики Септуагинты разделили их, и в таком виде они дошли до нас. События 1 Царств охватывают около 100 лет, от приблизительно 1100 г. до 1000 г. до н.э. События 2 Царств покрывают еще 40 лет. Дата написания, следовательно, будет приблизительно после 960 г. до н.э.
В Первой Царств записана история Израиля в земле Ханаанской, их переход от власти судей до объединенной нации под правлением царей. Самуил был последним судьей, и он помазал первых двух царей – Саула и Давида.
Политический ландшафт Ханаана в 1100 г. до н.э. был сложным и разнообразным, состоящим из различных городов-государств и коренных племен. В Ханаане, расположенном на территории современных Ливана, Израиля, Палестины и Иордании, в это время происходили значительные политические изменения. Цель данной статьи - пролить свет на политическую ситуацию в Ханаане в 1100 г. до н.э., изучить различные силы, соперничество и этническую динамику, формировавшие этот регион.
Города-государства и племенные конфедерации:
В этот период в Ханаане существовало множество городов-государств, каждое из которых имело свою собственную правящую элиту, систему управления и территориальный контроль. Такие крупные города-государства, как Иерусалим, Хазор, Мегиддо и Гезер, обладали значительным влиянием и властью. Они часто вступали в дипломатические отношения, союзы и конфликты, стремясь расширить свои территории и укрепить политические позиции.
Помимо городов-государств, в Ханаане существовали различные племенные конфедерации. Например, амориты - одна из самых заметных групп, обосновавшихся в регионе. Кроме того, кланы коренных народов, таких как хананеи, иевусеи и амаликитяне, обладали различной степенью политической автономии и часто оспаривали власть городов-государств.
Динамика политической власти:
Политическая власть в Ханаане в этот период находилась преимущественно в руках местных правителей, известных как цари или князья. Цари стремились укрепить свою власть путем создания стратегических союзов, поддержания военной мощи и контроля над ценными ресурсами, такими как торговые пути и сельскохозяйственные угодья.
Однако политическая ситуация была весьма изменчивой, в правящей элите часто происходила смена власти и борьба за нее. Борьба за власть часто приводила к конфликтам, вторжениям и смене территориального контроля. Нередко на смену городам-государствам или племенным группам приходили новые доминирующие силы.
Внешние влияния:
На политическую ситуацию в Ханаане существенное влияние оказывали внешние силы, в частности, Египетская и Хеттская империи. Обе империи стремились установить свой контроль над регионом, что приводило к политическим неурядицам и региональным конфликтам. Ханаан часто становился ареной территориальных сражений, в которых великие державы боролись за господство и стремились обеспечить свои стратегические интересы.
Кроме того, приход народов моря, мигрировавших из восточной части Средиземноморья, еще больше дестабилизировал политическую обстановку. Эти народы, например филистимляне, расселились по прибрежным районам Ханаана и бросили вызов существующей динамике власти, что привело к перемещению коренного населения в менее плодородные регионы.
Политическая ситуация в Ханаане в 1100 г. до н.э. характеризовалась сложным взаимодействием городов-государств, племенных конфедераций и внешних влияний. В регионе часто происходила борьба за власть, территориальные споры и смена политических альянсов, что делало его динамичным и сложным для тех, кто боролся за власть.
Понимание политической ситуации в Ханаане в этот период позволяет оценить сложный гобелен истории и дает представление о формировании древних царств и цивилизаций, возникших в последующие века. Кроме того, она подчеркивает стойкость и способность к адаптации народов Ханаана, которые переживали политическую неопределенность, формируя свою идентичность и определяя свое коллективное будущее.
Название: Раскрытие культурной ситуации в Ханаане в 1100 г. до н.э.: взгляд на древние общества
Ханаан, земля, известная своей богатой историей и культурным разнообразием, играла ключевую роль на древнем Ближнем Востоке в XII веке до н.э. В этот период произошел ряд значительных изменений, определивших культурный ландшафт Ханаана. От распада цивилизаций бронзового века до появления новых политических образований - в этой статье рассматривается культурная ситуация в Ханаане в 1100 г. до н.э., проливается свет на жизнь его жителей и преобразования, происходившие в этот период.
1. Разнообразные сообщества:
В Ханаане в 1100 г. до н.э. проживали различные общины и этнические группы. Среди них были хананеи, аморреи, филистимляне, израильтяне и другие. Каждая группа имела свои уникальные культурные традиции, религиозные верования и социальную структуру. В результате взаимодействия и взаимопроникновения этих групп сложился богатый гобелен традиций и обычаев.
2. Городские центры:
В этот период в Ханаане существовало несколько процветающих городских центров, демонстрировавших прогресс в области архитектуры и градостроительства. Такие города, как Хазор, Мегиддо и Гезер, были крупными культурными центрами, отличавшимися впечатляющими укреплениями, храмами и дворцами. Эти городские центры служили политическими, экономическими и религиозными центрами региона.
3. Религия и ритуалы:
Религия играла ключевую роль в жизни хананеев в XII в. до н.э. Широко практиковался политеизм, причем каждый город-государство имел свое божество-покровителя. В ханаанский пантеон входили такие боги, как Баал, Эль и Ашера. Для умиротворения богов и общения с ними в храмах проводились ритуалы и жертвоприношения. Основное верование заключалось в том, что боги управляют природными стихиями и плодородием, обеспечивая тем самым процветание.
4. Войны и конфликты:
XII век до н.э. был неспокойным периодом, характеризующимся конфликтами и борьбой за власть. Влияние народов моря, в том числе филистимлян, постепенно распространялось на прибрежные районы Ханаана. Это приводило к столкновениям с местным населением и сложившимися городами-государствами. Возникновение новых политических образований, таких как израильтяне, также сыграло значительную роль в формировании культурной ситуации, поскольку они боролись за контроль над землей.
5. Торговля и обмен:
Несмотря на политические потрясения, Ханаан оставался важным перекрестком торговых путей, соединявших Месопотамию, Египет и Анатолию. Это способствовало обмену товарами, идеями и культурными традициями. Ценные ресурсы, такие как древесина, металлы и сельскохозяйственная продукция, продавались по всему региону, способствуя экономическому росту и культурному взаимообмену.
Культурная ситуация в Ханаане в 1100 г. до н.э. характеризовалась разнообразием, развитием городов и религиозных практик. В этот период в регионе произошли значительные социальные и политические изменения, связанные с появлением новых цивилизаций и воздействием внешних сил.
Давайте рассмотрим литературный контекст Первой книги царств.
Первая книга Царств – это исторический и религиозный текст, рассказывающий о переходе Израиля от родоплеменной формации к единой монархии под властью царя Саула. В ней содержатся элементы как повествования, так и пророчества, рассказывается о жизни таких важных фигур, как Самуил, Саул и Давид, а также о войнах и конфликтах, определявших раннюю историю Израиля. В книге также отмечается центральная роль Бога в политическом и социальном развитии Израиля, подчеркивается важность послушания Божественному закону и последствия непослушания. В целом жанр первой книги царств можно отнести к библейской истории или религиозной литературе.
План книги:
I. На подступах к монархии (главы 1-9)
А. Рождение и детство Самуила (глава 1)
1. Семья Самуила (1:1-3)
2. Бесплодие Анны (1:4-8)
3. Молитва Анны (1:9-18)
4. Рождение Самуила (1:19-23)
5. Анна отдает Самуила Богу (1:24-28)
B. Песнь Анны (2:1-10)
1. Радость Анны в Господе (2:1)
2. Хвала Анны Господу (2:2-8)
3. Упование Анны на Господа (2:9-10)
C. Обстановка в Силоне (2:11-36)
1. Возрастание Самуила (2:11,26)
2. Недостойное поведение сыновей Илия (2:12-17,22-25)
3. Благословение Господом родителей Самуила (2:18-21)
4. Отвержение Господом дома Илия (2:27-36)
D. Призвание Самуила (глава 3)
1. Божий голос (3:1-10)
2. Господь говорит с Самуилом (3:11-14)
3. Утверждение Самуила "пророком Божиим" (3:15-21)
E. Ковчег (главы 4-7)
1. Взятие ковчега филистимлянами (глава 4)
2. Сила ковчега (глава 5)
3. Возвращение ковчега (6:1 - 7:1)
4. Установление ковчега в Кириаф-Иариме (7:2-17)
F. Избрание царя (главы 8-9)
1. Народ требует царя (8:1-9)
2. Самуил предупреждает народ (8:10-18)
3. Удовлетворение требования народа; вводная часть (8:19 - 9:14)
4. Избрание царя (9:15-27)
II. Время царствования Саула (главы 10-31)
А. Саул у власти (главы 10-14)
1. Избрание Сеула Израилем (глава 10)
2. Первая победа Саула (глава 11)
3. Обращение Самуила к народу (глава 12)
4. Самуил упрекает Саула (глава 13)
5. Тайная вылазка Ионафана (глава 34)
B. Самуил об отвержении Саула Богом (глава 15)
C. Саула Давид (главы 16-26)
1. Благоволение Саула к Давиду (главы 16-17)
2. Враждебное отношение Саула к Давиду (главы 18-26)
D. Смерть Саула (главы 27-31)
1. Давид в Секелаге (глава 27)
2. Саул в Аэндоре (глава 28)
3. Возвращение Давида в Секелаг (главы 29-30)
4. Битва при Гелвуе (глава 31)
Наш отрывок находится в Первой части Первой книги Царств, где происходит завязка сюжета, рассказывающего о начале установления монархии в Израиле и формирование самого государственного устройства. Оно неразрывно связано с местом Божьего присутствия – ковчегом.
Наш отрывок говорит о важности постоянного присутствия Бога в нашем разуме и сердце. Если место Божьего присутствия находится вне нас, то мы уязвимы и можем проиграть. Если же Дух Божий живет в нас, то мы способны выстоять в сложившихся обстоятельствах.
1 [И собрались Филистимляне воевать с Израильтянами.] И было слово Самуила ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну и расположились станом при Авен-Езере, а Филистимляне расположились при Афеке.
2 И выстроились Филистимляне против Израильтян, и произошла битва, и были поражены Израильтяне Филистимлянами, которые побили на поле сражения около четырех тысяч человек.
3 И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших.
4 И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илия, Офни и Финеес.
5 И когда прибыл ковчег завета Господня в стан, весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала.
6 И услышали Филистимляне шум восклицаний и сказали: отчего такие громкие восклицания в стане Евреев? И узнали, что ковчег Господень прибыл в стан.
7 И устрашились Филистимляне, ибо сказали: Бог тот пришел к ним в стан. И сказали: горе нам! ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня;
8 горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это — тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне;
9 укрепитесь и будьте мужественны, Филистимляне, чтобы вам не быть в порабощении у Евреев, как они у вас в порабощении; будьте мужественны и сразитесь с ними.
10 И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших.
11 И ковчег Божий был взят, и два сына Илия, Офни и Финеес, умерли.
12 И побежал один Вениамитянин с места сражения и пришел в Силом в тот же день; одежда на нем была разодрана и прах на голове его.
13 Когда пришел он, Илий сидел на седалище при дороге у ворот и смотрел, ибо сердце его трепетало за ковчег Божий. И когда человек тот пришел и объявил в городе, то громко закричал весь город.
14 И услышал Илий звуки вопля и сказал: отчего такой шум? И тотчас подошел человек тот и объявил Илию.
15 Илий был тогда девяноста восьми лет; и глаза его померкли, и он не мог видеть.
16 И сказал тот человек Илию: я пришел из стана, сегодня же бежал я с места сражения. И сказал Илий: что произошло, сын мой?
17 И отвечал вестник и сказал: побежал Израиль пред Филистимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сына твои, Офни и Финеес, умерли, и ковчег Божий взят.
18 Когда упомянул он о ковчеге Божием, Илий упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он был стар и тяжел. Был же он судьей Израиля сорок лет.
19 Невестка его, жена Финееса, была беременна уже пред родами. И когда услышала она известие о взятии ковчега Божия и о смерти свекра своего и мужа своего, то упала на колени и родила, ибо приступили к ней боли ее.
20 И когда умирала она, стоявшие при ней женщины говорили ей: не бойся, ты родила сына. Но она не отвечала и не обращала внимания.
21 И назвала младенца: Ихавод, сказав: «отошла слава от Израиля» — со взятием ковчега Божия и [со смертью] свекра ее и мужа ее.
22 Она сказала: отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий. (1Цар.4:1-22)
I Иногда в жизни верующих людей наступает время тяжелых испытаний
A Божье Слово может вдохновить человека бороться со злом в нашей жизни
B Авен-Езер – камень помощи – Иисус главный помощник в наших сражениях
C Люди ищут причины трагедий во внешних обстоятельствах а не в себе
D Человеку свойственно верить в «святые» предметы а не в Святого Бога
II Филистимляне правильно «считали» что ковчег – есть место Божьего присутствия
A Место Божьего присутствия должно быть в нашем разуме
B Страх не является решающим фактором победы
III Сердце Илия трепетало за ковчег Божий
A Пришел вестник и объявил о поражении
B Горожане закричали
C Илий умер
D Невестка Илия родила мальчика
E Отошла ли слава от Израиля на самом деле?
Несмотря на различные трагические и сложные обстоятельства в прошлом и в настоящем, присутствие Бога в нашей жизни является определяющим моментом ее безопасности и в нашей победе над сложившимися обстоятельствами. Если мы не перестаем славить Бога и в радостные и в тяжелые моменты нашей жизни, то слава Божья и Его поддержка нас не оставят.
С любовью Божьей, молитвой о вас и уважением
Рустам Кодаш Насыров