Найти тему

Восстание декабристов. 1825 год.

Сразу после восстания Николаем I был учрежден следственный комитет по делу декабристов. После передачи дел в суд летом 1826 по заданию Николая секретарь комитета Александр Дмитриевич Боровков обработал архивы следствия в так называемый «Алфавит Боровкова» — первый биографический словарь декабристов.

Всего в «Алфавит» включено 579 человек, в том числе 121 человек — осуждены судом, 57 — наказаны во внесудебном порядке. 290 человек — подследственные, признанные невиновными, а также «прикосновенные» лица, вовсе не привлекавшиеся к следствию; остальные — вымышленные имена, упомянутые в показаниях подследственных.

На страницах «Алфавита» есть такая запись: «РАИЧ. Сочинитель. По показанию Бурцова и Никиты Муравьева, Раич был членом Союза Благоденствия, но уклонился и не участвовал в тайных обществах, возникших с 1821 года. Высочайше повелено оставить без внимания».

Речь в этой записи идёт о моём прапрапрадедушке Семёне Егоровиче Раиче.

-2

Иван Бурцов
Иван Бурцов

Никита Муравьёв
Никита Муравьёв

В Союз Благоденствия Раич вступил в 1818 году. Его не могли не привлечь человеколюбивые и образовательные цели, объявленные законоположением Союза. Будущие декабристы стремились «воспитать в юношестве любовь ко всему добродетельному, полезному и изящному и презрение ко всему порочному и низкому». Сходился с челами Союза Раич и в том, что «истинно изящное есть все то, что возбуждает в нас высокие и к добру увлекающие чувства», что «истинное красноречие состоит не в пышном облечении незначащей мысли громкими словами, а в приличном выражении полезных, высоких, живо ощущаемых», что «сила и прелесть стихотворений не состоит в созвучии слов, ни в высокопарности мыслей, ни в непонятности изложения, но в живости писаний, в приличии выражений, а более всего в непритворном изложении чувств высоких и к добру увлекающих».

Уже после прекращения деятельности Союза и создания его активными членами тайных обществ Раич в своей диссертации «Рассуждение о дидактической поэме» изложит просветительские идеи, сблизившие его с теми, кто вскоре вышел на Сенатскую площадь: «…Счастливы поэты, действующие на благо общественное, счастливы народы, имеющие таких поэтов!… Пусть каждый стих ваш будет – или чувство, или мысль, или образ, или картина, или музыка. Действуя на ум и сердце, в одно и то же время, вы поддержите внимание читателя и нечувствительно перельете в душу его истины даже самые отвлеченные…».

Но и до вступления в Союз благоденствия Раич выполнял миссию достойного воспитания юношества, служа домашним учителем. Его воспитанницы Пелагия и Анастасия Шереметевы впоследствии вышли замуж за его единомышленников: Пелагея - за Ивана Якушкина, а Анастасия - за Михаила Муравьева. И Якушкин, и Муравьев - участники войны 1812 года, оба состояли в Союзе спасения и Союзе благоденствия. Но Михаил Муравьев, как и Раич, в 1821 году отошел от движения, а Иван Якушкин, наоборот, был самым активным его членом до конца. В результате Муравьев был арестован, но, пробыв под следствием полгода, оправдан, а Якушкин получил 20 лет каторги.

Михаил Муравьёв
Михаил Муравьёв

Пелагея Шереметева
Пелагея Шереметева

Иван Якушкин
Иван Якушкин

Анастасия Шереметева
Анастасия Шереметева

Раич был знаком с Пушкиным, и преданность друзьям юности – декабристам - для них была общей чертой.

В одном из самых поздних своих произведений поэме «Арета. Сказание из времен Марка Аврелия» Раич, описывая становление христианства, проводит явную параллель между гонениями на последователей Христа и судьбой декабристов. К тому же в поэме много лирических отступлений о России. Вот одно из них об отношении к временам правления Александра I:

Мы живо помним век златой,

И не забыть того нам века!

Над Александровой главой,

Как над главой Мельхиседека,

Почила благодать небес

И, над страной его сияя,

Светила нам оградой рая, -

И век тот – веком был чудес.

Теперь стареющее племя

Мы смотрим с грустию назад.

О, как жилося нам в то время!

У нас, как пышный вертоград,

Цвели науки и искусства.

Тогда возвышенные чувства

Наследьем многих были душ;

Сам царь, по сердцу Божью муж,

Сам Александр Благословенный,

От неба щедро наделенный

Дарами сердца и ума,

Меж нами просвещенье сеял,

Таланты нежил и лелеял, -

Казалось, благость с ним сама

В отчизне царствовала нашей;

И с каждым днем все краше, краше

Цвела лелеемая Русь, -

И не было счастливей края…

И я, о прошлом вспоминая,

Им и любуюсь и горжусь.

А проведенная в следующем отрывке параллель между Римом и николаевской Россией вполне может быть продолжена до нашего совсем недавнего прошлого:

Арета, продолжая путь,

Проходит города и села,

И редко, редко взор веселый

Покоит в них на чем-нибудь…

На чем покоить? Вступит в город

Там сердца и ума разврат,

За злато брата режет брат;

Войдет в село, - там рыщет голод,

Заржавел серп и дремлет плуг.

Упал во всех сословьях дух,

И в царственных владеньях Рима

Лишь бедность с суетностью зрима.