Режиссер фильма "Доживем до понедельника" Станислав Ростоцкий в роли учителя истории Мельникова очень хотел снять Вячеслава Тихонова. Однако этот выбор не одобрял сценарист Георгий Полонский, а сам актер не только отказывался от роли, но и вообще решил уйти из кино.
В итоге все закончилось благополучно: фильм был снят так, как задумывал режиссер, понравился зрителям и получил престижные награды.
Кто написал сценарий "Доживем до понедельника"?
Сценарий "Доживем до понедельника" о трех днях из жизни школы написал начинающий драматург Георгий Полонский. О проблемах, рассказанных в нем, автор знал не понаслышке: окончив Московский областной педагогический институт, он около двух лет преподавал в школе русский язык и литературу, а также английский.
В 1965 году Полонский поступил на Высшие сценарные курсы, и "Доживем до понедельника" стал его дипломной работой. Директор киностудии имени Горького Григорий Бритиков предложил сценарий Станиславу Ростоцкому. Ему материал понравился, и началась подготовительная работа. Режиссер отправил в Госкино на утверждение сначала литературный, потом режиссерский сценарий, однако ответа не получил. В конце концов Бритиков взял ответственность на себя и разрешил начать съемки.
О чем спорили режиссер и сценарист?
Нешуточная дискуссия разгорелась между создателями фильма из-за исполнителя главной роли. Полонский признавался, что поначалу не хотел, чтобы роль учителя истории Ильи Семеновича Мельникова играл Вячеслав Тихонов, которого предлагал режиссер. 40-летний актер казался сценаристу слишком молодым, красивым и благополучным. "Не надо цветущего Марлона Брандо у классной доски!" - говорил он Ростоцкому. "Тихонов будет в очках, практически не снимая их всю дорогу. И сделаем ему седой чубчик", - успокаивал Полонского режиссер.
Почему не хотел сниматься Вячеслав Тихонов?
Сам актер, незадолго до этого закончивший сниматься в "Войне и мире", вообще собирался уйти из кино. Предложенная роль показалась Тихонову мелкой и безликой, и Ростоцкому пришлось долго уговаривать давнего друга, которого он снимал почти во всех своих картинах.
Позже Тихонов признавался: режиссеру удалось уловить, что у него в то время были те же душевные переживания, что и у героя фильма. "Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своем и заставил меня сняться, и это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кинематограф", - говорил актер.
Как выбирали актрис на главные женские роли?
Молодая учительница английского языка Наталья Сергеевна Горелова стала для 22-летней Ирины Печерниковой первой большой ролью в кино. До этого уроженка Грозного, выпускница Школы-студии МХАТ сыграла Донну Анну в фильме-опере "Каменный гость" (вокальную партию исполнила Тамара Милашкина). По словам актрисы, сначала съемки в кинокартине про школу ее не заинтересовали. Но потом она узнала, что фильм будет ставить Ростоцкий, работы которого ей нравились, а главную роль сыграет Тихонов, и решила принять участие в пробах.
Среди других претенденток на роль учительницы английского была Светлана Светличная, но режиссер предпочел "незасвеченное лицо". "Съемки в "Доживем до понедельника" работой никак не назовешь. Было ощущение семьи, в которой все хотят, чтобы было хорошо", - вспоминала Печерникова.
В роли завуча школы, учительницы русского языка и литературы Светланы Михайловны снялась Нина Меньшикова. Она была женой Ростоцкого, но пробы проходила наравне с другими актрисами.
Как выбирали исполнителей ролей учеников 9 "В"?
Талантливых ребят, подходящих на роли учеников 9 "В" класса, съемочная группа искала и в школах, и в разных творческих вузах. Так, Риту Черкасову сыграла студентка ГИТИСа Ольга Остроумова, и это был ее кинодебют. Роль Кости Батищева, красавчика и неформального лидера 9 "В", исполнил студент ГИТИСа Игорь Старыгин, который до этого в кино сыграл только одну небольшую роль. Роль двоечника Сыромятникова сыграл студент циркового училища Юрий Чернов, как и Старыгин, до этого снявшийся только в одном эпизоде. А вот 16-летний Валерий Зубарев, исполнитель роли Генки Шестопала, в кино играл с семи лет.
Когда и где снимали?
Съемки начались осенью 1967 года в средней школе 234 (теперь 1380) в московском районе Северное Медведково. Потом в ней создали музей, посвященный фильму. Там на большом экране показывают "Доживем до понедельника", среди экспонатов - старые школьные альбомы, чернильницы и знамена конца 1960-х, на стенах можно увидеть цитаты и кадры из фильма и фотографии учеников разных лет.
Работа над картиной шла быстро и завершилась весной 1968 года. "Мы прекрасно понимали, что каждую минуту фильм могут закрыть", - отмечал Ростоцкий.
Как фильм дошел до большого экрана?
Одновременно с окончанием съемок из Госкино пришло письмо, в котором запуск "Доживем до понедельника" был назван "главной ошибкой киностудии имени Горького". При сдаче фильма в киноведомстве потребовали сделать почти 30 поправок, но режиссер согласился только на три. Полгода картина пролежала на полке, а летом "Доживем до понедельника" решили показать на II Всесоюзном съезде учителей. "Судьбу фильма поставили в зависимость от мнения проходившего тогда Всесоюзного съезда учителей", - рассказывал Полонский, отмечая, что все члены съемочной группы, находившиеся в зале, "страшно вибрировали". А Ростоцкий вспоминал первый публичный показ так: "Сначала зал холодно принимал фильм, но в финале все аплодировали стоя".
В широкий прокат картина вышла 28 октября 1968 года, в июле следующего года получила Золотой приз VI Московского международного кинофестиваля, а в 1970-м Полонский, Ростоцкий, Тихонов, Меньшикова, а также оператор Вячеслав Шумский и художник Борис Дуленков были удостоены Государственной премии СССР. А традиция показывать "Доживем до понедельника" накануне нового учебного года или 5 октября, когда отмечается День учителя, сохранилась до сих пор.
Лола Мусаева