Я приветствую Вас, уважаемые любители компьютеров и компьютерных игр! В этой статье я расскажу Вам, о старой, но достаточно редкой в наше время видеокарте на 2 мегабайта видеопамяти. На следующем скриншоте представлены ВСЕ продающиеся в РФ карточки на авито на момент написания статьи.
Что за производитель такой Tseng Labs и где он сейчас? История компании Tseng Labs началась в 1983 году в США, а закончилась тем, что её купила корпорация ATi (которую затем купила AMD). Последняя видеокарта, над которой работали в Tseng Labs - ET6300, она должна была иметь встроенный 3D ускоритель, но выйти ей оказалось не суждено. Правда все наработки были применены в дальнейшем в видеокарте ATi Rage 128
Ну а наша сегодняшняя видеокарта одна из последних в серии, итак встречайте, видеокарта Tseng Labs ET6000 c 2 мегабайтами MDRAM! (последняя была ЕТ6100, отличие - разогнанный чип и память, а так же максимальный объем памяти был на 0,5 мб больше) Так что по сути у нас последняя модель видеокарты, выпущенная в серию компанией Tseng Labs.
У данной карточки в настоящий момент установлено 2 мегабайта видеопамяти.
Правда есть еще два пустых гнезда, а значит память можно расширить до 4 мб.
Видеопамять - разработка компании MoSys - MDRAM.
Вот что писали про использование памяти типа MDRAM в видеокартах Tseng Labs (далее цитата):
"Многобанковая (Multibank) DRAM, или MDRAM, организована в виде большого массива независимых банков памяти с высокой пропускной способностью. Банки памяти MDRAM организованы вокруг внутренней, высокоскоростной общей шины внутри чипа памяти. Чрезвычайно большой объем данных может передаваться по этой шине. Каждый банк памяти вдоль шины также способен обрабатывать большой объем данных. Представьте себе узкое место на шоссе со множеством ответвлений. Каждое из ответвлений имеет много полос. Попадая на шоссе, большое количество данных может выбраться с него через множество широких ответвлений. Чем больше данных может передаваться из основной шины, тем больше данных может перемещаться по ней, поступая в другие банки памяти. Это способ, с помощью которого достигается увеличение пропускной способности памяти в архитектуре MDRAM. Главная выгода от использования памяти типа MDRAM - это возможность получить пиковую пропускную способность в 800 Мб/с"
По идее такие карточки ставились на компьютеры уровня Pentium 1 под Socket 7. Работала она через стандартную шину PCI. Я же решил посмотреть максимально, на что будет способна эта карточка, и для этого решил воспользоваться гораздо более серьезной системой
Один из первых Pentium 4 - 1,7 ghz (socket 478) 512 mb DDR-1 памяти ну и наша видеокарта, установленная в обычный PCI слот. Как видите - AGP слот свободен.
Быстренько скидаем все это добро в корпус, накатим Windows XP 32 bit и погнали тестировать!
В CPU_Z можно более подробно посмотреть данные системы.
1. Процессор Pentium 4 Willamette Socket 478 без многопотока (HT), инструкций так же очень мало, кэш - L2 256 kb.
2. Материнская плата chaintech i845ITE8712 чипсет i845D
3. Оперативная память - DDR1 на частоте 200 мгц в одноканальном режиме (других режимов материнская плата не поддерживает)
4. Видеокарта. К сожалению толком параметры видеокарты не отображаются в CPU_Z.
Посмотрим в свойствах системы. К счастью драйвер удалось найти в интернете, и он прекрасно встал на ХР.
В свойствах адаптера можно посмотреть объем видеопамяти :).
Во что же можно поиграть на этой карточке?
1. Doom 1993 год - думаю тут вопросов нет, эта игра работает почти на всем, где есть ЦП и экран.
2. Transport Tycoon (версия более современная, чем оригинальная игра 1995 года) - Open TTD - оригинальная игра прекрасно работала и на pentium 1 - 133 mhz.
3. RollerCoaster tycoon - эта игра чуть более требовательна. Но минимум нужен 1 мб видеопамяти - так что игра работает отлично.
4. Аллоды II - 1999 год выхода игры, видеокарта подходит любая, более чем с 1 мб видеопамяти
Во всех предыдущих играх системные требования соответствуют нашей видеокарты. Давайте попробуем запустить что-то посерьезнее.
5. Quake II. Эта игра в минимальных системных требованиях имеет 2 мб видеопамяти + 3dfx. Последнего у нас нет, но игра работает вполне приемлемо.
6. Stronghold. Здесь требуется 4 мб видеопамяти минимум. Но игра прекрасно работает на нашей 2 мегабайтной 128 битной карточке! Правда шрифты почему то кривые. Но это, судя по всему проблемный дистриб.
7. HalfLife Эта игра гораздо более требовательна к видеокарте. Минимум требуется 16 мб видеопамяти. Но игра заработала на этой видеокарте с 2-мя мегабайтами памяти. FPS в районе 16-25
Вот такая, довольная редкая и интересная карточка. Надеюсь Вам было интересно, так же как и мне, прикоснуться к истории, и протестировать этого старичка. Пишите свое мнение в комментариях, ну а я на этом прощаюсь с Вами, удачи!